Сборник дидактических игр о безопасности на дороге
картотека

Черкашина Екатерина Дмитриевна

Сборник дидактических игр о безопасности на дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_didakticheskih_igr_o_bezopasnosti_na_doroge.docx572.06 КБ

Предварительный просмотр:

 http://stat17.privet.ru/lr/09128321e3bb71d57e8e5737bf18844d

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

Дидактические игры………………………………………………………

32

Литература…………………………………………………………………

68

Пояснительная записка

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях.

Игры можно классифицировать по нескольким критериям: объем учебного материала в игровой ситуации; учебно-воспитательные цели; виды деятельности детей; формы организации игры; предмет моделируемой ситуации.

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как, важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Самое ценное для взрослых – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду. С каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой является дидактическая игра – дидактическая игра по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Главная цель работы педагогов – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице и дорогах. Она реализуется путем решения нескольких задач:

 – создание условия для обучения детей правилам дорожного движения;

 – формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;  

– применение современных форм, методов обучения и воспитания, направленных на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

– организация и проведение дидактических игр по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

В связи со всем вышесказанным работа по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Дидактические игры

Наша улица

 Цель игры: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить представление детей о светофоре. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=235030928-68-72&n=21

Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты).

Ход игры (игра проводится на макете).

Первый вариант (для пешеходов).

С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять. Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей).

Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации. За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами.

Светофор

Цель игры: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Закрепить представление детей о свете.

Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора. http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=674670205-28-72&n=21

Ход игры

Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Угадай, какой знак?

Цель игры: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=300026273-03-72&n=21

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Улица города

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки.

Ход игры

Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=699471094-22-72&n=21

Какие дома на нашей улице? 

Какое движение на нашей улице – одностороннее или двухстороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?

Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?

Что обозначает пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.

Поставь дорожный знак

Цель игры: Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=505449443-02-72&n=21

 Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.

Ход игры:

Детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход».

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Теремок

Цель игры: Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и водителей). Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю), «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно-указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей». Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=119479685-33-72&n=21

Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков, бумажный конверт с вырезанным в нем окошком, палочка.

Ход игры.

Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков и закрепляет его с помощью палочки. Затем он продвигает круг так, чтобы в окошке появились разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.

Угадай транспорт

Цель игры: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

Дом – чудесный бегунок

На своей восьмёрке ног.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=116595194-28-72&n=21

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай.)

Что за чудо светлый дом?http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=292873150-07-72&n=21

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=828340600-02-72&n=21

Что такое – отгадай: 

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колёса на резине. (Троллейбус.)http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=128363157-12-72&n=21

 

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы –

Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики.)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=440098369-57-72&n=21

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса. 

Сядь верхом и мчись на нём!

Только лучше правь рулём! (Велосипед.)

Длинной шеей поверчу,http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=59573822-43-72&n=21

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут — положу,

Человеку я служу! (Подъёмный кран.)

К нам во двор забрался «крот», http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=899444788-16-72&n=21

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает. (Экскаватор.)

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=674635436-39-72&n=21

Вот утюг так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошёл – дорога вдруг

Стала гладкой, ровной! (Каток.)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=59653753-61-72&n=21

Мчится огненной стрелой, 

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина.)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=19030910-09-72&n=21

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт,

Весь обоз один везёт. (Поезд.)

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=49935060-67-72&n=21

Овсом не кормят, 

Кнутом не гонят,

А как пашет –

Пять плугов тащит. (Трактор.)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=378057364-28-72&n=21

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах.

Сразу полгоры убрал

Семитонный… (самосвал).

Чтобы он тебя повёз,http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=30046976-47-72&n=21

Не попросит он овёс. 

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль).

Играй да смекай!

Цель игры: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры – лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=116889976-34-72&n=21

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно. 

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети. (Знак «Дети»)

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=158700158-59-72&n=21

Здесь дорожные работы –

Ни проехать, ни пройти. 

Это место пешеходу

Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы».)

Никогда не подведётhttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1324408643-16-72&n=21

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход».)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=122809203-10-72&n=21

У него два колеса и седло на раме, 

Две педали есть внизу, крутят их ногами.

В красном круге он стоит,

О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=715921392-01-72&n=21

Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход».)

Красный круг, прямоугольникhttp://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=674412599-28-72&n=21

Знать обязан и дошкольник. 

