Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Табунова Любовь Владимировна

Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashudruzhnomyvarili.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

герб СПб 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

организованной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили»

 ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

                                                                                             Воспитатели:

Ларионова М.В.

     Табунова Л.В.

Санкт-Петербург

2021

Программное содержание

Цель

формирование представлений об измерении объема

Задачи

Обучающие

- закрепить представления об измерении объема (непосредственное сравнение сосудов по объему с помощью переливания);

- сформировать представление об измерении объема сосудов с помощью мерки;

- формировать умение выдвигать гипотезы;

- тренировать счетные умения.

Развивающие

- развивать умение выполнять практическое измерение объемов жидких и сыпучих тел с помощью мерки;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение. Обобщение;

- развивать внимание, память, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

Воспитательные 

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.  

Формирование предпосылок УУД

Познавательные

- умение применять правила и пользоваться инструкциями

- ориентировка в пространстве и времени;

-умение производить анализ и синтез объектов;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные

- умение сохранять заданную цель;

- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- умение работать по инструкции взрослого.

Коммуникативные

- умение ставить вопросы; обращаться за помощью

- формулировать собственное мнение и позицию

- строить понятные для партнёра высказывания

Личностные

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

- формирование умения прийти на помощь другу. 

Оборудование и материалы

ТСО

Демонстрационный материал

2 кастрюли одинакового объема, но разной высоты и площадью дна; графин с водой; кружка.

Раздаточный материал  

2 графина с водой; два стакана (большой и маленький), кружка, ёмкость с крупой, 2 ложки столовых, 2 ложки чайных, карточки с числами от 1 до 10, фишки.

Методы и приемы

Методы

Приемы

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий.

Показ способов действий

Словесные

Мотивационный настрой, решение проблемной ситуации.

Пояснение

Игровые

упражнение

Воображаемая ситуация в развернутом виде.

Сюрпризный момент;

Игровая ситуация.

Практические

 выполнение разнообразных практических действий;        упражнение

Ход ООД

  1. Мотивационный этап.

Воспитатель:

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Дело в том, что в соседнем детском саду заболел повар.

-И нас с вами попросили сварить для этих детей кашу.

-Мы должны сварить кашу для детей двух групп. Посмотрите и скажите сколько детей в первой группе. (выставляется число двенадцать).

- Что можно сказать про это число? Почему оно двузначное?

-  Во второй группе такое же количество детей. Как вы думаете сколько детей во второй группе?

- Мы видим, что в первой группе 12 человек и во второй группе 12 человек. Значит детей в двух группах …. (поровну)

- Как мы можем это показать? Каким знаком? (=)

- Мы знаем, что детей в 1гр и во 2гр поровну, значит кашу для двух групп мы должны сварить одинаковое количество.

II Деятельностный этап.

 - В чём мы будем варить кашу?

- Сколько кастрюль нам понадобится?

-Вот посмотрите на эти кастрюли.

- Как вы думаете одинаковые они или нет?

-Чтобы узнать одинаковые кастрюли или нет, нам нужно проверить их объем.

-Что такое объем?

 Объем-это пустое пространство в нашей кастрюле.

-Как мы можем это проверить?  Мы водой из графина наполним нашу кастрюлю до самого верха. Если кастрюли одинаковые, то все это количество воды поместится в другой кастрюле.

Проводится опыт с детьми.

- Что у нас получилось? (ответы детей)

- Какие выводы мы можем сделать? (одна кастрюля заполнена доверху, а вторая нет).

-Какой вывод мы можем сделать, кастрюли одинаковые или разные по объему? (ответы детей).

А каши нам надо сварить одинаковое количество. Для этого нам нужно налить одинаковое количество воды в две кастрюли. При этом кастрюли должны быть заполнены водой не до краев. Потому что потом мы будем насыпать крупу, а крупа при варке разваривается, увеличивается в размерах, и вода может вытечь из кастрюли.

-Чтобы воды в две кастрюли налить одинаковое количество. Мы будем использовать мерку.

- Что такое мерка? Мерка-это то чем мы будем мерить?

- Давайте посмотрим на стол, какие мерки мы видим? (маленький стаканчик, кружка, стакан).

-Какая мерка нам будет удобнее для измерения воды? (ответы детей).

Вывод: чем больше мерка, тем меньше раз нам понадобится брать воду.

-Давайте проверим, что больше стеклянный стакан или кружка. Для этого нам надо налить воду в кружку (доверху) и перелить ее в стакан.

Дети самостоятельно проводят эксперимент.

-Что мы видим? Рассуждения детей.

-Стакан заполнился водой не полностью.

Выводы: стакан больше, чем кружка.

-Ох дети и тяжелая же эта работа, кашу варить.

- Что-то я устала. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

Варить кашу дружно стали ( помешивают кашу рукой)

И конечно же устали (имитируют усталость)

Сейчас спинку разомнём (наклоны вправо, влево, вперед)

И опять варить пойдем! (ходьба на месте)

- Ребята, прежде чем мы начнем варить кашу нам нужно распределиться на две команды. Первая команда будет варить кашу для первой группы, а вторая для детей второй группы.

Дети проходят к столам.

- Ребята, давайте рассмотрим алгоритм приготовления каши.

- Что такое алгоритм.

