Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Жданова Юлия Валерьевна

Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми

старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno-rolevyh_igr_s_doshkolnikami.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения сюжетно-ролевых игр с детьми

старшего дошкольного возраста

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья»

Цель: формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

  • развивать умение детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, используя ранее полученные знания;
  • учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку, подбирать атрибуты;
  • способствовать формированию гуманности, сочувствия к близкому человеку, доброжелательных отношений в группе;
  • развивать диалогическую речь детей в ходе игры;

Игровое оборудование: куклы; мебель для оборудования уголка; посуда; игровые атрибуты (косынки, передники, коляски); предметы-заместители

Этапы

Задачи

Формы и методы

Подготовительный

Стимулировать интерес к предстоящей игре.

Обогащать представления детей о взаимоотношениях детей и родителей, родственников, о способах проявления заботы к близкому через умение эмоционально откликнуться, сочувствовать, сопереживать.

Воспитывать заботливое отношение к младшему; уважительное отношение к старшему.

Беседа о семье, о профессиях родителей, о семейных традициях, о братьях, сестрах:

«Моя семья»

«Профессии родителей»

«Традиции семьи»

Рассматривание иллюстраций на тему «Дружная семья»

Создание проблемных ситуаций «Я обидел маму»

«У меня забрали игрушку»

Чтение и анализ стихов, рассказов о маме Е. Благинина «Посидим в тишине»

А. Барто «Все она»

Конструирование мебели из конструктора (стол, диван)

Игры с использованием невербальных средств общения «Изобрази подарок», «Разговор без слов»

Игра-инсценировка «Позвони другу/маме/бабушке»

        

Обучение игре

Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность

Учить действовать согласно принятой роли

Учить создавать необходимые для игры атрибуты

Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения.

Помощь в распределении ролей

Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения

Беседа после игры, оценка результатов игры

Самостоятельная игра детей

Развивать творческие способности

Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, способность к сопереживанию.

Воспитывать коллективные взаимоотношения.

Беседа после игры для оценки поведения

Беседа о перспективах игры

Изготовление нового игрового оборудования

Использование предметов-заместителей

Роли:

  • мама: заботится о детях, готовит кушать, играет с детьми, ходит на работу, укладывает спать детей, гладит белье.
  • папа: помогает маме заботиться о детях, ходит на работу, приносит покупки из магазина, делает ремонт в доме.
  • бабушка: готовит еду, вяжет, читает книжки детям, стряпает пирожки, ходит на прогулку с внуками.
  • дедушка: смотрит телевизор, играет с внуками, помогает папе делать ремонт.
  • брат/сестра: играют, смотрят телевизор, помогают маме, папе, бабушке, дедушке.

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»

Цель: развивать доверительные отношения в совместной игре.

Задачи:

  • формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия;
  • развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;
  • обогащать представления детей о профессии врача;
  • формировать чуткого, внимательного отношения к заболевшему;
  • развивать организаторские способности.

Игровое оборудование: набор доктора (стетоскоп, шпатель, градусник, ящик для хранения медицинских принадлежностей, молоточек), медицинский халат, муляжи лекарственных препаратов, рецептурные листы

Этапы

Задачи

Формы и методы

Подготовительный

Стимулировать интерес к предстоящей игре.

Обогащать представления детей о профессии врача

Воспитывать желание следовать положительным примерам взрослых, литературных героев

Формировать умения совместной игры (слушать партнера, обсуждать план игры)

Экскурсия в медицинский кабинет, общение с медицинским работником о данной профессии;

Рассматривание иллюстраций «На приеме у врача», «Аптека», «Карета скорой помощи».

Беседы: «Что нужно доктору для работы», «Зачем нужно закаляться?», «Что такое витамины?»

Чтение и анализ художественных произведений: «Айболит» К.И. Чуковского, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова;

Инсценировка произведения «Айболит» К.И. Чуковского.

Игры- ситуации «Рассказ по кругу», «Продолжи фразу»

        

Обучение игре

Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность

Учить действовать согласно принятой роли

Учить создавать необходимые для игры атрибуты

Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения.

Помощь в распределении ролей

Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения

Беседа после игры, оценка результатов игры

Пример взрослого в совместной игре

Самостоятельная игра детей

Развивать творческие способности

Воспитывать доброжелательные

отношения к сверстникам, способность к сопереживанию.

Воспитывать коллективные взаимоотношения.