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле –

Не проедете никак! (Знак «Въезд запрещён».)http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=52250139-12-72&n=21

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи».)

Этот знак на переезде –http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=339359322-56-72&n=21

В непростом, заметим, месте.

Тут шлагбаум не стоит,

Паровоз вовсю дымит.

Скорость он набрал уже,

Так что будь настороже. (Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума».)

Подумай – отгадай

Цель игры: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель. Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=380056610-69-72&n=21

Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)

Кто управляет автомобилем? (Водитель.)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)

Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)

Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

Мы – водители

Цель игры: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества – образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=103061501-43-72&n=21

Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку – зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.

Материалы: карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. – 6 вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта – 6 вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов); кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги; маленькая машина или автобус; зелёные кружки – 30 шт.

Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги. Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.

Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?

Ответы детей.

Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.

Машина быстро мчится по дороге и вдруг…

Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.

Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.

А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.

Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

Весёлый жезл

Цель игры: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=100276609-20-72&n=21

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.

Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.

Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.

Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.

Законы улиц и дорог

Цель игры: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=663606243-01-72&n=21

Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца. 

Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.

2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору – в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск – за свежей газетой, на почту – отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке – за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку – до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице – до школы, в библиотеку, цирк…

3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.

4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.

Где можно в городе кататься на роликах?

Покажите самые опасные места в городе.

Что изменится на дороге с приходом зимы?

Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?

При этом воспитатель моделирует ситуацию – ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки – и даёт задание её исправить.

Час пик

Цель игры: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=235737978-12-72&n=21

Правила: доехать от старта до финиша, не нарушив правил дорожного движения. Всех пассажиров развезти до нужной остановки. Решить все дорожные ситуации.

Материалы: игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих – «работники», 12 жёлтых – «посетители», 7 розовых – «ситуации»).

Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.

1. Проводится по типу лото. Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, милиция, цирк, парикмахерская, почта, школа, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие «посетители» и «работники» там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и жёлтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.

Например, «Театр» – балерина и зрители театра, «Стадион» – спортсмен и болельщик, «Парикмахерская» – парикмахер и клиент, «Больница» – врач и больной и т. д.

2. Синие и жёлтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочерёдно бросают кубик и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развезти своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.

3. Жёлтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников и довезти их до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).

Собери дорожные ситуации

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=1021465-47-72&n=21

Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.

Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.

Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.

Воспитатель. Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей в целую картинку и рассказать как можно полнее о ней – что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?

Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают о них. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.

С детьми можно изготовить аналогичные кубики для дидактической игры «Собери дорожные знаки» (автомобили и т. д.).

Научим Незнайку ПДД

Цель игры: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.

Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не перебивая друг друга.

Воспитатель рассказывает детям о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=365823556-47-72&n=21

Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?

Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.

Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…

Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.

Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю…

Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.

А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.

Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД.

Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».

Что будет, если…

Цель игры: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=208529728-45-72&n=21

Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.

Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …»

Воспитатель:

Идёт по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

«На светофоре красный свет.

Для пешехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!»

«Мне наплевать на красный свет!» –

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идёт

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

«Где захочу, там перейду!»

Шофёр глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза –

Разиню пощади!..

А вдруг бы заявил шофёр:

«Мне наплевать на светофор!»

И как попало, ездить стал.

Ушёл бы постовой с поста.

Трамвай бы ехал, как хотел.

Ходил бы каждый, как умел.

Да… там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину…

Но нет: стоит на мостовой

Регулировщик-постовой.

Висит трёхглазый светофор

И знает правила шофёр.

Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?

Ответы детей.

А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы – на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.

Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?

Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.

Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?

Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.

Воспитатель. Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?

Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.

Воспитатель. Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?

Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно – по правой стороне.

Воспитатель. А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.

Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответ.

В конце игры воспитатель подводит итог.

Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

Красный и зеленый

Цель игры: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре: Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=721790103-34-72&n=21

Ход игры:

Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый, – предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:

– Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Учись быть пешеходом

Цель игры: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=113729929-67-72&n=21

Материалы к игре: Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке. Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.

В игре принимают участие не более шести детей.

Воспитатель раздает детям большие карточки (одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает свою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребенка на дороге или в транспорте).

Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.

Поставь дорожный знак

Цель игры: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=47977530-36-72&n=21

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Детям предлагается: рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т. д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

Светофор

Цель игры: дать детям представления о назначении светофора, о его сигналах. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый). 

