План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».
материал (средняя группа)

Погребная Виктория

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

                        ПЛАН

   ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-дефектолога Погребной В.И.

           

ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством  сказок и дидактических игр».

    Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное развитие ребенка. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. Сказка развивает мышление ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.  Она является средством постижения жизни, способом познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Сказка является универсальным развивающее – образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду. Велика ее роль в развитии речи детей. На важность приобщения детей к красоте родного языка, родного слова, развитие культуры речи указывали многие психологи, педагоги и лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Максаков и др. Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых беден запас знаний общественной жизни, а так же замедлен процесс формирования мыслительных операций.  Не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщение, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам,   не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности. Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с ЗПР средствами сказки осуществляется в полной мере, если дети способны не только рассказать о чем или о ком было написано, но и понять содержание произведения, уловить элементарные связи между описанными в нем фактами и событиями. C помощью специально подобранных  сказок,  дидактических игр можно скорректировать словесно- логическое мышление дошкольников с ЗПР.

   Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством  сказки и дидактических игр» - актуальной.

Цель: Проанализировать развитие словесно – логического мышления детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок, дидактических игр.

Задачи:

1. Продолжить изучать литературу по данной теме.                                                     2. Рассмотреть сказки, дидактические игры как средство развития словесно-логического мышления детей с ЗПР дошкольного возраста.                                                                   4. Исследовать на практике возможности развития словесно-логического мышления детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок, дидактических игр.

Предполагаемый результат:  

  • Совершенствовать умения  детей обобщать, что является основой словесно-логического мышления.
  • Продолжать учить пользоваться схемами и планами.
  • Сформировать умения рассуждать, делать умозаключения.
  • Сформировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём решения логических задач после прослушивания сказок в дидактических играх.

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки.//Дошкольное воспитание. 12/1998.
  2. Ашиков В. Планета сказок. //Дошкольное воспитание. 6/2001.
  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.. Логосказки. СПб.: «Каро», 2002.
  4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956.- 520с.
  5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонниями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
  6. Клих С. А. Некоторые особенности взаимодействия образа и слова в познавательной деятельности умственно отсталых дошкольников // Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях- Л., Изд. ЛГПИ,1986.- с.27- 32
  7. Стребелева Е. А. Формирование элементов логического мышления у умственно отсталых дошкольников // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитание детей с нарушением интеллекта- М.: Изд. МГПИ,1990.- с.103- 107
  8. Стребелева Е. А. Формирования мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  9. Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» – Минск, 1976.
  10. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития - Н. Новгород. 1994. 228с.
  11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1997.

                                   План изучения темы

Вопросы для изучения

Направления деятельности и формы работы с детьми.

Сроки изучения

Формы отчетности

Изучение литературы по теме самообразования.

Сентябрь

Конспектирование.

Изучение инновационных методик формирования связной монологической речи.

Диагностика (выявить уровень развития связной монологической речи, мыслительных операций у детей)

Октябрь

Конспектирование, подбор материала для работы.

Разработка индивидуального плана работы для каждого ребенка.

Подбор сказок, направленных на развитие словесно-логического мышления.

Ноябрь

Папка «Индивидуальная работа с детьми».

Роль дидактической игры в развитии  словесно- логического мышления у детей с ЗПР.

Изготовление игр на развитие словесно-логического мышления 

Декабрь

Консультация для педагогов.

Разработать памятку: «Роль сказки в воспитании детей».

Январь

Консультация для родителей.

«Взаимодействие взрослого и ребёнка в игре».

Подбор дидактических игр, способствующих развитию словесно – логического мышления (анализ, обобщение, умение рассуждать, делать выводы, умозаключения). 

Февраль

Консультация для педагогов.

Оформление уголка-дефектолога на тему: «Развиваем словесно-логическое мышление через сказки и дидактические игры»

Выставка

Март

Консультация для родителей.

Сказки, игры, направленные на развитие словесно-логического мышления у дошкольников.

Подбор логических задач – 2 (формирования и развития простейших логических структур мышления, математических представлений и счетных навыков).

Апрель

Привлечение родителей к изготовлению игр.

Отчет о проделанной работе.

Диагностика (сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций, уровня развития монологической речи у детей с сентября по май).

Май

Выставка для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

План по самообразованию Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» 2021-2023 гг.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает ми...

План по самообразованию. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста".

План по самообразованию на 2023-2024 учебный  год. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста"....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Козырева Л.Г.  План работы по самообразованию "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...

План по самообразованию Тема: «Формирование элементарных естественно научных представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 2023-2024гг.

Цель - создать оптимальные условия для развития естественно научных представлений дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития через дидактические игры....