ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ВНЕДРЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
статья

Филиппова Яна Андреевна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА

ПРИ ВНЕДРЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_statya.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА

ПРИ ВНЕДРЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

«Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»

«Вольтер»

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целям рядом компетентностей:

• в сфере построения образовательных отношений;

• в организации взаимодействия субъектов образовательных отношений в сфере общения;

 • при создании образовательной среды и использования её возможностей.

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированной базовых компетентностей. В психолого- педагогических исследованиях различные авторы уделяли внимание проблеме профессиональных затруднений: Ю.К. Бабанский, А. К. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова и др.

Профессиональное педагогическое затруднение понимается как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести неудовлетворённости. Вместе с тем, трудности в профессиональной деятельности содержат и позитивную функцию, активизируя творческий поиск.

Изучение документов педагогов, наблюдения за практической деятельностью, методические срезы, анализ, собеседование показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много.

Это: сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудностями в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной (особенно проектно-исследовательской) деятельности.

Какова же классификация затруднений?

Традиционно, в образовательных отношениях выделяется ряд компонентов:

1) целевой;

2) содержательный;

3) процессуальный;

4) оценочно-коррекционный.

Ошибки и затруднения в целеполагании

Учителя часто испытывают трудности в формировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт.

Основные ошибки при постановке цели:

• целеполаганием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирования занятия;

• цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению занятия;

• неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

• подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результатов урока, а от того, чем занимались дети на уроке.

По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения.

Педагогически грамотно поставленные цели должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию).

Основные ошибки и затруднения в отборе содержания учебного материала

• трудности в поиске целостного смысла в изучаемом материале (знание не ради знания, а для жизни);

• трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное; • материал не систематизирован и не связан с предыдущим.

Содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний.

Основные ошибки и затруднения в подборе технологий и методов обучения

• использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и т. д.)

• односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидактического арсенала учителя роли транслятора знаний, репродуктивных методов обучения. Как показывает опыт, все дело в их гармоничном сочетании. «Рецепт» этого гармоничного сочетания сложен и индивидуален на каждом уроке. Он определяется степень мотивированности класса к изучению данного предмета, степенью подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и  ответьте на вопро...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО 1 Какие нормативно-правовые документы Федерального уровни регулируют деятельность ДО...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Диагностика личностных и профессиональных затруднений воспитателей в деятельности по реализации ФГОС дошкольного образования

В статье приводятся результаты исследования личностных и профессиональных затруднений педагогов дошкольного образовательного учреждения в деятельности по реализации ФГОС ДО....