Беседа после игры для оценки поведения

Беседа о перспективах игры

Изготовление нового игрового оборудования

Использование предметов-заместителей

Роли:

  • доктор: ведет прием, измеряет давление, смотрит горло, выписывает рецепт, прослушивает.
  • медсестра: помогает вести прием, заполняет карту больного, измеряет рост, делает уколы, выполняет задания доктора.
  • пациент: приходит на прием, рассказывает, что его беспокоит, покупает лекарственные препараты.
  • фармацевт: работает в аптеке, отпускает лекарства по рецепту.

Организация сюжетно-ролевой игры «Гипермаркет»

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру магазин.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с профессиями (продавец, директор магазина)
  • Развивать навыки диалогической речи;
  • Развивать творческое воображение, инициативу, организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Игровое оборудование: муляжи фруктов, овощей, деньги, корзины для покупок, кошельки, кассовый аппарат, фартуки, коробки из под конфет, ценники.

Этапы

Задачи

Формы и методы

Подготовительный

Стимулировать интерес к предстоящей игре.

Обогащать представления детей о профессии продавца

Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной игре.

Воспитывать симпатию к сверстникам, желание играть вместе.

Рассматривание иллюстраций с изображением магазина, кассы, товаров, продавца

Изготовление денег;

Дидактические игры «Ягоды-фрукты», лото «Магазин».

Экскурсия в магазин;

Лепка овощей;

Чтение художественной литературы: «Кем быть?» В. Маяковский, «Овощи» С. Михалков, оценка действий и поступков героев произведений.

        

Обучение игре

Совершенствовать умения

переносить впечатления, знания в игровую деятельность

Совершенствовать умения оценивать себя в игре

Учить создавать необходимые для игры атрибуты

Беседа перед игрой с целью определения темы игры,

сюжета, напоминание о правилах поведения.

Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих определению содержания определенной роли.

Помощь в распределении ролей

Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения

Беседа после игры, оценка результатов игры

Самостоятельная игра детей

Поощрять желание детей к самостоятельному обогащению содержания игр

Способствовать применению правил поведения в общественных местах

Замечать настроение партнера по игре

Развивать целеустремленность в достижении игрового результата

Беседа после игры для оценки поведения

Беседа о перспективах игры

Изготовление нового игрового оборудования

Использование предметов-заместителей

Роли:

  • продавец: отпускает товар, вежливо общается с покупателями, следит за качеством товара, считает деньги.
  • покупатель: приобретает товар, рассматривает товар, платит деньги.
  • директор магазина: контролирует работу продавца, вежливо общается с покупателями, работает за компьютером.

Организация сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

Цель: формирование уважительного отношения к сотрудникам детского сада.

Задачи:

  • расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада;
  • воспитывать интерес и уважение к труду;
  • развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых;
  • воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.

Игровое оборудование: куклы, игрушечная посуда, телефон, тетради, ручки, медицинские инструменты, одежда для повара, медсестры, воспитателя.

Этапы

Задачи

Формы и методы

Подготовительный

Стимулировать интерес к предстоящей игре.

Обогащать представления детей о коллективном труде людей

Воспитывать интерес к действиям людей

Воспитывать гуманное отношение к взрослым

Учить оценивать совместной деятельности как общий

Упражнять детей в свободном использовании группового пространства

Наблюдение за работой воспитателя, няни, медицинского работника, музыкального работника;

Рассматривание иллюстраций о предстоящем сюжете игры;

Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню;

Рисование на тему «Моя жизнь в детском саду»

Лепка продуктов питания для кухни;

Чтение и анализ стихов «Почему так говорят?» В. Товарков, «Второй ваш дом» Г. Шалаева

Беседы о значимости труда людей в детском саду

Хороводная игра «Каравай»

        

Обучение игре

Способствовать выполнению правил поведения в обществе

Воспитывать стремление к сотрудничеству

Совершенствовать умения оценивать себя в игре

Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения.

Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих

определению содержания определенной роли

Положительная оценка поступков и поведения в игре

Беседа после игры «Каким был ты в игре? Каким был партнер?»

Объединение в игре сюжетов игр «Семья», «Больница»

Самостоятельная игра детей

Развивать желание играть на разные темы

Способствовать применению правил поведения в общественных местах

Формировать умение считаться с интересами товарищей по игре, конструктивно решать конфликтные ситуации;

Содействовать проявлению умений сотрудничества

Обсуждение усложнения игр

Дополнять знания детей при помощи чтения литературы

Изготовление нового игрового оборудования

Использование предметов-заместителей

Роли:

  • воспитатель: принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю гимнастику, занятия, гуляет с детьми, организует игры;
  • младший воспитатель: следит за порядком в группе, кормит детей, помогает воспитателю в проведении занятий
  • повар: готовит еду, выдает ее младшим воспитателям;
  • музыкальный руководитель: разучивает песни, ставит сценки, проводит праздники;
  • медсестра: измеряет рост, вес детей, делает прививки, измеряет температуру тела;
  • заведующий: проводит собрания, пишет отчеты, следит за работой воспитателей;
  •  родители: приводят ребенка в детский сад, забирают из детского сада.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе  «Парикмахерская»

Цель: Расширять у детей представления о труде работников парикмахерской. Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни.

Задачи:

1. Обогащать знания детей о людях профессии «парикмахер».

2. Воспитывать уважение, развивать интерес к труду парикмахера.

3. Формировать дружеские отношения детей в игре.

4. Закреплять знания о правилах поведения в общественных местах.

5. Активизировать словарь: «парикмахер», «мастер», «ножницы», «расческа», «прическа», «фен», «стрижка», «стрижет», «челка», «пенка, лак для укладки», «бигуди».

Предварительная работа:

1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

5. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской».

6. Задание на дом: «Заучивание стихотворения о профессии парикмахер».

Оборудование и материалы: зеркало, стул, фартук для мастера-парикмахера, накидка для клиента, журнал с прическами, фен, расческа, ножницы игрушечные, бигуди, заколки и зажимы, использованные флаконы от лака, шампуня, пенки, бальзама, резиночки для волос, колокольчик.

Роли:

1. Парикмахеры (Дети).

2. Клиенты (Дети).

3. Администратор (Воспитатель).

Мотивация к игре:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их.

1. Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

2. Два кольца, два конца, посредине – гвоздик. (Ножницы)

3.   Ношу их много лет, а счета им не знаю. (Волосы)

4.  Глядись в меня хоть целый день, коль на себя смотреть не лень.

(Зеркало)

5.  Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

А зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

6.  Среди кудрей гуляла и зубчик потеряла. (Расческа)

7. Вот чудесное окошко:

Кошка в нем увидит кошку.

Посмотрел в окно Барбос – там                                                                                      

Хвостом виляет пес.                                                                                                        

Я взглянул  и в этот миг                                                                                      

Человек в окне возник. (Зеркало)

8.Если сделались ребята

вдруг похожими на льва

не ухожена, лохмата,

словно с гривой голова;

можно волосы детишкам

расчесать, укоротить;

ну а храбрым всем мальчишкам

и машинкой их постричь!

Позабудьте все о страхе –

пострижёт вас. (Парикмахер).

9.  У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер.)

Ход игры:

Воспитатель:  Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Всех сегодня парикмахеры обслужат, предлагаю посетить салон по очереди. Но сначала расскажите стихотворения про парикмахеров, какие кто заучил.

  1. Кто сегодня парикмахер?

Разрешите, буду я.

Я вам сделаю прическу,

Например, как у меня.

Перед зеркалом садитесь,

Я накидку завяжу

И, конечно, первым делом

Аккуратно причешу.

А теперь накрутим челку

На большие бигуди,

Заплетём косички сбоку,

Хвост завяжем позади.

Я всё сделала отлично,

Похвалите же меня.

Ведь теперь моя подружка

Стала лучше, чем была.

2. Парикмахер, взяв расческу,

Ловко делает причёску.

Быстро ножницы стригут,

Облик новый создают.

3. Дайте ножницы, расчёску,                                                                                                

Он вам сделает прическу.                                                                                  

Парикмахер непременно                                                                                  

Подстрижет вас современно.

Физминутка:

Мастер делает прическу. (Руки вверх). 

Феном, щеткой и расческой. (Вращательные движения руками).

Пышно локоны взобьет. (Вращательные движения кистями рук). 

Челку щечкою завьет. (Движение «моталочка»). 

Все в руках его «горит». (Наклоны в стороны, руки на поясе). 

Он изменит внешний вид. (Ходьба на месте).

Воспитатель: 

Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем в парикмахерскую? Нам с вами надо распределить роли. Кто будет детским парикмахером? Я буду администратором и буду вам помогать. Остальные ребята будут клиентами.

Администратор звонит колокольчиком. В салон заходит посетитель.

Администратор: Здравствуйте, меня зовут! А Вас?

Клиент: Здравствуйте. Меня зовут.

Администратор: Я рад, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели?

Клиент: Я хочу сделать красивую прическу, потому что сегодня вечером ко мне придут гости и мне хочется хорошо выглядеть.

Администратор: проходите, пожалуйста, сюда. Здесь работает наш парикмахер. Она вас обслужит.

