Статья на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте»
статья

Борисова Анастасия Сергеевна

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии  художников, но не контролируемые им полностью. Другими словами, это игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Это нетрадиционная техника относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. Здесь  неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heppening_doklad.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте»

                                                        Подготовила:

                                                                                                  ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                ГБДОУ № 34 Кировского района

                                                                                 г. Санкт- Петербурга

                                                                                Борисова Анастасия Сергеевна

2020 г.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

Современные приоритеты в содержании дошкольного образования направляют деятельность педагога на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности детей. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности. Деятельность педагога группы детей раннего возраста основана на знании возрастных особенностей малышей и имеет свою специфику. Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации, мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями. В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность психической организации маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включённость в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка. Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать. Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать  особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хепенинг. Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии  художников, но не контролируемые им полностью. Другими словами, это игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. Это нетрадиционная техника относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. Здесь  неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Использование в своей работе техники «хепенинг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, и, тем самым, поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт ребенка в детском саду.  А также создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать. Хеппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Какие методы работы можно  использовать в работе с малышами?

- рисование пальчиками, кулачком, ладошкой, ступнями ног

- рисование на подносе (манка, цветной песок)

- рисование ватными палочками

- рисование в технике отпечатка (рисование смятой бумагой, печать из картофеля, пушистые помпоны, втулка от туалетной бумаги)

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения

Рисование пальчиками, кулачком, ладошкой, ногами

В совместной деятельности с малышами используется  такой метод, как рисование пальчиками. Это способ  примакивания  пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии,  прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2

пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Любимый способ ребят – рисование ладошкой или ногами. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно – выразительное средство.

Кроме гуаши можно использовать пальчиковые краски, изготовленные самостоятельно.

Рецепт пальчиковых красок:

2 стакана воды,

1,5 стакана муки,

0,5 стакана соли,

4 столовые ложки подсолнечного масла.

Все ингредиенты смешать блендером. Густоту регулировать мукой. Для придания разных цветов, используются пищевые красители. Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.

Для рисования использовать краски комнатной температуры, иначе неприятно будет трогать пальчиками холодные краски.

Польза от рисования пальчиками:

• Развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи.

• Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании

пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для

рисования.

• Осознание ребѐнком собственного тела.

• Раннее развитие творческих способностей.

• Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком

изображение, малыш учится чувствовать границы.

• Развитие представлений о цвете.

• Развитие воображения и образного мышления.

Помимо ладоней, детям очень нравится рисовать  ногами. Это не только очень весело, но и полезно, особенно рекомендуется «стопотерапия» детям с диагнозом или подозрением на плоскостопие. При таком рисовании активизируются  большинство точек находящихся на ступнях ног, активно вступают в работу все мышцы тела. «Стопотерапия» благоприятно влияет на физическое и психическое развитие дошкольников. Нетрадиционная техника - рисование ногами - дает чувство уверенности и свободы. Это занятие помогает снять накопившееся напряжение, как эмоциональное, так и физическое, лучше почувствовать свое тело. Эмоции, которые возникают в этом процессе, трудно с чем-либо сравнить.

Рисование на подносе

В раннем возрасте доступен такой вид хеппенинга как рисование на подносе. У вас на подносах насыпан слой манки. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Рисование в технике отпечатка

рисование мятой бумагой

Рисование мятой бумагой — это очень интересная и необычная техника рисования. Она дает детям простор для воображения и отличную гимнастику для детских рук и пальчиков.

Необычным, интересным и увлекательным становится даже процесс подготовки к занятию.

Приготовление бумажных комочков — увлекательное действие и с ним дети легко и с удовольствием справляются сами.

При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

Средства выразительности:

пятно, фактура, цвет.

 Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

оттиск печатками из фруктов и овощей

Для деток раннего возраста это довольно популярная техника. Вам потребуется любой овощ или фрукт. Штампы можно изготовить из яблока, картофеля, морковки, перца и других овощей или фруктов. Проще всего сделать штампик из картофеля. Если у вас есть металлические формы для вырезания печенья, просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Примеры: «Ягоды», «Яблоки», «Овощи», «Веселые фигурки».

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из овощей или фруктов – их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

техника «помпонография»

Данная  техника рисования помпонами воспитывает интерес ребенка к изобразительной деятельности, развивает воображение и мелкую моторику рук.

Необходимые материалы:

-гуашь;

-лист бумаги;

-маленькие или средние помпоны

 -прищепки.

Способ получения изображения : к каждому помпону прицепить прищепку,  получаем удобную держалку для работы. Процесс рисования прост: возьмите прищепку, захватите помпон, обмакните в краску и сделайте отпечаток на бумаге. Можно, например нарисовать цветы с малышами. Для рисования сердцевины цветка используйте маленький помпон с желтой краской, для лепестков — средний.

рисование картонной втулкой

Рисование втулкой от туалетной бумаги очень простая техника рисования. Тут масса вариантов, потому что трубочке втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам вдоль ,и мы получим штамп полукольца, идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елей. Круглый рулончик можно приплюснуть с двух сторон и получится заостренный овал- это форма цветочного лепестка или ушек зайчика. Также можно край рулончика нарезать в фигурные лепестки. Такие штампы просто находка для быстрого рисования цветов, букетов в раннем возрасте.

Техника рисования ватными палочками

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Средства выразительности: точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку набирается краска разного цвета.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Творческий процесс - это настоящее чудо. Я считаю, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Список литературы

1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. - (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.

3.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.

4. Королева Л. Ранний возраст – раннее развитие // Воспитатель ДОУ. – 2011. -

5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.