Алгоритм- это последовательность выполнения действий.

Выставляется алгоритм. Дети его рассматривают, проговаривают все действия.

Надо взять кастрюлюналить в неё воды  засыпать крупуположить сахарсоль.

-Чтобы все ингредиенты попали в наши кастрюльки в нужных пропорциях, нам надо воспользоваться рецептом повара.

Воспитатель на ковралине выставляет рецепт приготовления каши. Дети проговаривают его.

-Посмотрите сколько стаканов воды нам понадобиться? (выставляется картинка стакана и цифра 3). Дети проговаривают.

- Давайте нальем воду в наши кастрюли.

Один ребенок отмеряет 3 стакана воды, а второй ребенок при помощи фишек отсчитывает нужное количество стаканов.

Обращается внимание, что стакан должен быть наполнен до самого верха.

Воспитатель распределяет детей. Одинаковые действия выполняются в обеих командах

- Ребята посчитайте фишки и скажите сколько стаканов воды мы налили в наши кастрюли?

-А теперь давайте наши фишки заменим на цифру. Дети выбирают нужную цифру.

- Ребята посмотрите на столы и скажите, как называется крупа, из которой мы будем варить кашу? (пшено)

- А какая каша получится из этой крупы? (пшённая).

- Крупу мы будем насыпать в маленький стаканчик. Давайте вернемся к рецепту и посмотрим сколько стаканчиков крупы мы должны насыпать. (выставляется картинка стаканчика и цифра 2).

Наполнят стаканчик, чтобы не просыпать крупу, мы будем ложкой. Ребята, а какой ложкой нам будет удобнее насыпать столовой или чайной. (ответ детей). Ну конечно же столовой, чем больше мерка, тем меньше раз нам понадобится набирать крупу.

- Перед тем как насыпать крупу, давайте посчитаем сколько столовых ложек помещается в этот стаканчик.

Воспитатель распределяет детей: один ребенок заполняет стаканчик, второй считает количество ложек и отмечает их фишками. Работа проводится в двух командах.

-Воспитатель обращает внимание на то, что ложка должна быть наполнена доверху.

-Сколько ложечек у вас поместилось в стакан? (ответы детей).

- А теперь давайте наши фишки заменим на цифру. Дети выбирают нужную цифру.

- Ребята, вернемся к нашему рецепту. Сколько стаканчиков с крупой мы должны высыпать в кастрюлю? (2)

Воспитатель распределяет детей: один ребенок заполняет второй стаканчик крупой, другой ребенок считает количество ложек и отмечает их фишками. Количество фишек пересчитывается и заменяется цифрой. Работа проводится в двух командах.

 - Ребята чего нам не хватает для приготовления вкусной сладкой каши. (сахара и соли)

- Как вы думаете какой ложкой нам будет удобнее насыпать сахар чайной или столовой и почему? (предположения детей)

-Посмотрите на рецепт. Сколько столовых ложек сахара нам потребуется? (выставляется картинка столовая ложка и цифра 2)

-У вас на столах стоят два контейнера. В обоих насыпано белое вещество. Как мы можем узнать где сахар, а где соль? (ответы детей)

-Проводится эксперимент: дети пробуют на вкус вещество из первого и второго контейнера. Определяют, где сахар и где соль.

Воспитатель распределяет детей: один ребёнок кладет 2 ложечки сахара, второй считает количество ложек и отмечает их фишками. Количество фишек пересчитывается и заменяется цифрой. Работа проводится в двух командах.

Такие же действия проводятся с чайной ложечкой. Детям нужно посолить кашу одной чайной ложкой соли.

Рефлексивный этап.

-Ребята, а теперь посмотрите на алгоритм и скажите, все ли ингредиенты мы использовали? Ничего не забыли? (ответы детей)

Дети сравнивают свои действия с алгоритмом.

Как вы думаете, наша каша готова? Можем ли мы ее нести в другой детский сад?

- А почему нет? Чего не хватает нашей каше? (ответы детей)

-Правильно дети, чтобы каша была готова ее надо сварить на плите.

- Сейчас наш помощник отнесет кастрюли на кухню. А наши повара поставят кашу на плиту и доведут ее до готовности.

Помощник уносит кастрюли с кашей.

- Ребята, какую кашу мы сегодня варили? (ответы детей)

- Чтобы получилось положить нужное количество крупы, соли чем мы пользовались? (мерками)

- А кто запомнил, что такое мерка? (ответы детей)

- Какие мерки мы использовали?( стакан, столовая ложка и т.д)

- Как вы думаете, почему вам удалось быстро справиться со всеми заданиями? (потому что мы умеем пользоваться мерками для измерения объема)

Какое правило мерки мы запомнили?  (чем больше мерка, тем меньшее количество раз потребуется для ее использования).

Воспитатель хвалит детей.

Благодарит за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы дошкольного возраста

Данное занятие поможет сформировать представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств, поэтического слова, музыки, изобразительного искусст...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме Драматизация сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Цель: Учить эмоционально воспринимать художественное произведение, драматизировать его, формировать правильное произношение текста детьми. ...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Семья Степановых»

Цель: воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к защитникам Отечества, землякам, любви к Родине, к матерям и заботы о них, уважительного отношения к ветеранам войны, бережного отнош...