Парикмахер: Здравствуйте, меня зовут. А Вас?

Клиент: Здравствуйте. Меня зовут….

Парикмахер: Присаживайтесь.

Далее парикмахер «делает» прическу, сопровождая игровые действия словами.

Администратор звонит колокольчиком. В салон заходит следующий посетитель.

Администратор: здравствуйте, меня зовут! А Вас?

Клиент: здравствуйте. Меня зовут….

Администратор: Я рада, что вы посетили наш салон. Что бы Вы хотели?

Клиент: Я хочу подстричься.

Администратор: К сожалению, наши парикмахеры сейчас заняты, но Вы можете подождать.

Клиент: Хорошо, у меня есть свободное время, я подожду.

Администратор: Проходите, пожалуйста, сюда, располагайтесь. Посмотрите журналы.

Клиент: Остается ждать своей очереди на стрижку.

По мере выполнения работы парикмахер приглашает клиента на стрижку. Игра продолжается, по желанию детей еще несколько клиентов могут посетить парикмахерскую.

Окончание игры.

Воспитатель: Как вы думаете, а посетителям понравились новые прически? Вы узнавали, довольны клиенты работой мастера? А давайте спросим у них? Теперь вы знаете, чем занимаются люди, которые работают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.

Администратор: Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон. Но завтра он обязательно откроет перед вами свои двери.

(Напоминает детям о том, что нужно привести в порядок свои рабочие места).      

  • Какие роли вам понравилось выполнять?
  • Что интересного было в игре?
  • Кто из вас хотел бы работать парикмахером,  когда станете       взрослыми? Спасибо.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе  «Почта»

Цель: расширить представления детей о профессии почтальона.

Задачи:

  • Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре  ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
  • Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.
  •  Активизировать и расширять словарный запас.

Словарная работа: посылка, бандероль, телеграмма, почтовая марка.

Предварительная работа:

  • чтение произведения С. Маршака «Почта», «Почта военная»,
  • отгадывание загадок;
  •  беседа о работе почтальона, оператора почтовой связи, заведующего почтового отделения;
  •  изготовление приглашений для родителей на праздник для отправления почтой.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки телеграмм, журнал регистрации почтовых отправлений, извещения о посылке, конверты, поздравительные открытки, газеты, журналы, штампики.
Сумка для почтальона, фуражка почтальона, почтовый ящик.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру. Но сначала послушайте стихотворение:

Шагает с сумкой кожаной и кипою газет

И письма и открытки, чего тут только нет!

И в дождь и в морозы в любую погоду

Спешат почтальоны доставить народу:

Кому-извещенья и телепрограммы,

Кому-переводы, кому телеграммы.

  • Вы догадались, в какую игру мы будем играть? (почта).
  • А кто из вас был на почте?
  • Давайте вспомним, что мы там видели (почтовый ящик, витрины с конвертами, марками, открытками и т.д.)
  • А кто мне скажет, зачем люди приходят на почту?  (Отправить письмо, телеграмму, посылку, бандероль,  оформить подписку на газеты, журналы)
  • Ребята, а давайте подумаем, когда мы приходим на почту, чтобы отправить письмо, то что мы должны сначала сделать (купить почтовый конверт и наклеить на него почтовую марку,   написать на конверте адрес того, кому мы хотим отправить письмо).
  • Правильно!  Ведь даже если мы живём в одном городе, то все равно у всех разные улицы и дома. Чтобы письмо не потерялось надо указывать правильный адрес. А что же дальше делать с письмом?  (опустить в почтовый ящик).
  • А если нам надо отправить посылку или бандероль, то надо вначале заполнить извещение, в котором также, как и на конверте необходимо указать адрес того, кому мы отправляем посылку и свой домашний адрес. Потом надо обратиться к работнику почты, который взвесит посылку, и уложит её в коробку или обернет бумагой. И обязательно поставит на неё печать почтового отделения.
  • Работа на почте интересная и очень ответственная. Ведь надо внимательно проследить, чтобы все письма, посылки, газеты дошли по нужному адресу.
  • Почтальон приходит на работу рано утром, разбирает письма и открытки, складывает их в сумки и разносит по адресам. Бывают не простые письма, а заказные, которые очень важные. Такие письма обязательно записываются по номерам в специальный журнал регистрации почтовых отправлений.
  • Отправлением и выдачей посылок занимаются операторы почтовой связи. У них же можно и оформить подписку на журналы и газеты, и тогда почтальон будет приносить их прямо домой. Для этого надо заполнить специальный бланк, где указывается адрес. И на письма, и на посылки обязательно ставится печать почтового отделения.
  • Самый главный человек на почте  заведующий почтовым отделением. Это очень ответственная работа. Ведь очень много писем, газет, посылок, журналов проходит через почтовое отделение каждый день.
  • А теперь давайте рассмотрим, что же есть у нас с вами для того, чтобы начать игру:  сумка почтальона, она большая и вместительная;  штампы нашего почтового отделения;  извещения на посылку, конверты, почтовые марки, бланки телеграмм. Вот и почтовый ящик нашего отделения. А это - журнал регистрации почтовых отправлений, в который почтальон будет записывать самые важные письма.
  • Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть почтальоном? А оператором в посылочном отделе? А кто будет заниматься продажей конвертов, марок, оформлением подписки на журналы? И давайте решим, кто же будет заведующим?