Материалы к игре: цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый); макет светофора.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=619046856-50-72&n=21

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Угадай, какой знак

Цель игры: Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=543485250-57-72&n=21

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно - указательными и знаками сервиса.

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Улицы города

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

Какие дома на нашей улице? 

Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=345159402-39-72&n=21

Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Четвертый лишний

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Назовите лишнего участника дорожного движения: грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=59168985-60-72&n=21

Назовите лишнее средство транспорта: легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска.

Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.

Игра в слова

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств. 

Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1429316403-32-72&n=21

Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

Группы дорожных знаков

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств и дорожных знаков.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинку, высказать свои впечатления, совместно проанализировать предложенную ситуацию. После этого взрослый зачитывает текст (не называя знака) и просит детей подобрать дорожный знак, который соответствует данной картинке и тексту, обосновать свой выбор.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть дорожные знаки, вспомнить, на какие группы их можно разделить. Выбираются участники игры, которые по указанию воспитателя отбирают нужные знаки, раскладывая их в подготовленные обручи. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Следующим участникам игры предлагают подобрать по одной картинке к определенной группе дорожных знаков, аргументировать свой выбор.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=300026273-03-72&n=21

Виды транспорта

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств и дорожных знаков. 

На столе лежат карточки с видами транспорта, картинкой вниз. Каждый ребенок выбирает себе карточку с изображением транспортного средства. Рассматривает свою картинку и думает, к какому виду транспорта относится то, что там изображено. По сигналу воспитателя, выходят те дети, у которых картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Называют их. Затем выходят дети у кого грузовой вид транспорта и специальный вид транспорта.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=102558134-31-72&n=21

Поле чудесhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=255914024-10-72&n=21

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Игровое поле разделено по секторам. На каждом секторе расположены картинки с ситуациями на дороге, улице. Дети поочередно крутят барабан. На какой картинке остановится стрелка, ту ситуацию и объясняет ребенок. Воспитатель просит найти выход.

Объяснялки

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Дети делятся на две команды. Воспитатель вызывает ребенка из первой команды и говорит ему слово, которое он должен объяснить своей команде не называя его. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответить переходит к соперникам. (Например: автобус – на нем ездят люди на работу или в гости, он бывает под разным номером).http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=693640722-47-72&n=21

Примерные слова: дорожный знак, пешеходный переход, пассажир, пешеход, светофор, велосипед, тротуар, трамвай.

Узнай дорожный знак

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=101051333-12-72&n=21

На столе перемешиваются большие и маленькие цветные карточки. На большие карточки нанесены цветные контуры дорожных знаков. На маленьких карточках находятся недостающие фрагменты знаков. Ребенок выбирает любую большую карточку. Затем, он должен подобрать и наложить на каждое изображение большой карточки маленькую карточку так, чтобы получился существующий дорожный знак.

Светофор

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=181222144-15-72&n=21

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

Часы

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=229975917-40-72&n=21

Ведущий поворачивает стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. На закрепление показывается карточка с дорожным знаком и объясняется его значение.

Машины

Цель игры: упражнять в конструировании, умении из отдельных эле-ментов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Воспитатель вместе с детьми разбирает, какие машины изображены в логической таблице. Пример рассуждения: Посмотрите, каждая машина состоит кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде неправильного четырехугольника. Какой же должна быть кабина у нашей машины? Правильно, треугольной. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов?http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=93223682-52-72&n=21

Рассуждая аналогично, дети находят подходящий кузов треугольной формы. Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, помогая им строить высказывания типа рассуждений.

Нарисуй по шаблону

Цель игры: закрепление знаний дорожных знаков, развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=945472090-15-72&n=21

Нарисовать дорожный знак. Подбираются необходимые шаблоны, планируется порядок выполнения работы. Шаблоны обводятся простым карандашом, получившийся дорожный знак раскрашивается цветными карандашами.

Запомни правила

Цель игры:  закрепить знание правил дорожного движения. Учить соотносить действие, событие с его изображением на картинке. Учить составлять предложения. 

Первый вариант: Воспитатель читает правило на карточке, а дети находят соответствующее изображение на картинке и объясняют свой выбор.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=843315128-42-72&n=21

Второй вариант: Дети смотрят на картинку и формулируют соответствующее правило дорожного движения.

Кто первый угадает?

Цель игры: Закрепление знаний дорожных знаков, развитие логики, внимания.

Игра состоит из больших карт с изображением дорожных знаков и маленьких карточек двух цветов по 9 штук с изображением цифр от 1 до 9. Воспитатель закрывает изображение двух дорожных знаков маленькими карточками одинакового цвета. Играют  2 человека или  2 команды. Определяется очередность хода. Игрок вращает волчок. Выпавшая на секторе волчка цифра показывает, какую цветную карточку можно открыть. Кто первый угадает, какой дорожный знак спрятан под цветными карточками – тот выигрывает. Повторное выпадение сектора с цифрой или неправильный ответ обозначают пропуск хода.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=557397320-65-72&n=21

Рамочка

Цель игры: Развитие логического мышления, памяти, внимания. Закрепление знаний дорожных знаков. http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=139859842-38-72&n=21

По заданию воспитателя ребенок должен собрать дорожный знак в рамочке, последовательно накладывая друг на друга прозрачные пластины до получения нужного изображения.

Силуэт

Цель игры: Закрепить знание составных частей грузового и легкового автомобиля. Развивать понимание отношений «целое и его части». Развивать творческое воображение.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=2e168445037a0a1b0d58f45f3856142c-11-16f-20930&n=21

С помощью геометрических фигур одного цвета – квадраты, круги, прямоугольники, треугольники ребенок составляет силуэт автомобиля.

Усложненный вариант: Можно предложить ребенку аккуратно обвести получившийся силуэт и дорисовать его деталями: окна, фары, бампер и т.д.

«Да» или «нет»?

Цель игры:  Закреплять  знание правил дорожного движения, развивать быстроту реакции – правильно и быстро отвечать на вопросы. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=152194025-27-72&n=21

Воспитатель достает карточки и зачитывает вопрос. Отвечать нужно быстро и только «да» или «нет». Думать можно не более 5 сек.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в виде соревнования на время.

Нужно – нельзя

Цель игры: Закрепление знания правил поведения на улице. Развивать умение отвечать полным предложением.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=629086792-35-72&n=21

Соревнуются две команды. Одна называет правила поведения, на улице начиная предложение со слова «нужно…», а вторая – со слова «нельзя…». Побеждает та команда, которая больше назовет правил.

В знаке ошибка

Цель игры:  Закрепление знаний дорожных знаков. Развитие внимания и умения правильно использовать объяснительную и доказательную речь.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=218948642-07-72&n=21

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и угадать, какой дорожный знак хотел нарисовать художник и объяснить в чем он ошибся.

К финишу

Цель игры: Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Упражнять детей в назывании и определении направлений «вперед», «назад», «влево», «вправо».http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=50170818-38-72&n=21

По очереди дети берут из мешочка карточки и в соответствии с их указаниями переставляют свои машинки от старта к финишу. Первый на финише – победитель.

Поставь машину на стоянку

Цель игры: Закрепить знание дорожных знаков. Развивать логическое мышление. 

Необходимо поставить автомобиль на место стоянки, обозначенное соответствующим знаком. Перед вами 8 дорог. На каждой из них имеется дорожный знак, каким-либо образом запрещающий или исключающий движение на легковом автомобиле. Только одна дорога  ведет к месту стоянки. Найди ее.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=310179677-60-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=401845894-67-72&n=21

Лабиринт

Цель игры: Закрепление знаний сигналов светофора. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Помогите мышонку найти дорогу домой, не нарушая правил дорожного движения. Идти можно только на зеленый сигнал светофора.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=797824353-22-72&n=21

Знаешь ли ты знаки?

Цель игры: Закрепить знание дорожных знаков и их назначение. Развивать связную речь. 

Воспитатель читает название знака на большой карте. Дети находят соответствующее изображение на маленькой карточке, показывают ее и рассказывают, как называется и для чего необходим дорожный знак.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в форме лото.

Расставь знаки

Цель игры: Закрепить знание дорожных знаков, развивать у детей связную речь.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=113759247-09-72&n=21

На игровом поле дорожные знаки нужно расставить по своим местам (на белые кружочки) с помощью определенных подсказок и объяснить, почему именно там они необходимы.

Кто отличник-пешеход?

Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.

Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2.  Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=171602029-34-72&n=21

Светофор и регулировщик

Цель игры: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=116570880-60-72&n=21

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

Я грамотный пешеход

Цель игры: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=100276609-20-72&n=21

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.

