Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Есть ли воздух на Земле?»
план-конспект занятия

Сторожук Наталия Сергеевна

Конспект НОД

по познавательно – исследовательской деятельности

для детей подготовительной группы


Тема: «Есть ли воздух на Земле?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelno_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект НОД

по познавательно – исследовательской деятельности

для детей подготовительной группы


Тема: «Есть ли воздух на Земле?»

Составила: воспитатель

Сторожук Н.С.

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задача: расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

- воспитывать интерес к окружающей жизни.

Методы и приемы:  беседа, наблюдение, опыты, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Словарная работа: лаборатория, невидимый, прозрачный, ноздри, живая природа, неживая природа.

Оборудование к занятию: ИКТ, лист картона, полиэтиленовый пакет; воздушные шарики;  пластиковая бутылка; таз с водой; мандарин.

Ход занятия:

Дети входят в зал, становятся в круг.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Здравствуйте. Вы ребята подготовительной группы, готовитесь идти в школу, я правильно говорю? Попробуйте быстро и честно ответить на мои вопросы, отвечайте «да» или «нет». Любите ли вы играть? А цветы топтать? Лепить? Стихи читать? Кричать? Слушать музыку? Рассказы? А делать фокусы? Загадки отгадывать? А планету, на которой живёте, любите? Проверим. Если вы честно отвечали, тогда мы сегодня с вами замечательно пообщаемся и поэкспериментируем, да так, что все вокруг ахнут и скажут какие вы молодцы!

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

Круглый мячик, словно карта, только с ним нельзя играть.
Лучше вам на нем, ребята страны мира показать. (глобус)

Воспитатель: Верно ребята, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Давайте мы с вами посмотрим на глобус. Скажите, какую форму имеет Земля? (ответы детей – форму шара)

Воспитатель: давайте свами посмотрим, какой цвет преобладает на нашей планете? (ответы детей – голубой).

А что, означает голубой цвет, как вы думаете? (ответы детей – это моря и океаны).

Посмотрите, какие еще цвета вы видите и как вы думаете что они обозначают? (ответы детей – зеленый-леса, коричневый-горы, желтый-пески)

Воспитатель: Ребята наша земля очень красивая,  богатая лесами, она живая, а кто мне скажет, почему мы ее называем «Живая»?

Ответы детей: на ней обитают животные, рыбы, насекомые, люди, растения.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте загадку

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (воздух).

Воспитатель: скажите, пожалуйста, для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать). А воздух нужен только людям? (всем живым организмам)

Воспитатель: я вам предлагаю  организовать свою команду «Юных экологов» мы будем свами сегодня проводить разные опыты и эксперименты.

И первым будет такой  эксперимент.

Дыхательная гимнастика. Закройте пальцем нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (нам нечем дышать, не хватает воздуха). Какой орган помогает нам дышать? Правильно лёгкие.

Воспитатель: сейчас мы проведем опыт, нам нужно с вами надуть шарики. (Дети надувают шарики). Вот как надуваются наши шарики, также  работают лёгкие человека. Скажите, чем мы дышим? (кислородом). А что выдыхаем? (углекислый газ). Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет воздух? Наши лёгкие повиснут, как эти воздушные шарики, люди не смогут жить на Земле.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам, юным экологам, провести в нашей экспериментальной лаборатории несколько интересных опытов. А чтобы всё прошло успешно, нужно соблюдать определенные правила, скажите что можно, а что нет?

МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать исследовательские приборы.

НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать боду, пробовать незнакомые вещества на вкус, нюхать без разрешение взрослого. Но прежде чем мы пойдем в нашу лабораторию нужно немножко разомнутся.

Физминутка: чударики

Воспитатель: все готовы? Сейчас мы с вами определим, что имеет воздух и занесем в морфо таблицу.

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом.

-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

-Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.

- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой, но все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

- Продолжим исследования.

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет:

  • звука;
  • запаха;
  • вкуса;
  • цвета;
  • формы;
  • он есть везде;
  • И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Морфотаблица

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично справились с поставленными задачами. Посмотрите, перед вами на столах разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией, какая осталась у вас после нашего занятия.

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему  «Что такое воздух» Цель занятия: формировать представления детей о воздухе...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы на тему «Мир тканей»Цель: Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детско...

Конспект непосредственно – образовательной познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: "Правила пожарной безопасности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иршинская начальная общеобразовательная школа»       Конспектнепосредственно – об...