«Планирование образовательной деятельности в режимных моментах»
статья

Мильденберг Марина Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»

«Планирование  образовательной деятельности в режимных моментах»

        Мильденберг М.В.

Воспитатель 1 категории

2016

С введением в действие ФГОС (а именно требований к структуре основной общеобразовательной программы)  кардинально изменилась модель организации образовательного процесса. На смену учебной модели пришла комплексно-тематическая, через адекватные возрасту формы и виды детской деятельности. Решение воспитательно-образовательных задач при этой модели происходит в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность в режимных моментах - это образовательная деятельность, осуществляемая в форме совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах.  

Большое  значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.

         К режимным моментам относятся:
1.    Прием детей.
2.    Утренняя гимнастика.
3.    Подготовка к завтраку, завтрак.
4.    Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5.    Подготовка к  1 прогулке, прогулка.
6.    Подготовка к обеду, обед.
7.    Организация сна детей.
8.    Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9.    Подготовка к полднику, полдник.
10.  Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11.  Подготовка к ужину, ужин.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. 

Первая половина дня

Прием детей.

Утро – это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется работа с детьми по различным видам деятельности. 

  • Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге в садик; природные , погодные сезонные изменения.
  • Беседы со всеми детьми ( «Что делали вчера?», «Что хотели бы делать сегодня?»).
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам( «Зимние забавы», «Времена года», «Как дети птичек кормили»).
  • Рассматривание предметных картинок, классификация предметов, изображенных на них(одежда, обувь, посуда, мебель).
  • Упражнения на звукоподражание («Кто как разговаривает? А.Барто».
  • Работу по формированию культурно – гигиенических навыков (игра/ситуация «Умоем куклу Катю», «Зачем кукле Кате носовой платок?».
  • Пальчиковые игры для развития мелкой моторики («Кораблик», «Сидит ворон на дубу», «Этот пальчик - дедушка…» и другие)
  • Настольные игры (пазлы , вкладыши).
  • Дидактические игры.

В утренние отрезки планировать надо только знакомые для детей виды деятельности; нельзя планировать деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов; нежелательно планировать деятельность, предполагающую большую подготовку.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предыдущих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей (ФЭМП, разучивание стихотворения, пересказ), на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

В младшей и средней группе достаточно планировать 3-4 вида деятельности, в старшей и подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Во время приема пищи провожу ситуативные беседы ( о витаминах, которые находятся в овощах), о правилах поведения за столом («Когда я ем, я глух и нем» и так далее. При этом я учитываю, что все дети едят с разной скоростью и представляю им возможность есть в разном темпе.

Подготовка к прогулке, прогулка.

  • Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями и т.д.)
  • Подвижная игра (спортивные игры), в которой принимают участие все дети группы, планируется с учетом погоды, особенностей сезона;
  • Игровое упражнение (индивидуальная или подгрупповая работа по развитию основных видов движений);
  • Игры-забавы, хороводные игры, дидактические игры;
  • Творческие  игры ( сюжетно-ролевые игры с использованием предметов заместителей на бытовые, производственные темы, строительные, театрализованные игры, игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города);
  • Упражнения для развития мелкой моторики и пальцев (пальчиковые гимнастики, игры с песком, с водой, рисование под проговаривание текста палочкой, мелками на асфальте и т.д.);
  • Элементарная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе);
  • Поисково-экспериментальная деятельность и т.д.

На одной прогулке нет необходимости планировать все формы работы, но в то же время есть виды деятельности, требующие ежедневного внимания: наблюдения, подвижные игры, игровые упражнения на закрепление основных видов движений. Остальные формы работы с детьми можно планировать периодически.

Наблюдения планируются ежедневно на прогулке в первую и во вторую половину дня. Программное содержание наблюдений ритмично чередуется: экскурсия (целевая прогулка) природоведческая, наблюдение за бытовыми объектами, наблюдение за природоведческими объектами, наблюдения за общественными явлениями, трудом взрослых.

На прогулках планируется 3-4 новых подвижных игры в месяц. При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений: желательно, чтобы в течение месяца дети знакомились с подвижными играми на разные виды движений.  В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. В вечернюю прогулку не следует планировать игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. В этот отрезок времени целесообразно планировать игры средней и малой подвижности, игровые упражнения на закрепление основных видов движения, творческие игры детей и т.д.

При планировании подвижных игр следует учитывать, что в дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение  в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание, ловля мяча и т.д.).

Упражнения детей в основных видах движения желательно организовывать индивидуально или по  подгруппам (с детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений), разной степени интенсивности, в зависимости от степени подвижности детей. При планировании игровых упражнений надо учитывать основные виды движений, которые использовались в подвижных играх: если подвижная игра была с бегом, то игровые упражнения можно планировать с метанием, прыжками, лазанием. В течение одного дня на прогулках желательно чтобы фигурировали различные виды основных движений.

