«Формирование читательской грамотности старших дошкольников»
статья

Мильденберг Марина Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

«Формирование читательской грамотности старших дошкольников»  

Воспитатель: Мильденберг М. В.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

 Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

 Альберт Эйнштейн

Актуальность: Книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

Все детские сады работают по ФГОС. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

Современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов. Но родители должны помнить, что чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает  речь, память, мышление дошкольника.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь  привить интерес детей к чтению.

А развитие речи ребёнка - важное условие подготовки к обучению в школе.

Проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга перестала быть спутником детства.

Кто же должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, первоначально этим  должны заниматься  родители. Затем к родителям присоединяемся мы, работники дошкольных учреждений.

Поэтому задача родителей и воспитателей: сформировать интерес к чтению и потребности в чтении книг у дошкольников. Родители и педагоги  не должны учить ребёнка читать, его необходимо готовить к чтению.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

  • пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
  • активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников

Задачи:

  • Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребёнка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.
  • Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы
  • Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старшего дошкольника.

Осознав важность вопроса в формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей шестого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием, научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

В книжном уголке присутствуют разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги. Предметно-развивающую среду старалась сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия я подобрала высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутееваи др.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров использовала наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (укр. нар), «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Для драматизации литературных произведений с изготовила  элементы костюмов сказочных героев, маски.

Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились»,  сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекала средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудиосказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;

Периодически в группе организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная, например, сказки Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например: В.В.Сутеевым, Е.И.Чарушиным; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки и др. Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.

На непосредственно-образовательной  деятельности по художественно-эстетическому развитию, дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности); оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С.Есенина «Белая берёза», «Мой любимый книжный герой»,  А.С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; (конструирование из бумаги «Лукошко для красной шапочки»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка»; рисование

Проводим с детьми творческие встречи, литературные гостинные,  литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок (спектакль «Муха-Цокотуха» по мотивам сказки К.Чуковского; «Творчество Александра Пушкина», литературное развлечение «Королева игрушек», посвященное творчеству А.Л.Барто, игра-викторина «Путанница» по произведениям С. Михалкова, рождественские святки по мотивам сказки «Серебряное копытце», «Сказки дедушки Корнея», «Сергей Михалков - детям», «Сказка для доброй ночи»»; литературная гостиная «Ларец мудрости» - по мотивам басен И.А.Крылова).

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное  слово. Один раз в неделю у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети с удовольствием подклеивают потрёпанные книги.

Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали  к ней родителей. В беседах с родителями обращаю внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй, для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

  • эмоциональную отзывчивость;
  • активность и объективность читательского воображения;
  • умение пересказывать;
  • аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
  • осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Литература:

1. «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд.: Детство-пресс

2. «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд.: Детство-пресс

3.»Знакомим со сказочно-былинной живописью»: Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд.: Детство-пресс

4. «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд.: Детство-пресс

5. «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2005.

6.«Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш М.,Т.Ц.1999г.;

7. «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: Детство-Пресс, 2012. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Полтавский детский сад « Родничок » Формирование читательской грамотности старших дошкольников Выполнила: воспитатель Мильденберг М. В.

Слайд 2

Цель: Создание условий для формирования читательской грамотности старших дошкольников. Задачи: Повысить читательский уровень педагога по проблеме приобщения ребёнка к чтению: организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению. Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений. Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению детской литературы Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Постоянно развивать интерес детей к чтению, расширять круг чтения старших дошкольников.

Слайд 3

Тиваль Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольных учреждений, педагогам групп кратковременного пребывания детей.

Слайд 5

Межрегиональная научно – практическая конференция – публикация в сборнике. Заседание ассоциации педагогов дошкольного образования. РМО семинар-практикум. Муниципальный фестиваль передового педагогического опыта. Публикация на сайте средства массовой информации «Российское просвещение». Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогический опыт: теория, методика, практика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование читательской грамотности у дошкольников"

quot;Формирование читательской грамотности у дошкольников"...

Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...

Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».

Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

статья содержит в себе материал по развитию читательской грамотности у детей старших дошкольников....