План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»
рабочая программа (подготовительная группа)

Шевчук Наталья Александровна

В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих и интеллектуальных способностей.

Цель и основные задачи:

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам игры  шахматы;
  • обучить комбинациям, теории и практике игры в  шахматы.
  • формировать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

Развивающие:

  • развить стремление детей к самостоятельности; 
  • развить умственные способности обучающихся: логического мышления,
  • осуществление всестороннего физического развития обучающихся;
  • развить коммуникативные способностей ребенка.

Воспитательные:

  • воспитать  отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
  • выработать у обучающихся умения применять полученные знания на практике;
  • создать ситуации успеха для каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_shahmat.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное  учреждение

Средне- Агинский детский  сад

Принято

на заседании педсовета

Протокол № 1

От………….. года

«Утверждаю»

Заведующий МКДОУ

Средне-Агинский детский сад

_________ Н.В. Зинченко

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста

«Страна шахмат»                                                                             

(разновозрастная группа Капельки)

на 2021-2022 учебный год

Составитель:

Воспитатель разновозрастной группы « Капельки»

Шевчук Наталья Александровна

с. Средняя-Агинка 2021 г

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3
  2. Учебно – тематический план……………………………………….........................5
  3. Содержание изучаемого курса……………………………………………………..7
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………..10
  5. Список литературы…………………………………………………………………11

  1. Пояснительная записка

Актуальность Программы дополнительного образования «Страна шахмат» (далее – Программа)

В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих и интеллектуальных способностей.

          Организация объединений позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Грамотно поставленный процесс обучения детей  шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы открывают широкие возможности, поднимают на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы  помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Шахматы  по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.

Но шахматы -  это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

         Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Направленность Программы

Физкультурно – спортивная направленность. Создание интеллектульно – спортивной среды для развития социально – коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка.

Цель и основные задачи:

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить основам игры  шахматы;
  • обучить комбинациям, теории и практике игры в  шахматы.
  • формировать умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

Развивающие:

  • развить стремление детей к самостоятельности;  
  • развить умственные способности обучающихся: логического мышления,
  • осуществление всестороннего физического развития обучающихся;
  • развить коммуникативные способностей ребенка.

Воспитательные:

  • воспитать  отношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
  • выработать у обучающихся умения применять полученные знания на практике;
  • создать ситуации успеха для каждого ребёнка.

Основные принципы реализации Программы

         В целях организации качественной работы по Программе предполагается придерживаться следующих принципов:

  • системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»
  • учет индивидуальных особенностей ребенка (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.)
  • использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагога и родителей) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития.

Программа составлена на основе авторской программы «Феникс» А.В. Кузина, Н.В. Коновалова, Н.С. Скаржинского.

Возраст детей, участвующих в реализации  Программы.

Возраст детей участвующих в реализации программы: 5-7 лет.  Для приема в объединение, реализующее программу, учитывается  желание ребенка, согласие родителей. Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья.

Для реализации данной программы не требуется специальных шахматных знаний и навыков игры педагогов – взрослый может пройти процесс обучения вместе с обучающимися.

Режим реализации Программы:

Программа рассчитана на проведение занятий в объединении дополнительного образования с периодичностью 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.

Срок реализации  Программы – 1 год

Планируемые результаты освоения программы:

В ходе реализации Программы предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы Детьми соотнесены с основными требованиями ФГО ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребенка. Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, родителей, педагогов) планируются следующие результаты освоения Программы:

РЕБЕНОК

-Приобретает потребность в действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе и на основе образно – символических и нормативно-знаковых материалов

ПЕДАГОГ

-Создает интеллектуально – состязательную среду для развития социально – коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребенок-семья-дошкольная организация»

РОДИТЕЛЬ

-Получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время.