Остальные формы работы с детьми планируются на прогулках периодически, с учетом времени года и погодных условий, а также деятельности детей в течение дня. Если в содержании других режимных моментов уже присутствуют игры на развитие мелкой моторики, то на прогулке целесообразно взять тот вид деятельности, который еще не имеет своего места в календарном плане на этот день.

В то же время имеется некоторая особенность планирования отдельных видов деятельности в режимные отрезки: например, трудовую деятельность с детьми желательно планировать на прогулке в первую половину дня, а творческие игры – на вечерней прогулке.

Подготовка к сну, дневной сон

         Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо закрыть.

         Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

 

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится зарядка пробуждения, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания,  а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

 

 При планировании второй половины дня важное место занимает разнообразная игровая, трудовая, театрализованная деятельность,  а также чтение художественной литературы, ознакомление с основами безопасности. Этот отрезок времени предполагает более спокойную деятельность, способствующую развитию творческих способностей детей, навыков взаимодействия со сверстниками.

Работа по ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности не входит в план организованных видов деятельности, поэтому целесообразно выделить для этой работы с детьми особое место в режиме дня. Она планируется каждую неделю, охватывая все подразделы программы по формированию основ безопасности: поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности. Программные задачи решаются через такие формы работы как: ознакомление с художественной литературой; разучивание рифмованных правил безопасного поведения; рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов; экскурсии, целевые прогулки; продуктивные виды детской деятельности (изготовление плакатов, макетов и т.д.); беседы с детьми (по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах); игровые тренинги (вызов по телефону необходимой службы помощи и т.д.); чтение художественных произведений по теме.

Литературный час как форма работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой является вариантом партнерской деятельности взрослого с детьми и налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.  Педагог сам подбирает для детей художественные тексты, определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования. На месяц планируется чтение 1-2 больших произведений, которые следует читать несколько дней подряд (от 2 до 5 дней). Чтение художественных текстов желательно планировать ежедневно не только в режимный отрезок «после сна», но и перед сном. Учеными отмечено, что чтение книг вслух дошкольнику перед сном значительно улучшает запоминание новых слов и содержания книги – это способствует развитию речи и умственных способностей. Продолжительность чтения составляет примерно 10-20 минут.

В вечернем отрезке времени  основное место занимают различные виды игровой деятельности (настольно-печатные игры, игры с конструктором, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики, словесные и речевые игры, игры-имитации).

Таким образом, образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к основной образовательной деятельности. Напротив, в новых нормативных документах акцент с основной образовательной деятельности переносится на образовательную деятельность при проведении режимных моментов.

Совместная деятельность детей и взрослых по направлениям развития ребенка:

    -Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта   после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна) утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

    - Социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

 -Познавательное, речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

     -Художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.


Самостоятельная деятельность детей по направлениям развития ребенка: 

   -Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

   -Социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

   -Познавательное, речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание « умных раскрасок » , развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы , рамки-вкладыши, парные картинки);

  -Художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

В образовательной деятельности в режимные моменты я решаю задачи формирования общей культуры детей (культуры поведения, общения, деятельности, питания, сна, здоровья, безопасности жизнедеятельности, развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств и предпосылок учебной деятельности). Это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду.

Осуществляя режимные моменты, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности детей  (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности). Ориентированные на индивидуальные особенности ребенка требования способствуют его комфорту, хорошему настроению и активности.

На каждый режимный момент я планирую определенные мероприятия.

Список используемой литературы:

  1. Вербенец, А.М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / А.М.Вербенец. – СПб.: Детство Пресс, 2013. – 272 с.
  2. Голицина, Н.С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду / Н.С.Голицина. – М.: Скрипторий 2003, 2012. – 48с.
  3. Кочергина В.Н. Инновационные формы и методы работы в детском саду // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - № 8. – С. 6-19.
  4. Молодчая Т.В. Модель воспитательно-образовательного процесса на учебный год // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №11. – С. 10-13.
  5. Рунова М.А.. Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №4. – С.20-28.
  6. Скоролупова О.А. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. № 8. – С. 6-15.
  7. Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности дошкольников в режиме дня в соответствии с ФГТ // дошкольная педагогика. – 2011. - № 8. – С.13-21.
  8. Федеральный государственный образоватлеьный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (правовая библиотека образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)

Открытый  показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы.  Тема: «Свойства воздуха» (экспериментальная лаборатория)Воспитатель: 1 квалификационной категории...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов в средней группе

перспективное планирование образовательной работы для средней группы на первую неделю сентября по теме "День Знаний"...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности в режимных моментах «Путешествие в мир настроения» с детьми второй младшей группы «Зайка»

Данная интегрированная образовательная деятельность была проведена с детьми второй младшей группы, с целью  закрепления знаний о правах и обязанностях, развития эмпатии средствами  театральн...

Конспект организованной деятельности в режимных моментах

Конспект организованной деятельности в режимных моментах.Тема: »На лесной полянке»           ...

Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»

Цель:  систематизация знаний у педагогов по организации  театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста....

Примерное планирование образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Творческая мастерская Направление «Изобразительная деятельность» Средняя группа

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не ...