ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ
материал

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Формирование безопасного поведения – одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ

                                                                                             

Дети являются  самой незащищѐнной частью человечества. Познавая мир, который их окружает, дошкольники часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью.  Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Вопросами  безопасности детей занимались в своѐ время многие ученые нашей Родины. В работах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина описано огромное количество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизнедеятельности юного населения планеты. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы. Формирование безопасного поведения – одна из частей педагогического процесса, которая помогает сформировать личность, готовую действовать в непредвиденных условиях.

Цель работы: Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Актуальность моей работы заключается в том, что Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников дошкольных учреждений.

Задачи:

  • Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу;
  • Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности;
  • Формировать у дошкольников опыт безопасной жизнедеятельности , воспитывать ответственное  отношение к личной и общественной безопасности;
  • Повысить компетенцию родителей в вопросах безопасности детей – дошкольников;
  • Расширить возможности предметно-развивающей среды группы для организации работы с детьми по формированию ОБЖ.

В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, направляющей педагога на формирование у ребёнка к своему личному здоровью, ответственности за себя; в программе «Безопасность» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, где рассматриваются проблемы безопасного существования, от которых зависит здоровье детей. Я использую пособия Т. А. Шорыгина "Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет", «Беседы о правилах пожарной безопасности» и  Гарнышева Т.П. «ОБЖ» для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста должно осуществляться посредством тесного взаимодействия педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно – пространственной среды. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В нашей группе создан центр  безопасности.  Особое внимание уделено ПДД. Уголок по  ПДД наполнен разнообразным дидактическим материалом, макетами улиц  и перекрестков. В уголке представлены настольно-печатные игры, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки.    Атрибуты для организации  сюжетно-ролевых игр ( жилеты-символы, каски, пожарные «рукава», модели одежды юных спасателей-пожарных и т.п.) которые помогают на практике осваивать роль участника дорожного движения.  Игрушки  автомобили разных марок , модели пожарной техники, самолеты, железная дорога, подъемный кран являются хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности ребенка. Также в уголке безопасности имеются разрезные картинки, пазлы, альбомы для рассматривания:  «Виды транспорта», «Безопасность», «Опасно-безопасно» .

Центр художественной литературы регулярно  пополняется  детскими книгами и познавательными детскими журналами по теме, энциклопедии: «Если хочешь быть здоров», «Личная безопасность», «Я и мое тело»; книгами для самостоятельного чтения по безопасности, литературой  ,  знакомящей с безопасностью: сказки, загадки, потекши, книжки-самоделки. В течение года  он обновляется и пополняется.

В течение  года с ребятами проводились  различные беседы по безопасности , викторины по правилам дорожного движения.  Были организованы выставки рисунков по теме ПДД, коллективные работы. Одной из самых интересных форм работы был проект «Светофор Светофорыч», в ходе работы  ребята познакомились с историей создания светофора. В рамках данного проекта бы создан лэпбук по безопасности , а также проведена совместно с родителями выставка светофоров. Особое внимание было уделено работе с родителями по вопросам безопасности жизнедеятельности.  

Мы понимаем, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях. Я. Коменский утверждает, что «Только то, в человеке прочно и надёжно, что вошло в природу его в его первую пору жизни». Так пусть же хорошо усвоенные детьми правила безопасности станут для них в будущем основой полноценной и счастливой жизни.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб: Детство–пресс, 2015. – 240 с.

2. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста/ Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С.15–20.

3. Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеят...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

План работы  по теме:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

  1. Тема: «К кому можно обратиться, если ты потерялся».2. Дид. игра «Незнакомец звонит в дверь».3.Досуг «В мире опасных вещей».Мл.гр4.Выставк...