Методическая разработка «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»
методическая разработка (старшая группа)

Шинягина Юлия Сергеевна

В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

 В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для педагогов дошкольных образовательных учреждений: «Интегрированная деятельность во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с ОНР»

Подготовили:

Шинягина Юлия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода

Аннотация:

В настоящее время интегрированная форма обучения является актуальной в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

 В данной методической разработке рассматриваются проблемы организации совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, а также представлены перспективно-тематическое планирование и цикл интегрированных занятий.

Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и интеграции в общество на сегодняшний день одни из самых актуальных в работе всех специалистов ДОУ. Это связано с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет из года в год. Одной из категории детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР).

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка. Кроме того, у детей с ОНР отмечаются нарушения неречевых психических функций (дети отстают в развитии словесно-логического мышления, воображения, формировании сенсорной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания).

 В связи с многоуровневостью структуры дефекта, наличием неречевой и речевой симптоматики у детей с ОНР возникает необходимость в использовании комплексного подхода для успешной организации коррекционно-образовательной работы, который предполагает сочетание психолого-педагогической и логопедической  работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка в целом. Поэтому в своей работе мы используем систему интегративного обучения.

Интеграция – важнейшее и перспективное методологическое направление современного специального образования, в ходе которого открываются возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, речевого  и познавательного развития, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

В нашем ДОУ группу компенсирующей направленности посещают,  в основном, дети с общим недоразвитием речи  I, II и  III  уровня.

В рамках реализации системы интегративного обучения  учителем–логопедом и педагогом-психологом  проводятся интегрированные занятия, которые способствует обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, развитию монологической, диалогической и связной речи, а главное, развивает коммуникативные умения, то есть умения свободно высказать свою мысль. Вовлечение детей с  речевыми нарушениями в разные виды деятельности в ходе интегрированного коррекционно-образовательного процесса способствует снятию психо-эмоционального напряжения, тревожности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность позволяет гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, повысить эффективность в работе и получить стабильные результаты. Большой плюс интегрированной непосредственно–образовательной деятельности и в том, что она проводится в игровой форме, включает в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Такая система обучения позволяет  систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка, который в дальнейшем поможет ему использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
  3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  4. Щелконогова Е.Н. Взаимодействие специалистов в коррекционной работе / Щелконогова Е.Н., Иванова Н.Р., Тверитина А.М. // Логопед. – 2015. - № 2. – с. 20-30.

Перспективный план интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога

(старшая группа компенсирующей направленности)

Период

Кол-во занятий

Тема занятия

Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя

Развитие психических процессов

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

3-я нед.

1

Осень

Обогащение и активизация словаря по теме: «Осень». Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями, подбирать прилагательные к существительным. Учить составлять  предложения с противительным союзом а .

Развитие логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

Октябрь

1-я нед.

1

Фрукты

Обогащение и активизация словаря по теме: «Фрукты». Учить  образовывать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развитие зрительного внимания; памяти; логического мышления; общих речевых навыков; тонкой моторики; координации речи с движением.

3-я нед.

1

Овощи

Обогащение и активизация словаря по теме: «Овощи». Учить употреблять простые предлоги (на, под, в, около),  существительные множественного числа Р.п.,

образовывать относительные прилагательные.

Учить составлять простые распространенные предложения об овощах по картинкам.

Развитие зрительного и слухового  внимания; памяти; наглядно-образного и словесно-логического мышления; мелкой и общей моторики. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Ноябрь

1-я нед.

1

Лиственные деревья

Обогащение и активизация словаря по теме: «Лиственные деревья». Учить употреблять слова-антонимы, согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные множественного числа. Учить составлять простые распространенные предложения.

Развитие произвольности психических процессов. Формирование навыков вербального и невербального общения. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам.  

3-я нед.

1

Перелетные птицы

Обогащение и активизация словаря по теме: «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов – ат, - ят; учить употреблять существительные в родительном падеже). Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по схеме.

Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам, зрительного и слухового  внимания. Развитие тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Декабрь

1-я нед.

1

Зима

Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима». Учить образовывать однокоренные слова,  существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Усвоение категории предложного падежа с предлогом – НА. Заучивание стихотворения «Снежок порхает, кружится…» по мнемосхеме.

Развитие зрительного и слухового внимания, мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

3-я нед.

1

Домашние  животные

Обогащение и активизация словаря по теме: «Домашние животные». Учить согласовывать  существительные с числительными, образовывать  относительные  прилагательные от существительных.

Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы.

Январь

3-я нед.

1

Зимние забавы

Обогащение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». Совершенствовать навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям, образование приставочных глаголов;

учить составлять предложения по опорным словам.

Развитие произвольности психических процессов. Формирование творческого воображения. Развитие мыслительной деятельности, умений самостоятельно анализировать и делать выводы.  

Февраль

1-я нед.

1

Транспорт

Обогащение и активизация словаря по теме: «Транспорт». Учить согласовывать числительные с существительными, существительные  с глаголами; усвоение глаголов «ехать», «плыть» с разными приставками.

Развитие зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; наглядно-образного и логического мышления; тонкой моторики; координации речи с движением.

3-я нед.

1

День защитника Отечества

Обогащение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». Учить образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа; образовывать сравнительной степени прилагательные; дифференцировать глаголы несовершенного вида  множественного и единственного числа.

Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Март

1-я нед.

1

Мамин праздник

Обогащение и активизация словаря по теме: «Мамин праздник». Учить согласовывать глаголы и существительные; образовывать существительные в  винительном  падеже; образовывать однокоренные слова.

Учить составлять рассказ из личного опыта «Как я помогаю маме».

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии.

3-я нед.

1

Весна

Обогащение и активизация словаря по теме: «Весна». Учить образовывать существительные множественного числа в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные в роде, числе, падеже.

Развитие внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.

Апрель

1-я нед.

1

Посуда

Обогащение и активизация словаря по теме: «Посуда». Учить образовывать относительные прилагательные; образовывать форму творительного   падежа;  составлять сложносочиненных предложения с союзом а по образцу.

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления; тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие тактильных ощущений, творческого воображения.

3-я нед.

1

Мебель

Обогащение и активизация словаря по теме: «Мебель». Учить согласовывать прилагательные и существительные; употребление предлогов; учить согласовывать числительные в роде, числе,  и падеже; составлять сложносочиненные предложения с союзом а..

Развитие мыслительной деятельности, способности к самостоятельным обобщениям и выводам. Закрепление умения  детей выделять предметы по  общему признаку. Развитие зрительного и слухового  внимания, памяти, тонкой и общей моторики.

Май

1-я нед.

1

День Победы

Обогащение и активизация словаря по теме: «День Победы».  Учить образовывать существительные в родительном, творительном, предложном падежах; согласовывать существительные и числительные в роде , числе и падеже.

Развитие произвольности внимания, творческого воображения, слуховой и зрительной памяти. Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Закреплять навыки координации речи с движением.

3-я нед.

1

Насекомые

Обогащение и активизация словаря по теме: «Насекомые». Учить образовывать  существительные в родительном, творительном, предложном падежах  единственного и множественного числа; образовывать глаголы с помощью приставок.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, слухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.

Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии, творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Содружество детского сада и семьи как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников...

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...

проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Проект учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в процессе коррекционной работы с детьми....