«ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ»
статья

Мильденберг Марина Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области

«ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ»

 Воспитатель первой категории: Мильденберг М.В.

2017

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Н. Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-личностное развитие не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

1. Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Реализацию общеобразовательной программы:

-Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития:

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного учреждения  используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.

  1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:

- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);

- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т. д.);

- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;

- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;

- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.

  1. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).
  2. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра.

Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

- правила группы;

- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку;

- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т. д.

3) социальные дистанции:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Таких примеров можно привести немало, каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения, но и помогают педагогу в непосредственной организации жизнедеятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность (ООД).

Реализация указанной цели не ограничивается данной областью, направления ее проникают в такие области, как познавательное и речевое развитие, тесно связаны с продуктивной деятельностью, перекликаются с задачами физического развития и воспитания. Исходя из этого, выделить задачи данной области для проведения отдельных занятий не представляется возможным. Поэтому занятия по данному направлению, как правило, интегрируются, с занятиями познавательного, художественно-эстетического цикла. Такие занятия имеют ряд преимуществ: способствуют развитию речи и формированию аналитико-синтетических функций в большей степени, чем обычные занятия; способствуют формированию познавательного интереса, рассмотрению изучаемой темы с нескольких сторон; дают возможность реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности. 

Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой и коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют её, учатся применять полученные знания на практике.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности (технология ТРИЗ, метод проектов) позволяет включиться в определенную систему получения знаний, что приводит к появлению нового типа отношений между ребенком и социальным окружением.

Основными формами работы в реализации рассматриваемой области являются: организованная образовательная деятельность, личный пример взрослого, игровые ситуации, беседа, этическая беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная и словесная игра, наглядные методы, чтение и обсуждение художественной литературы.

Личный пример – форма, на которой строится вся работа воспитателя с детьми. В сочетании с пояснениями, уточнениями, личный пример является одной из самых действенных форм усвоения материала, особенно это касается образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.

Игровые ситуации – практическая форма работы, в ходе которой ребенок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнером, усваивая новые знания, конструктивные приемы общения. Как гласит китайская пословица: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, но вовлеки меня, и я пойму».

Беседа – универсальная форма работы, в ходе которой педагог знакомит с новыми понятиями, разъясняет изученные, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой организованной образовательной деятельности, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. 

Этическая беседа позволяет не только закрепить знания, с ее помощью педагог формирует и закрепляет морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, явлений, ситуаций социально-нравственного характера.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.

Воспитание основ безопасного поведения у дошкольников как одно из направлений социально-коммуникативного развития

Одним из направлений социально-коммуникативного развития является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение влияния неблагоприятных факторов на психоэмоциональное и физическое самочувствие дошкольников, грамотную организацию их жизнедеятельности в образовательном учреждении и в семье. В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и педагогам. Постепенно роль ребенка в предупреждении опасных ситуаций возрастает: развивается представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, соблюдать правила личной гигиены, регулярно заниматься физическими нагрузками, употреблять полезные напитки и продукты, грамотно вести себя в опасных ситуациях.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников».

ФГОС предполагает реализацию данного направления через формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание работы зависит от возраста детей.

Так, формирование у младших дошкольников предоставлений о безопасном поведении включает: понимание детьми опасности брать в рот различные предметы, играть со спичками, прикасаться к включенным в сеть электроприборам. Малыши постепенно усваивают, какую опасность могут принести огонь, вода, стекло и другие колющие и режущие предметы. Доступны для усвоения младшими дошкольниками такие понятия, как высота и глубина. Важно работать с малышами и в воспитании грамотного безопасного поведения на улицах города, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В работе со старшими дошкольниками на первый план ставится задача воспитания самостоятельности и понимания ребенком важности правильного поведения в целях охраны жизни и здоровья. Старший дошкольник должен иметь четкие представления о том, что и почему опасно для здоровья, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Ребенка важно научить оценивать свое самочувствие, вовремя обращаться за помощью к взрослому, грамотно вести себя при контакте с больным человеком. Старшие дошкольники способны усвоить элементарные представления о строении человеческого организма, об охране зрения и слуха. Не менее важно обучать старших дошкольников простейшим приемам самообороны (громко звать на помощь, кричать в случае насильственных действий), формировать у них отрицательное отношение к вредным привычкам. Старший дошкольник должен знать свой домашний адрес, телефон; иметь представление о том, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся.

Трудовое воспитание дошкольника

Одной из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является трудовое воспитание дошкольника. Это, бесспорно, одна из важнейших задач современной науки и практики. Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Представители отечественной педагогики середины ХХ века и другие видели в трудовом воспитании огромные возможности для социализации дошкольника. Ими была разработана система трудового воспитания, основанная на интеграции различных видов труда в другие виды детской деятельности, особенно в игру.

Сегодня, в новых социально-экономических условиях, стоит задача воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Без труда невозможно осуществление физического, познавательного, художественно-эстетического развития дошкольника. Труд способствует физическому развитию дошкольника, тренирует крупную и мелкую мускулатуру, развивает мыслительные процессы. Высок потенциал труда для нравственного воспитания ребенка, для формирования моральных качеств личности.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовое воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Одним из ведущих понятий рассматриваемого направления является «трудолюбие» - это интерес и влечение к трудовой деятельности, желание трудиться. Данное понятие рассматривалось многими учеными. Несмотря на его простоту, авторы выделяют в нем несколько компонентов:

- познавательный – знания о профессиях, о труде взрослых;

- эмоционально-мотивационный – интерес к труду, желание трудиться;

- поведенческий – закрепившаяся в поведении дошкольника привычка к труду, осознание необходимости трудовой деятельности для человека, общества;

- личностный – сформированность личностных качеств, необходимых для успешного выполнения трудовых действий (ответственность, самоконтроль, самостоятельность, способность к преодолению трудностей и т. п.).

По наличию и уровню развития у дошкольника данных компонентов можно судить об уровне воспитанности трудолюбия. Ниже представлена диагностическая таблица для оценки уровня трудолюбия у старших дошкольников (таб.1).

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником. Основными задачами работы в данном виде труда являются:

- воспитание привычки к опрятности, развитие потребности в самостоятельности,

- формирование умений и навыков самообслуживания;

- развитие желания оказывать посильную помощь сверстникам.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает дошкольника к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей. Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата – вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т. д.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отжать руки, вытереть их полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.

4. Взаимодействие с семьей

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема:«Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: соде...

Перспективное планирование образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в раннем возрасте

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в раннем возрасте...

Перспективное планирование образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе...