Консультация для педагогов «Организация питания в детском саду для дошкольников средней группы»
консультация

Паснаева Светлана Викторовна

Консультация  для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_pitaniyu.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка  - детский сад №54 «Золотой ключик» города Рубцовска

658223, г. Рубцовск, пер. Гражданский, 32,

телефон:  4-64-88, e – mail: ds54 – rub@mail.ru

        

Консультация для педагогов                                                                 «Организация питания в детском саду

 для дошкольников средней группы»

                                                                  Из опыта работы

                                                                 Паснаевой Светланы Викторовны

                                                             воспитателя высшей категории

                                                             

 

г. Рубцовск

2019 г.

Организация питания в детском саду

 для дошкольников средней группы.

              У детей пятого года жизни продолжается формирование представлений   об основах гигиенической культуры. Положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды. Знание последовательности действий в процессах умывания и одевания, правил поведения за столом (правильно держать ложку и вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать не прожевав пищу, пользоваться салфеткой, благодарить после еды). Знание наизусть стихов и потешек, связанных с выполнением культурно – гигиенических правил.

        Практические умения, которые ежедневно закрепляются с детьми - это умение спокойно садиться за стол, правильно пользоваться ложкой и вилкой, есть аккуратно, не мешать другим детям, пользоваться салфеткой, выходить из-за стола, говорить «спасибо», полоскать рот после еды.

 Особенности дежурства в средней группе детского сада.

С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить более пристальное внимание на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно, поближе к мойке. Может быть, это будет небольшой шкафчик с закрывающимися дверцами. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая, кстати, не является средством украшения интерьера, ее не стоит подписывать. Это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид — самый разнообразный. Например, напротив значка «Вилка с ложкой» на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей или их фотографиями. Это может быть круг со стрелкой, о котором мы говорили, применительно к младшей группе. В шкафчике разместите фартуки. Важно, чтобы они висели, не пожалейте для этого крючочков. Сшейте фартуки из красивой, лучше однотонной, немнущейся, быстро отстирывающейся ткани, придумайте оригинальный фасон, может быть, с отделкой, тесьмой, с комбинированием двух расцветок, с аппликацией. Главное, чтобы и мальчик-дежурный в таком фартуке не выглядел нелепо (весь в рюшечках и бантиках).

Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких, как «Накроем кукле стол», «Мишка-именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. Хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист — стол, кружки маленькие — блюдца, большие — тарелки, полоски — вилки, ложки и т.д. Можно почитать детям стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола —

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Очень удобно иметь в группе сервировочный столик на колесиках. Тогда все, что нужно для сервировки, нянечка может выкладывать на него, а дети с него могут отобрать все необходимое и расставить. Если есть такой столик, то после окончания еды можно приобщать детей к уборке посуды, поскольку ее не надо далеко относить. Однако будьте осторожны с приобщением некоторых детей, особенно тех, у кого плохой аппетит. Обычно у них вызывает неприятные ощущения вид грязных тарелок с остатками пищи.

После уборки посуды нянечка может предложить дежурному влажную тряпку для протирания стола, попросить подмести пол с помощью щетки и даже протереть под столом пол, особенно если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения, которые для дежурных в этом возрасте еще не являются обязанностью.

 Тематический блок «Весёлый этикет».

Беседы  для  детей  среднего дошкольного возраста.

Тема: Сервировка стола.

         Воспитатель предлагает детям сесть за красиво сервированный стол. Обращает внимание на то, что сегодня нет именинников, нет гостей, а столы красиво сервированы (в центре стола вазы с конфетами, пряниками, печеньем, пирогами).

         Воспитатель:  Сервировка стола – искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки. Но сегодня мы попробуем самостоятельно разобраться в сервировке чайного стола. Для этого, прежде всего, необходимо знать, какой посудой мы будем пользоваться. Для чая, какао и кофе предназначены чашки с блюдцами. Чашки и блюдца дружат и очень скучают друг без друга. Не разлучайте их и всегда ставьте на стол вместе: чашку на блюдце. Тогда капельки чая никогда не попадут на скатерть. Для сладостей и фруктов подаётся десертная тарелка.

         Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши; для бульона, компота, мороженного и других сладких блюд используется  ложка поменьше – десертная, а для чая и кофе – чайная и кофейная ложечка.

         Сервировка чайного стола имеет свои особенности. Напротив стула на столе ставится чашка, под ней блюдце. Ручка чашки смотрит вправо. На блюдце лежит чайная ложка ручкой к краю стола. Слева от чашки – пирожковая тарелка, на ней полотняная салфетка. Чайная салфетка меньше столовой. На чайный стол ставят различные сладости: торт в коробке или на тортнице, в вазочках печенье, конфеты, орешки, пирожные – каждое угощение отдельно. Конфеты можно подать в коробке. Сахар в сахарнице. Лимон нарезанный кружочками – на тарелке. Рукой с общего стола можно брать хлеб, печенье, конфеты, фрукты.

          На столе два фарфоровых чайника: большой – для кипятка, маленький - для заварки. Чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай.

          В конце беседы детей приглашают на чашечку чая.

                                                                                                    Приятного всем чаепития!

Тема: Поведение за столом.

      Воспитатель:  Приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду! Даже говорят: аппетит приходит во время еды. Но чтобы выглядеть во время застолья, надо соблюдать правила столового этикета. Одно из них – красиво сесть за стол. Надо взять стул за спинку, приподнять его и передвинуть. Чтобы стул не выскользнул из рук, следует браться не  за верхнюю часть спинки, а за боковины, большие пальцы рук – с внешней стороны.  Следующее правило – уметь пользоваться салфеткой.  Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени, чтобы она защищала одежду от крошек и капель. Ею нельзя вытирать нос, лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Когда мы едим,  салфетка лежит на коленях. Выходим из – за стола, кладём её аккуратно сложенную на пирожковую тарелку. Если она упала на пол, её надо поднять, отряхнуть и снова положить себе на колени.

       Бумажной салфеткой можно промокнуть губы. Закончив, есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки (а не наоборот) и положите на использованную тарелку.

        За столом мы не только едим, но и общаемся: разговариваем негромко, немного и со свободным от пищи ртом. Как вы думаете, можно ли сказать так: «Ой, опять это печенье с орехами. Я его не люблю» ; «Фу, конфеты с карамельной начинкой. Это невкусно». Никогда не говорим за столом плохо о приготовленных блюдах, а также о том, что может испортить аппетит и настроение.

        Уважая сидящих рядом, мы не поворачиваемся к ним спиной: сидим прямо, поворачивая только голову. Из-за стола выходить не спешим. Но есть правило: первой садится за стол и выходит из-за стола хозяйка дома.

        Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, они помогают нам хорошо выглядеть во время застолья и создают добрые отношения между людьми.

     

Тема: Культура еды.

    Воспитатель: Сегодня мы вспомним правила столового этикета. Ведь как приятно выглядеть хорошо во время застолья. Правила столового этикета необходимо помнить и выполнять! Сидеть за столом можно только с чистыми руками. Сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не приваливаясь к его спинке. Локти на стол не кладут, можно только запястьем опираться на его край. Не следует скатывать хлебные шарики, играть ложками и вилками, сворачивать край скатерти в трубочку. Нельзя толкать соседей и болтать ногами. Разговаривать во время еды не с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.

    Когда едим, руки держим, как можно ближе к туловищу и не расставляем слишком широко в стороны, не сгибаемся низко над тарелкой. Голову только слегка наклоняем и на эту высоту подносим вилку или ложку ко рту. Есть нужно без торопливости, но и не чересчур медленно, чтобы не отставать от других. Не дуем на горячую еду и напитки, не чавкаем, не причмокиваем и не прихлебываем. Едим и пьём беззвучно. Следует сначала проглотить то, что находится во рту, а лишь потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стаканах жирных пятен.

      Чайная ложка предназначена для размешивания какого-нибудь напитка, в который добавляется сахар, сливки, лимон. Помешивают, стараясь не задевать, ложечкой дна чашки и не устраивая «перезвон колоколов» на её стенках. Потом ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце. Нехорошо облизывать её перед этим и стучать о край блюдца. Можно слегка один раз встряхнуть ложечку, чтобы стряхнуть каплю, которая всегда остается висеть на ней.  

                                                        В конце беседы детей приглашают на чашечку чая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» "

 Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателе...

Консультация для родителей "Организация питания в детском саду"

Консультация для родителей "Организация питания в детском саду"...

Консультация для педагогов «Организация питания детей в ДОУ»

Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметн...

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду.

Консультация для педагогов: «Правильное питание в детском саду. Культура питания в детском саду....

Консультация для педагогов «Организация питания - необходимое условие полноценного физического развития ребенка в ДОУ»

Здоровье — главная ценность человеческой жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не м...

Консультация для педагогов «Организация питания детей в группах и сервировка стола»

Рациональное питание дошкольников одно из необходимых  условий гармоничного роста дошкольников...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по ОБЖ» (средняя группа)

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и под...