Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста

                                                 «Воздух и его свойства» 

 

Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.

Задачи:

Познавательное развитие:

-закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства,

-уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых, организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас,    

 -развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая    предположения и обосновывая их,

     -закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер.

Социально-коммуникативное развитие:          

     - воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру,

     -вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать     доброжелательный настрой,

     -воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях,

      -развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь,

      -обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД "Воздух"24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста

                                                 «Воздух и его свойства» 

 

Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.

Задачи:

Познавательное развитие:

-закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства,

-уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых, организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас,    

 -развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая    предположения и обосновывая их,

     -закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер.

Социально-коммуникативное развитие:          

     - воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру,

     -вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать     доброжелательный настрой,

     -воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях,

      -развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь,

      -обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый.

Методы и приёмы:

Практические: опыты с расчёской, ленточкой, целлофановым пакетом, стаканом, коктейльными трубочками;

Наглядные: иллюстрации по теме «Воздух», картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, карточки с изображением живой и неживой природы.

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, загадки, чтение стихотворений.

Интеграция образовательных областей

       «Познавательное развитие»

       «Социально-коммуникативное развитие»

 «Труд»

«Физическая культура»

«Художественное творчество»

«Музыка»

Предварительная  работа:

-проведение бесед на темы: «Живая и неживая природа», «Воздух», «Ветер».

-наблюдения за живой и неживой природой.

-проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.

-наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.

-загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).

-разучивание стихотворений о воздухе.

- изготовление бумажных корабликов (способом оригами).

-рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».

Оборудование и материалы:

-музыкальная композиция (появление Феи);

-воздушный шарик с письмом;

-карточки с изображением предметов живой и неживой природы;

-тазик с водой, стеклянный стакан;

-бумажные кораблики (по количеству детей);

-тазы с водой для пускания корабликов;

-целлофановые пакеты (по количеству детей);

-духи, апельсин, хлеб, мыло.


Ход мероприятия

Дети стоят полукругом в групповой комнате.

Воспитатель:  - Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.  А теперь не будем отвлекаться, и покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.

- Сегодня к нам залетел воздушный шарик, который принёс какую-то записку.  На шарике написано: «От Феи». От какой такой Феи? Может, здесь подсказка? (открывает записку). Это загадка. Послушайте:  

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Под музыкальное сопровождение заходит Фея.
Фея
:  - Здравствуйте, ребята. Я - Фея Воздуха. Хочу пригласить  вас в своё королевство воздуха.

- Закройте глазки. И вы перенесётесь в мой мир – мир необычного и таинственного. (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой).

- Что вы знаете о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный).

- Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха?  Как это проверить?


Воспитатель: - А мы знаем  как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.

- Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям).

-  А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).

- А теперь давайте подойдем к доске (на столе возле доски лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы). Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети по очереди выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.


Фея: - А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас).

- Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).

Опыт 1

Воспитатель:- А мы с ребятами проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух. Посмотрите, у нас есть предметы, которыми  мы будем его ловить (расческа, ленточка).

- Кто сумеет доказать, что поймал воздух? (Дети ловят расческой, ленточкой.)

- Поймали?

- Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух. У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится).


Фея: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.

- А почему пакет надулся? (Потому что там воздух).

- Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?

Вывод:  воздух есть вокруг нас,  он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.

Опыт 2

Фея: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.

- Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.

Как вы думаете, вода намочит салфетку?

- Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)

- Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)

 - А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)

Вывод: Воздух есть везде,  он невидимый.

Опыт 3 «Буря в стакане воды». 

Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».

Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?

Вывод: воздух есть внутри нас.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.


Физкультминутка «Если весело живётся, делай так…» (показывает воспитатель)

Опыт 4

 Фея: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

(Фея подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин.)

- Кто что почувствовал? (ответы детей). Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Опыт 5: 

Воспитатель: - Давайте представим, что таз — это море. Давайте пустим кораблики, которые вы сделали вчера, плавать по морю (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть).

-А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.

Вывод:  воздух способен двигать предметы.

Воспитатель:  Фея, наши ребята также знают стихотворения о воздухе.

 1 ребенок:  Он – прозрачный невидимка,

                    Легкий и бесцветный газ

                    Невесомою косынкой

                    Он окутывает нас.

2 ребенок:   Он в лесу, густой, душистый

                     Как целительный настой

                     Пахнет свежестью смолистой,

                     Пахнет дубом и сосной.

3 ребенок:   Летом он бывает теплым,

                     Веет холодом зимой

                     Когда иней лег на стекла

                     Пышной белой бахромой.

4 ребенок: Мы его не замечаем

                   Мы о нем не говорим

                   Просто мы его вдыхаем

                   Ведь он нам необходим.

Фея: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. За это я вас хочу наградить медалями.

Фея: А теперь закройте глаза, и вы снова окажетесь в своей группе. А я с вами прощаюсь. До скорых встреч! (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной  палочкой.  Выходит из группы)

Воспитатель: 

-Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)

Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса  и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран».

Конспектобразовательной деятельности по речевому развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Животные жарких стран».с использованием современных (социо-игровой, информацио...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лаборатория Добрых Дел»».

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитиюс детьми старшего дошкольного возраста по теме«Лаборатория Добрых Дел»».с использованием современных (социо-игров...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Шарик – путешественник».

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Шарик – путешественник».с использованием современных (социо-игров...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. “ Путешествие в прошлое Донского края”

Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к истории, быту и культуре донского казачества...

Конспект образовательной деятельности "Инсценировка сказки Рукавичка" с детьми старшего дошкольного возраста.

Ребята старшего возраста уже много умеют и многому  научились и с удовольствием учавствуют в разных исценировках по знакомым и любимым сказкам,а участие ребят в таких занятиях и мероприятиях дают...