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

  • Почтовое отделение открывается.

Ход игры.

Ребенок-почтальон разбирает  письма, журналы, газеты;  некоторые письма регистрирует в журнал, ставит печать на письма, почтовые открытки. После этого укладывает все в почтовую сумку и отправляется разносить по адресам  (ребятам, которые в это время находятся «дома»).

Другой работник почты продает конверты, марки. В посылочном отделе оператор оформляет и упаковывает посылки, бандероли, а также выдаёт посылки и бандероли посетителям по извещению.

Посетители почты покупают конверты, наклеивают на них марки и укладывают в конверты письма. Затем опускают письма в почтовый ящик; отправляют и  получают посылки. Игра продолжается до последнего посетителя.

Подведение итогов игры:

  • Понравилась ли игра?
  • Понравились ли вам наши почтальоны? Вежливы ли были операторы? Понравилось вам получать письма и посылки? (да или нет, почему).
  • Понравилось ли самому ребенку быть в роли почтальона?
  • Согласитесь, приятно получать письма от друзей, посылки, интересные журналы. Почта очень нужна и важна.

 

Приложение 3

Конспект НОД по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  1. Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  2. Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  3. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  4. Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  5. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  6. Развивать память, внимание, мышление.
  7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  8. Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий,
  • раздаточные картинки с изображением инструментов,
  • схемы для составления описательных рассказов,
  • компьютерная презентация,
  • кукла Незнайка,
  • мяч.

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяк «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».

Ход НОД

1. Организационный момент

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»
(компьютерная презентация загадок.)

2. Введение в тему

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Вноситься кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?» (предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо)

Врач варит суп.

Учитель учит детей в школе.

Повар лечит людей.

Шофер убирает двор.

Дворник водит машину.

Швея чинит сапоги.

Сапожник шьет одежду.

Продавец продает продукты.

Строитель подстригает людей.

Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру

Игровое упражнение с мячом «Кто, где работает?»

(дети стоят в кругу)

Шофер – на дороге.

Повар – в столовой.

Строитель – на стройке.

Врач – в больнице.

Швея – в ателье.

Продавец – в магазине.

Парикмахер – в парикмахерской.

Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?» – работа в микрогруппах.
(дети к картинке с профессией подбирают инструменты)

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов

3. Изучение нового – составление описательного рассказа по схеме.

План:

Название профессии. (Кто это?)

Место работы. (Где работает?)

Что делает человек данной профессии? (Что делает на работе?)

Что ему нужно для работы? (Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа: Это продавец. Продавец работает в магазине (супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

– Самостоятельные рассказы детей.

4. Закрепление

Игровое упражнение «Составь предложение»

(Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение)

Врач лечит…

Повар варит…

Строитель строит…

Швея шьет…

Воспитатель воспитывает…

Шофер перевозит…

Парикмахер подстригает…

Продавец продает…

5. Итог

 Чему вы сегодня научились?

– Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшин. – М.: Сфера, 2015. –                    380 с.
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Сфера, 2016. – 188 с.
  3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9. – С. 28-34.
  4. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова. – М.: Сфера, 2016. – 112 с.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Академия, 2017. – 162 с.
  6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 32-37.
  7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 25-29.
  8. Фокина Э.Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в дошкольном образовательном учреждении /        Э.Д. Фокина, М.В. Базулько. – СПб.: Речь, 2015. – 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....

Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОО

Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДООДошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знани...

Методика проведения сюжетно-ролевой игры

Данная консультация предназначена для педагогов, которые работаю с детьми. Ведь игра в жизни ребенка имеет большое значение, при помощи игры дети учаться взаимодействовать между собой, познают окружаю...

Методика проведения сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал напоминает нам о том, что нужно чаще уделять времени своим детям, больше играть с ними. в любой игре дети знакомятся с окружающим миром....