Мастер - класс на тему: «МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
материал

Елена Николаевна Кругликова

Цель: Повысить компетентность  молодых педагогов  МДОУ в обучении дошкольников предметной лепке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_lepka.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс на тему:

«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Повысить компетентность  молодых педагогов  МДОУ в обучении дошкольников предметной лепке.

Материал: пластилин, стеки, доска для лепки, салфетка.

Используемая технология: активные методы обучения.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшний мастер-класс посвящен проблемам обучения детей простейшим приемам предметной лепки. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Лепка способствует тому, что ребенок ставит перед собой цель и в процессе деятельности достигает ее. Таким образом, развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина,  благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель, начиная с I младшей группы и до самой школы, учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И от того, насколько воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что лепить – это весело и легко, настолько и ребенок будет воспринимать занятия лепкой не как нечто недосягаемое, а как веселую игру, занимательное действо, в результате чего появляются знакомые предметы быта, животные, птицы. 

Я предлагаю вам, как молодым специалистам,  пройти основной курс предметной лепки, начиная с I младшей и до подготовительной к школе группы, и покажу вам основные приемы лепки, на базе которых ребенок в дальнейшем сможет вылепить многие предметы.

Какой материал и оборудование нам понадобится для занятий по лепке?

Оборудование: пластилин или глина, дощечки, стеки и салфетки.

 План проведения занятия:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

 Всю работу по предметной лепке мы лепим в руках, т.е. на весу, используя приёмы лепки. Дощечку используем для готовых изделий или для их частей, можно на доске с помощью стека отделить кусочек пластилина.

I младшая группа

Условия:

Воспитатель лепит за столом с подгруппой детей (5-6  детей)

Детям дают доски и пластилин в виде колбаски длиной 5-6 см.

Методика:

1. Познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. От него можно отделить кусочек». Таким образом, воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание.  Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц», «Зёрнышки», «Конфетки».

2. Форма – цилиндр. Раскатываем между ладонями, сначала прямыми движениями («Беру пластилин, кладу на ладошку, и раскатываю его так – вперед-назад, вперед-назад, вот такой столбик получился»). Происходит обучение детей первому формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Если ребенок не может сам, воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать, как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу.

3. Преобразование цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со следующими приёмами – свертывание и соединение. Темы: «Колечки», «Бублики и сушки».

4. Лепим предметы круглой формы - шар. Это наиболее сложный вид движения. Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик вместе с руками малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко», «Шарик», «Неваляшка».

5. Прием – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно отделять кусок пластилина от целого и сплющивать его пальцами. Темы для закрепления: «Блинчики», «Лепешки».

II младшая группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для последовательного показа работы.

Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы (размером приблизительно с кулак ребенка)

Методика:

В I полугодии закрепляются знания, которые давались в I младшей группе: раскатывание, соединение, отщипывание,  скатывание  шара, сплющивание шара (диск) . Основное требование к заданию в этой группе – множественность и повторность изображения одной и той же формы. Темы: «Ягоды и фрукты», «Печенье для кукол», «Блины», «Мячи и шары», «Башенки», «Неваляшки» и т.д.

Следующий этап обучения – видоизменение шара (расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье, пряники и т.д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых составляются узоры.

 В процесс лепки включается работа пальцев! Это очень важный этап, так как в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Поэтому наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей приемам защипывания края формы (например, при лепке пирожных, булочек, корзиночек).

 Методика занятия:

Объяснение задания  - не более 3 – 4 минуты.

Рассматривание  предмета -  воспитатель вместе с детьми выделяет форму предмета, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее.

Полный показ способа изображения – это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве.

Анализ работ – общий положительный.

Средняя  группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец для показа работы.

Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.

Все занятия в течение года носят предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке.

Методика:

  1. Вводится новая форма предмета -  овал  (фигура в форме яйца). Название «овоид» не дается. Темы для занятий: «Ёж», «Заяц», «Рыбка», «Кит», «Яичко», «Игрушечный мишка», «Птичка».
  2. Лепка человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.).

Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:

  1. Кусок пластилина делят на две равные части.
  2. Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
  3. Вторую часть делят пополам.
  4. Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют

к вершине конуса.

  1. Вторую половину пластилина делят на две равные части: из одной раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют для деталей – шапочка, воротник, пуговицы.
  1.  Лепка посуды.

Способы:

* Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);

* Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);

* Наложение друг на друга колец и их скрепление (корзинка, миска)

  1. Вводится декоративная лепка (игрушки по типу народных – птичка-свистулька, козлик-свистулька и т.п.).

Старшая группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе так, чтобы каждый ребенок мог видеть стол воспитателя, на занятиях использует образец для показа работы.

Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком количестве, которое необходимо для данной работы.

Методика:

В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная.

В лепке кроме  конструктивного способа (из частей) вводится пластический способ (из целого куска).

Предметная лепка дается с натуры и по представлению. Когда основной задачей является овладение новой формой, даем лепку с натуры. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению.

На занятиях по сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.

К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин, посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.

1. Лепка человека  по частям и из целого куска. Темы: «Дед Мороз», «Снегурочка».

2. Лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными. Темы: «Девочка (мальчик) в зимней одежде (в шубке, валенках)».

3. Лепка  фигуры в движении. Положение фигуры требуется определить в самом начале лепки.

4. Лепка животных и птиц из одного куска. Используется стека для разрезания.

5. Лепка посуды - соединение диска (дна) и лентообразной стенки – расплющенного цилиндра.

Подготовительная к школе группа

Условия:

Такие же, как и в старшей группе.

Методика:

Совершенствуется предметная, сюжетная и декоративная лепка.

В лепке используется конструктивный (из частей) и пластический способ (из целого куска)

Большое внимание уделяется лепке с натуры и лепке по представлению.

В течение всего года лепят овощи, фрукты, посуду, животных, птиц, человека.

  1. Лепка посуды из колец - кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).
  2. Лепка посуды путем выбирания стекой (только при лепке глиной!) - стекой выбирают лишнюю глину из шарообразной или цилиндрической формы.
  3. Лепят человека не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц», «Мальчик гуляет с собакой»
  4. Декоративная лепка пластины - дети учатся сначала создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.

Методика проведения занятия по лепке:

I этап – определение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, стихи.

II этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить. Для рассматривания используется подлинный предмет. Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его форме.

III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.

Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия.

IV этап  - выполнение задания. Воспитатель может помочь тем, кто затрудняется, показывает прием еще раз.

V этап  -  анализ работ. Указываются положительные стороны в соответствии с образцом воспитателя, а также общие ошибки.

Заключение.

После нашей с вами работы, я думаю, что лепка станет для вас и ваших воспитанников одним из любимых занятий. Если вам понравился мастер-класс, вы на память возьмите смайлик с улыбкой, если что-то вам не понравилось – грустный смайлик. Но в любом случае данный опыт будет вам полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика лепки в детском саду"

Данный мастер-класс будет интересен старшим воспитателям и воспитателям ДОУ, особенно начинающим свою педагогическую деятельность....

Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...

Мастер-класс на тему "Режиссерские игры в детском саду"

Представлен материал для выступления на семинаре для воспитателей ДОУ, как организавать игру, а также примеры игр для младшей и старшей групп....

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

Мастер-класс на тему «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС на занятиях музыки».

Выступление на педсовете о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ...