Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)
рабочая программа (старшая группа)

Смирнова Гульчячак Марсовна

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_2020.docx59.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 98»

Челябинская область, г. Златоуст, ул. Н.П. Полетаева, 8;

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 98»

_________ Т.Б. Соболева

30.08.2019г.

Адоптированная программа курса

"Шахматно-шашечный всеобуч"

для детей дошкольного возраста.

(2 года обучения игре в шахматы)

(И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)

Разработала:

Смирнова  Гульчячак  Марсовна

Воспитатель

I-квалификационная категория

2019 г.

Пояснительная записка.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Программа  рассчитана на детей 5-7 лет. В состав группы входит 10 детей из старшей группы, и 10 детей из подготовительной группы. Предполагает проведение в каждой группе одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 37 часов. Срок реализации программы два года. Группы сформированы по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является  новизной в педагогическом процессе.

Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

Цель: Расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат.
  • Обучить правилам игры.
  • Дать теоретические знания по шахматной игре.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности.
  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания.
  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относится к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств.
  • Прививать навыки самодисциплины.
  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Основные формы и методы обучения:

  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Продуктивная художественная деятельность.
  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Просмотр обучающего видео.
  • Шахматные игры на проекторе.
  • Теоретические занятия, шахматные задания.

Работа  составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • «Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • «Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • «Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
  • «Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
  • «Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Требования к материально–техническому обеспечению шахматного кабинета:

  • Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
  • Наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты).
  • Демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур.
  • Настольные шахматы.
  • Обучающие видеоуроки по шахматам.
  • Книжно-печатная шахматная продукция для детей.
  • Комплект методической литературы.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры, задания и игровые упражнения).

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • Историю возникновения шахмат.
  • Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король, пешка;  правила хода и взятия каждой фигуры.
  • Основные правила игры в шахматы.
  • Ценность шахматных фигур.
  • Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, шах, мат, пат, рокировка.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске.
  • Правильно располагать шахматную доску между партнерами.
  • Правильно расставлять фигуры в начальном положении.
  • Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • Правильно выполнять взятие пешки на проходе.
  • Объявлять шах. Использовать три способа защиты от шаха.
  • Ставить мат разными фигурами.
  • Правила рокировки.
  • Решать шахматные элементарные задачи.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • Легенды о шахматах.
  • Основные правила игры в шахматы.
  • Различать и называть горизонталь, вертикаль, поля, центр  шахматной доски,  шахматные фигуры.
  • Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
  • Шахматные термины: партнеры, начальное положение, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, дебюты, под боем.
  • Представление о матовых, патовых позициях.
  • Простейшие комбинации: «Детский мат», «Мат Легаля»

К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • Понимать шахматную нотацию.
  • Уметь играть в «Шахматное лото».
  • Рокировать.
  • Ставить шах, мат и защищаться от них.
  • Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
  • Проводить элементарные комбинации.
  • Играть в шахматы с начального положения фигур.
  • Знать, как лучше начинать шахматную партию.

 

Тематическое планирование курса 1-й год обучения.

Дата

Тема

Содержание, цель

1

3.09.19

«В стране шахматных чудес».

Теоретическое занятие.

Знакомство с детьми. Знакомство с игрой в шахматы. Виды шахмат. 

Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Просмотр обучающего видео «Приключения в шахматной стране»

2

10.09.19

«Волшебная шахматная доска».

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с шахматной доской, понятием «шахматное поле». Разновидности досок. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

3

17.09.19

«Волшебная шахматная доска».

Теоретическое занятие.

Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ» Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактическая игра «Составь доску»

4

24.09.19

«Волшебная шахматная доска».

Теоретическое занятие.

Диагональ. Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Диагональ».

5

1.10.19

«Волшебная шахматная доска».

Теоретическое занятие.

Учить правильно, располагать доску между партнерами. Дидактические  игры «Собери шахматную доску»,  «Составь доску», «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ» Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску».

6

8.10.19

«Чудесные фигуры».

Теоретическое занятие.

Познакомить детей  с шахматными фигурами, понятием «партнеры» Упражнять в правильном назывании шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Игры « Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Большая и маленькая»  «Буква». (Шахматы  И. Г. Сухин стр.26- 27)

7

15.10.19

«Ворота Каиссии».

Теоретическое занятие.

Расстановка черных и белых  фигур в начальное положение для шахматной партии. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Заучивание стихотворения. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". 

8

22.10.19

«Две армии чудесных фигур».

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с основными правилами игры в шахматы:

1. Правильно располагать доску между партнерами (в правом углу шахматной доски всегда белая клеточка).

2. Правильное начальное расположение фигур на шахматной доске.

3. На 1и 2 встают белые фигуры. На 7 и 8 черные фигуры.

4. Шахматную партию начинают белые.

5. Стороны делают ходы поочередно, каждым ходом перемещая одну фигуру. Ход - передвижение фигуры с одного поля на другое.

6. Если коснулся рукой фигуры – делай ход («Тронул – ходи»).

7. Нельзя взять обратно ход.

8. При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать: «Поправляю»

9. При расстановке фигур на шахматной доске помнить правило: "Ферзь любит свой цвет".

Повторение расположения фигур на шахматной доске. Повторить стихотворение по расстановке фигур на шахматной доске. Игры «Мешочек», "Да и нет", "Мяч". (Шахматы  И. Г. Сухин стр.34)

9

29.10.19

«Я – Ладья».

Теоретическое занятие.

 Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин», "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых». Повторить основные правила игры в шахматы.

10

5.11.19

«Я – Ладья».

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности".

11

12.11.19

«Совсем этот слон на слона не похож».

Теоретическое занятие.

 Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь" "Лабиринт", "Перехитри часовых". Повторить основные правила игры в шахматы.

12

19.11.19

«Совсем этот слон на слона не похож».

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности". Игра на проекторе «Охотник и заяц»

13

26.11.19

Ладья против слона.

Практическое занятие.

 Термин "стоять под боем". Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита".

14

3.12.19

Ладья против слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

15

10.12.19

Ладья против слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Ограничение подвижности".

16

17.12.19

«В гостях у Ферзя».

Теоретическое занятие.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Повторить основные правила игры в шахматы.

17

24.12.19

«В гостях у Ферзя».

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Перехитри часовых", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".

18

14.01.20

Ферзь против ладьи, слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",  "Взятие", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых".

19

21.01.20

Ферзь против ладьи слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", «Ограничение подвижности».

20

28.01.20

«Кони черные и белые».

Теоретическое занятие.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Повторить основные правила игры в шахматы.

21

4.02.20

«Кони черные и белые».

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Лабиринт", «Перехитри часовых».

22

11.02.20

«Кони черные и белые».

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности". Игра на проекторе «Конь и снеговик»

23

18.02.20

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита".

24

25.02.20

Конь против ферзя, ладьи, слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Выиграй фигуру",  "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Захват контрольного поля".

25

3.03.20

Конь против ферзя ладьи слона.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

26

10.03.20

«Чудесная пешка».

Теоретическое занятие.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Взятие на проходе - взятие пешкой пешки противника, которая пересекает своим первым ходом на два поля – поле, которое бьется пешкой противника.

 Превращение пешки. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: «Один в поле воин». Повторить основные правила игры в шахматы.

27

17.03.20

«Чудесная пешка». Практическое занятие.

Дидактические игры: "Лабиринт", "Ограничение подвижности".

28

24.03.20

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита".

29

31.03.20

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», "Ограничение подвижности".

30

7.04.20

«Куда идет король».

Теоретическое занятие.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Рисование фигуры по шаблону. Дидактические игры: "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Повторить основные правила игры в шахматы.

31

14.04.20

«Куда идет король».

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Лабиринт»,  «Перехитри часовых», «Захват контрольного поля».

32

21.04.20

Король против других фигур.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Перехитри часовых".

33

28.04.20

Король против других фигур.

Практическое занятие.

Дидактические игры: "Сними часовых", "Двойной удар", «Захват контрольного поля», "Ограничение подвижности".

34

12.05.20

Ценность шахматных фигур.

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с ценностью фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”.

35

19.05.20

«Ковер – самолет».

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с понятием шах. Шах - ситуация нападения на короля. Король находится под шахом, означает, что он находится под боем фигуры противника и должен защититься. Три способа защиты от шаха: 1. Король уходит из–под шаха. 2. Взятие атакующей фигуры. 3. Короля закрывает другая фигура. Дидактические игры: «Шах или не шах» «Дай шах».

36

26.05.20

Мат и пат.

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с понятием мат и пат. Мат - положение на доске, когда король находится под шахом и не имеет возможности уйти из-под шаха или защититься другим способом. Пат - положение на доске, при котором игрок, за которым право хода, — не может сделать ход, не нарушая шахматных правил и его король не находится под шахом.

Показать детям: мат ладьей, мат слоном, мат ферзем, мат конем, мат пешкой. Дидактические игры: «Мат или не мат». Показать детям из-за чего бывает ничья. Дидактическая игра: «Пат или не пат».

37

29.05.20

Рокировка.

Теоретическое занятие.

Познакомить детей с понятием рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Рокировка - ход с участием сразу двух фигур. А именно, короля и ладьи. При рокировке король перемещается изначальной позиции через поле (вправо, или влево), а ладья перескакивает через короля, становясь на соседнее поле. Ряд «обжорный» — вторая или седьмая горизонталь, на которой «свирепствует» ладья и поедает пешки.

Познакомить с понятием стоять под боем. Дидактическая игра: «Рокировка»

Итоговое занятие

Диагностика.

Количество занятий.

1-ый год обучения: Всего 37 занятий, из них 18 занятий теория, 19 занятий практика.

Тематическое планирование курса 2-й год обучения.

Дата

Тема

Содержание

1

3.09.19

Повторение пройденного материала.

Практическое занятие.

История возникновения шахмат. Шахматная доска. Черные и белые поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильное расположение доски между партнерами. Начальное положение фигур (вспомнить стих для  расстановки фигур). Ходы шахматных фигур. Повторить основные правила игры в шахматы. Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”.

2

10.09.19

Повторение пройденного материала.

Практическое занятие.

Повторить основные правила игры в шахматы. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Вспомнить что такое  шах, мат, пат. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

3

17.09.19

Легенды о шахматах.

Лепбук «Шахматное королевство»

Теоретическое занятие.

Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма “Анатолий Карпов – чемпион мира”. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Познакомить детей с лэпбуком «Шахматное королевство» (см. приложение). Игра в Лепбук в дальнейшем, в свободное время от занятий. Повторить основные правила игры в шахматы.

4

24.09.19

Шахматная нотация.

Теоретическое занятие.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идет. Например: «Король с e1 – на е 2». Повторить основные правила игры в шахматы.

5

1.10.19

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Рыбка», «Корабль», «Человек в шляпе».  (см. приложение)

6

8.10.19

Ценность шахматных фигур.

Теоретическое занятие.

Ценность фигур. Фигуры делятся: Лёгкие фигуры — конь и слон (3 пешки) Тяжёлые фигуры — ладья (5 пешек)  и ферзь (9 пешек). Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. Самая ценная фигура. Пешка -  так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. (1 пешка)

Сравнительная сила фигур. Дидактические задачи “Кто сильнее”, “Обе армии равны”.

7

15.10.19

Ценность шахматных фигур.

Практическое занятие.

Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

8

22.10.19

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Король», «Ферзь», «Пешка». (см. приложение)

9

29.10.19

Шах.

Теоретическое занятие.

Закрепить у детей знания о шахе ладьей, слоном, конем, ферзем, пешкой. Три способа защиты от шаха. 1. Король уходит из–под шаха. 2. Взятие атакующей фигуры. 3. Короля закрывает другая фигура. Дидактические игры: «Шах или не шах» «Дай шах».

10

5.11.19

Шах.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Пять шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха».

11

12.11.19

Шах.

Практическое занятие.

Познакомить детей с открытым шахом и двойным шахом. Дидактические игры: «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Двойной шах с выигрышем фигуры», «Лучший шах»

12

19.11.19

Шахматное лото.

Теоретическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Бабочка», «Цыпленок», «Ёлочка».  (см. приложение)

13

26.11.19

Мат.

Практическое занятие.

Закрепить знания о том, что мат можно поставить: ладьей, слоном, ферзем, конем, пешкой. Дидактическая игра: «Мат в один ход».

14

3.12.19

Мат.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Пять матов», «Пропавшая фигура»

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Ладья», «Конь», «Слон». (см. приложение)

15

10.12.19

Ничья, пат.

Теоретическое занятие.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Закрепить у детей знания, из-за чего бывает ничья. Дидактическая игра: «Пат или не пат».

16

17.12.19

Рокировка.

Теоретическое занятие.

Закрепить у детей понятие рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическая игра: «Мат в один ход», «Выиграй фигуру».

17

24.12.19

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Цветочек», «Колокольчик», «Собачка». (см. приложение)

18

14.01.20

Шахматная партия.

Теоретическое занятие.

Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил. Примеры разыгрывания дебюта: «Итальянская партия», «Сицилианская защита» Повторить основные правила игры в шахматы.

19

21.01.20

Шахматная партия.

Теоретическое занятие.

Примеры разыгрывания дебюта: «Принятый ферзевый гамбит», «Морфи – консультанты». Повторить основные правила игры в шахматы.

20

28.01.20

Шахматная партия.

Практическое занятие.

Короткие партии. Повторить основные правила игры в шахматы.

21

4.02.20

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Зонтик», «Грибок», «Лампочка». (см.приложение)

22

11.02.20

Под боем.

Практическое занятие.

Дидактическая игра: «Нападение», «Способы», «Отнимаем поля», «Фигура против пешек», «Черные пешки прорываются в ферзи». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 75-84)

23

18.02.20

Количество ходов.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Лучший ход белых», «Худший ход белых», «Худший ход чёрных» (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 89-92)

24

25.02.20

Задачи на объявления шаха и защиту от шаха.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Варианты «безопасного шаха», «Все варианты объявления шаха», «Варианты объявления шаха за белых», «Варианты объявления шаха за чёрных», «Защита от шаха» (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 94-104)

25

3.03.20

Мат.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Получил ли мат белый король», «Получил ли мат черный король». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 105-125)

26

10.03.20

Мат в один ход.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Мат в один ход при неприятельском короле в центре доски», «Типичные и уникальные маты при ходе черных», «Типичные и уникальные маты при ходе белых». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 136-161)

27

17.03.20

Мат в один ход.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Худший ход белых», «Худший ход черных».

 ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 172-174)

28

24.03.20

Мат в два хода.

Практическое занятие.

Дидактические игры: «Мат в два хода без жертвы материала», «Мат в два хода с помощью комбинации при неприятельском короле на угловом поле». (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 201-217)

29

31.03.20

Мат в два хода.

Практическое занятие.

Дидактическая игра: «Мат в два хода с помощью комбинации при неприятельском короле на центральном поле».  (Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 230)

30

7.04.20

Мат в три хода.

Практическое занятие.

Дидактическая игра: «Мат в три хода с помощью комбинации». ( Задачник «Шахматы в начальной школе» И. Г. Сухин стр. 244)

31

14.04.20

Шахматное лото.

Практическое занятие.

Принцип игры: детям раздаются шахматные шаблоны досок с цифрами и латинскими буквами. Воспитатель называет поля шахматной доски, дети находят эти поля и ставят точку в середине клеточки. Если все точки расставлены правильно, то они увидят заданную фигуру или предмет. Фигуры «Прямоугольник», «Зайка», «Стрела». (см. приложение)

32

21.04.20

«Детский мат».

Теоретическое занятие.

Познакомить детей «Детский мат»  это мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7.

33

28.04.20

«Мат Легаля».

Теоретическое занятие.

«Мат Легаля» - это  матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7 Kpe7 7.Kd5x).  Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.

34

12.05.20

Шахматная партия.

Практическое занятие.

Игра всеми фигурами из начального положения (с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Повторить основные правила игры в шахматы.

35

19.05.20

Шахматная партия.

Практическое занятие.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы.

36

26.05.20

Шахматная партия.

Практическое занятие.

Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы.

37

29.05.20

Шахматная партия.

Практическое занятие.

Игра всеми фигурами из начального положения. Повторить основные правила игры в шахматы.

Итоговое занятие

Диагностика

Количество занятий.

 2-ый год обучения: Всего 37 занятий, из них 11 занятий теория, 26 занятий практика.

Диагностическая карта сформированности умения у детей игры в шахматы 1-го года обучения игре шахматам.

№  Ф. И. ребенка

Знают историю возникновения шахмат.

Ориентируются на шахматной доске. Различают горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Знают названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король, пешка.

Знают правила хода фигур и взятия каждой фигуры.

Правильно располагают шахматную доску между партнерами.

Правильно расставляют фигуры в начальном положении.

Знают основные правила игры в шахматы.

Играют каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Правильно выполняют взятие пешки на проходе.

Решают шахматные элементарные задачи.

Диагностическая карта сформированности умения у детей игры в шахматы 2-го года обучения игре шахматам.

№ Ф.И. ребенка

Знают легенды о шахматах.

Знают основные правила игры в шахматы.

Различают  и называют горизонталь, вертикаль, поля, центр  шахматной доски,  шахматные фигуры.

Знают ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

Объявляют шах. Используют три способа защиты от шаха.

Ставят мат разными фигурами.

Знают правила рокировки.

Понимают шахматную нотацию.

Понимают элементарные комбинации.

Имеют представление о матовых и патовых позициях.

Ставят шах, мат и защищаются от них.

Ставят мат одинокому королю: двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

Играют в шахматы с начального положения фигур.

Знают, как лучше начинать шахматную партию.

Знают комбинации

«Детский мат», «Мат Легаля».

Список использованной литературы:

  1. И. Г. Сухин  Шахматы «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны 1»  Часть 1, 2.
  2. И. Г. Сухин  Шахматы  Тетрадь часть 1 «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны 1» .
  3. И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей. «Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления».
  4. И. Г. Сухин  «Шахматы. В начальной школе». Задачник.
  5. В.Я Юзюк, В. К. Погрибной «Приключения шашечки и шахматика».
  6. В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы».
  7. Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова  «Развиваем логику и мышление» Уникальная авторская методика. Серия «Шахматный тренажёр раннего развития»
  8. https://www.youtube.com/watch?v=sykiXZQZ2sY
  9. https://youtu.be/cMOQVtiU4hU
  10. https://youtu.be/BuzGSixcM0Q
  11. https://www.youtube.com/watch?v=PD5L5ss-eRM
  12. https://www.youtube.com/watch?v=fU2kEc6YKe8
  13. https://youtu.be/U1hfg9hT--g?list=PLfynDbXI2srOKyTr0IcH2SIN7EQtYgNML
  14.  Презентации к занятиям  И. Г. Сухина.
  15.  Лепбук «Шахматное королевство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Рабочая программа по предметно-декоративной деятельности для детей дошкольной группы 1 года обучения

laquo;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце ...

Методические рекомендации "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол"

Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетболСтарший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активно...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...