Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
презентация

Ермакова Анастасия Ильинична

Доклад и презентация  на тему "Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад19.24 КБ
Файл Презентация1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

(слайд 1)  Своё выступление я хочу начать с фразы «Всё начинается с детства». Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.

( слайд 2)  Цели воспитания – развитие интереса у детей к  изучению мордовской культуры, развитие нравственных качеств личности ребёнка.

( слайд 3)  Задачи воспитания:

образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды;

развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление;

воспитательные: способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

(слайд 4)  Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности, досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.

 (слайд 5) Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям:

  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • инновационная или экспериментальная работа;
  • формы сотрудничества с семьей;
  • взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

(слайд 6)  Первое направление - создание и обновление предметно-развивающей среды. Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации регионального компонента.  ( слайд 7) Для реализации регионального компонента в каждой возрастной группе оборудованы краеведческие уголки. Использование экспонатов и краеведческого материала способствует формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

(слайд 8) Второе направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.

Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников.

(слайд 9)  Третье направление формы сотрудничества с семьей

Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.

(слайд 10, 11)  Четверное направление. Работа в рамках регионального компонента предполагает взаимодействие с другими организациями. В нашем селе это школа, районная детская библиотека, районный краеведческий музей и храм Михаила Архангела.

Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является, проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень», «День матери», «Михайлов день»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом - «Троица» и др.

Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.

( слайд 12)  На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.

Педагоги и родители организуют прогулки по улицам села. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях села. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

( слайд 13)  На протяжении всего периода дошкольного детства воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках  и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Таким образом введение инновационных площадок в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени, помогает подготовить их к следующим ступеням жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитаний детей дошкольного возраста Выполнила: Ермакова А.И. МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» ОСП « Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

Слайд 2

Цель – развитие интереса у детей к изучению мордовской культуры, развитие нравственных качеств личности ребёнка.

Слайд 3

Задачи : образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды; развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление; воспитательные: способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.

Слайд 4

Задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности , досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.

Слайд 5

Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям : создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

Слайд 6

Первое направление - создание и обновление предметно-развивающей среды Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации регионального компонента.

Слайд 7

Для реализации регионального компонента в каждой возрастной группе оборудованы краеведческие уголки

Слайд 8

Второе направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.

Слайд 9

Третье направление - формы сотрудничества с семьей Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.

Слайд 10

Четвертое направление - взаимодействие ДОУ с другими учреждениями Работа в рамках регионального компонента предполагает взаимодействие с другими организациями. В нашем селе это школа, районная детская библиотека, районный краеведческий музей и храм Михаила Архангела.

Слайд 12

Творчество детей

Слайд 13

Национальная одежда

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...