  1. Учебный план

Программа «Страна шахмат» предусматривает 68  часов (2 занятия  в неделю)

Тема

Количество часов (все часы включают интеграцию теоретического и практического материала)

1

Знакомство

3 час

2

Шахматная доска

3 час

3

Прямые линии

3 час

4

Знакомство с шахматной доской

3час

5

Знакомство с шахматными фигурами

3 час

6

Знакомство с пешками

3 часа

7

Знакомство с Ладьями

3 часа

8

Знакомство со Слонами

3 часа

9

Тренировочные позиции (пешки, Ладьи, Слоны)

3 час

10

Спортивное соревнование

3 час

11

Знакомство с Ферзями

3часа

12

Тренировочные позиции  с изученными фигурами (пешки, Ладьи, Слоны, Ферзи)

3 час

13

Знакомство с Конями

3 часа

14

Тренировочные позиции  с изученными фигурами (пешки, Ладьи, Слоны, Ферзи, Кони)

3час

15

Знакомство  с Королями

3 часа

16

Тренировочные позиции ((пешки, Ладьи, Слоны, Ферзи, Кони)

3 час

17

Ценность фигур

3 час

18

Шах

3час

19

Мат в один ход

3час

20

Шах и мат

3 час

21

Тренировочные позиции

3 часа

22

Развлечение «До свидания, страна шахмат»

2 час

23

Спортивное соревнование

3 час

Итого

68

  1. Содержание Программы

Тема занятия

Содержание занятия

Месяц, неделя

1

Знакомство

Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным инвентарем

Сентябрь, 1 неделя

2

Шахматная доска

Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между партнерами

Сентябрь, 2  неделя

3

Прямые линии

Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске

Сентябрь, 3 неделя

4

Знакомство с шахматной доской

Познакомить с шахматной доской, формировать понятие «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»

Сентябрь, 4 неделя

5

Знакомство с шахматными фигурами

Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной партией

Октябрь, 1 неделя

6

Знакомство с пешками

Познакомить с пешкой, ее местом в начальном положении партии, тем, как она ходит

Октябрь, 2 неделя

7

Пешка

Закрепить  навыки игры пешкой

Октябрь, 3 неделя

8

Соревнование пешками

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть тренировочные позиции

Октябрь, 4 неделя

9

Знакомство с Ладьями

Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном положении, с тем, как она ходит

Ноябрь, 1 неделя

10

Ладья

Закрепить навыки игры фигурой Ладья

Ноябрь, 2 неделя

11

Тренировочные позиции (Ладья)

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Ноябрь, 3 неделя

12

Знакомство со Слонами

Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном положении, его ходами

Ноябрь, 4 неделя

13

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре Слон

Декабрь, 1 неделя

14

Слон

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон

Декабрь 2 неделя

15

Тренировочные позиции (Слон)

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Декабрь 3 неделя

16

Тренировочные позиции (пешки, ладьи и Слоны)

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Декабрь 4 неделя

17

Спортивное соревнование

Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения простейших шахматных задач

Январь 2 неделя

18

Знакомство с Ферзями

Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном положении, тем, как он ходит, бьет другие фигуры

Январь 3 неделя

19

Ферзь

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь

Январь 4 неделя

20

Ферзь и пешка

Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка

Февраль 1 неделя

21

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Февраль 2 неделя

22

Знакомство с Конями

Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном положении, тем, как он ходит, бьет другие фигуры

Февраль 3 неделя

23

Конь

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь

Февраль 4 неделя

24

Конь угрожает

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Март 1 неделя

25

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Март 2 неделя

26

Знакомство с королями

Познакомить с шахматной фигурой Король, местом Короля в начальном положении, тем, как он ходит, бьет другие фигуры

Март 3 неделя

27

Король

Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание, способность играть по правилам, находить правильное решение.

Март 4 неделя

28

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Апрель 1 неделя

29

Ценность фигур

Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры

Апрель 2 неделя

30

Шах

Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать различные ситуации

Апрель 3 неделя

31

Мат в один ход

Сформировать представление о позиции мат, развивать способность детей думать, рассуждать и анализировать сложившиеся ситуации.