Литература

1. Авдеева, Н. Н Безопасность на улицах и дорогах [Текст] / Н.Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стряпкина, М.Д. Маханева. – М.: Просвещение, 2004.  – 255 с.

2. Агадюнова, К.В. Дети и дорожное движение [Текст] / К.В. Агадюнова. – М.: Просвещение, 1999. – 124 с.

3. Вепренцева, Е.А. Занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения [Текст] / Е.А. Вепренцева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 3. – С. 19 – 20.

4. Волков, С.Ю. Про правила дорожного движения [Текст] / С.Ю. Волков. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. – 172с.

5. Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! [Текст] / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.

6. Данилова, Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения [Текст] / Т.И. Данилова. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 208с.

7. Дети и дорога. Младший школьник на улице [Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений]. – М.: Информатик, 1994. – 1 электрон, опт.диск (CD-ROM)

8. Извекова, Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

9. Карпушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим! [Текст] / М.Ю. Карпушина. – М.: ТЦ Сфера, 2012г. – 384 с.

10. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения [Текст] / В.Р. Клименко. – М.: Просвещение, 1973. – 48 с.

11. Лапшин, В.И. Правила дорожного движения РФ [Текст] / В.И. Лапшин. – М.: Транспорт, 2013. – 94 с.

12. Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения [Текст] / Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013. – 96 с.

13. Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы [Текст] / Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 128 с.

14. Полякова, Л.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Полякова, Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева., А.Н. Федотова, Е.А. Романова, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

15. Радзиевская, Л.И. Ты и дорога [Текст] / Л.И. Радзиевская. – М.: «Литература», 2008 г. – 18 с.

16. Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора [Текст] / Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 78 с.

17. Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] / О.Ю. Старцева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013. – 154 с.

18. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] / Э.Я. Степаненко, М.Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1975. – 115 с.

19. Усачев, А. В. Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей [Текст] / А.В. Усачев. – М: Лабиринт Пресс, 2010. – 36 с.

20. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] / Т.Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 64 с.

21. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения [Текст] / С.Н. Черепанова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

22. Чермашенцева, О.В. Основы безопасного поведения дошкольников [Текст] / О.В. Чермашенцева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2013. – 121 с.

23. Шалаева, Г.П. Азбука маленького пешехода [Текст] / Г.П. Шалаева. – М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008. – 110 с.

24. Шурыгина, Т.А. Осторожные сказки [Текст] / Т.А. Шурыгина. – М.: «Книголюб», 2002. – 80 с.

25. Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении [Текст] / А.П. Щербак. – М.: 1999 г. – 312 с.

26. Юрянин, О.Ю. Светофор [Текст] / О.Ю. Юрянин. – М.: Детская литература, 1971. – 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр "Безопасность в быту"

В сборнике представлен комплекс дидактических игр по ОБЖ...

Дидактическая игра для детей 5-6лет "Безопасность на дороге".

Цель: формировать знания о правилах дорожного движения, закреплять представления о классификации дорожных знаков, Уточнять представление о понятии "пешеход". Задачи: Уточнять представления о сигнал...

Краткая аннотация к дидактическому пособию «По безопасным дорогам, в безопасное будущее!» (по правилам дорожного движения)

Пособие изготовлено для детей дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Пособие многофункциональное , поэтому  необходимо правильно выбрать цель и задачи , которые  считает...

Комбинированное настольно -дидактическое пособие «Моя безопасная дорога»

В целях активации работы по профилактике  детского дорожно -транспортного травматизма и обеспечения безопасности несовершеннолетних на  дорогах были проведены мероприятия для детей: беседы, ...

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Безопасность на дороге»

Современное дошкольное учреждение стремится дать своим воспитанникам универсальное образование. Неотъемлемой же частью общего культурного уровня является знание и соблюдение норм поведения в дорожно-т...

Дидактическая игра по безопасности на дороге:

quot;Найди кружок,такого же цвета,как на светофоре"-Повторяем основные цвета: красный,желтый,зеленый-Учить детей узнавать и называть цвета-Учит детей находить одинаковый цвет путем прикладывания...

Картотека дидактических игр по безопасному поведению на дороге.

В картотеке представленны дидактические игры по безопасному поведению на дороге. Игры распределены по возрастным группам....