Апрель 4 неделя

32

Шах и мат

Сформировать представление о комбинациях шах и мат

Май 1 неделя

33

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Май 2 неделя

34

Тренировочные позиции

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях

Май 3 неделя

35

До свидания, шахматная страна

Закрепить пройденный материал

Май 4 неделя

36

Спортивное соревнование

Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях в условиях спортивного соревнования

Июнь 1 неделя

Основные методы и формы обучения:

  Формирование шахматного и шашечного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами и шашками.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Основные формы обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Дидактические игры и игровые задания.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской.  

4.Методическое обеспечение Программы

Программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Феникс – шахматы для дошкольников», который  разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Состоит из парциальной программы, методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей и дидактических материалов для детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс «Феникс – шахматы для дошкольников» апробирован на экспериментальных площадках ФГАУ «ФИРО». Имеются рецензии и экспертные заключения.

Реализация УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» направлена на формирование общей культуры личности детей и обогащение (амплификацию) детского развития за счет включенности в интеллектуально-состязательную среду. Содержание УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» ориентировано для детей всех групп здоровья.

Дидактические материалы  являются частью УМК «Феникс – шахматы для дошкольников» и предназначены для детей дошкольного возраста.

Каждый лист дидактического материала соответствует странице методических рекомендаций, в которых представлен алгоритм проведения занятия. Ребенок плотно работает с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем). Ребенок получает информацию с помощью дидактических материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения.

В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

Методические рекомендации к парциальной Программе являются частью УМК «Феникс – шахматы для дошкольников». Методические рекомендации адресованы тренерам по шахматам, педагогам дополнительного образования, работающим в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, а также может быть использовано родителями в условиях домашнего обучения и для общего развития детей.

Каждая страница методических рекомендаций соответствует определенному листу дидактического материала для детей, предлагает алгоритм проведения занятия. Как правило, это опрос, работа с листом дидактического материала, шахматной доской и фигурами (спортивным инвентарем), обсуждение или дискуссия по поводу темы или отдельных понятий, затронутых на занятии. В конце занятия ребенку предлагается вложить использованный лист дидактического материала в свою индивидуальную папку.

В верхней части страницы обозначена тема и даны основные целевые ориентиры занятия. В левой части страницы методических рекомендаций помещен рисунок часов с обозначением времени по минутам. Дуга справа от часов разбита на отрезки разного цвета, которые показывают, какое время предлагается отвести на ту или иную часть занятия. Цвет текста в правой части страницы соответствует цвету аналогичной части дуги. В нижней части страницы даны ответы на вопросы и задания с соответствующего листа дидактических материалов. Если задания не требуют ответов, то представленные изображения являются точным повтором материала дидактического листа.

Дидактический материал в большинстве случаев служит дополнением к спортивному инвентарю.

Материально-техническое обеспечение Программы

  1. Ноутбук с выходом в интернет-1шт.
  2. Мольберт- 1шт.
  3. Экран для мультимедиа проектора на штативе-1шт.
  4. Шахматы-2 комплекта.
  5. Столы и стулья детские.
  6. Ламинатор-1шт.

5.Список литературы

1. Кузин А.В., Коновалов Н.В., Скаржинский Н.С. Феникс – шахматы для дошкольников: учебно-методический комплекс, М, 2017

2. Сухин И.Г. Шахматы для детей, М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Наша флора и фауна".

Данная учебно-методическая разработка по дополнительному образованию, помогает познакомить детей с разнообразной и уникальной природой нашей страны. Каждое занятие - это увлекательное путешествие по у...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Разбуди всебе волшнбника"

Одним из показателей готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики рук. Чем раньше мы будем развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок освоит основные виды деятельности. Ведь как го...

Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"

Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Программа по кружковой работе для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) "Чудесные пейзажи" правополушарное рисование

Кружковая программа по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)«Чудесные пейзажи»(правополушарное рисование)Цель и задачиЦель: развитие творческих способностей, посредс...