ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
статья

Чильдинова Анна Викторовна

Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ  КАК  СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

 

Осязание и мелкая моторика, по мнению Л. И. Плаксиной, Л. В. Мясниковой и др., очень важны для дошкольника с нарушением зрения, так как компенсируют его познавательные и контролирующие функции [4].  

Однако, как отмечают Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова, чаще всего у детей с нарушением зрения преобладает низкий уровень развития осязания и моторики. Это происходит вследствие того, что дети с патологиями зрения  рассчитывают на визуальную ориентировку, не осознавая роли тактильной чувствительности как средства замещения недостаточности зрительной информации. Происходит задержка развития осязания и моторной готовности рук к письму, что негативно влияет на формирование предметнопрактической деятельности [1, 3].  

Анализ методической литературы по проблеме исследования показал, что развитию тонких движений рук и тактильной  чувствительности способствуют разнообразные игры и упражнения (пальчиковые игры, самомассаж, игры с песком и водой, шнуровки и т. п.), а также предметно-практическая деятельность, в частности работа с пластическими материалами [1, 2, 3].

Пластилинография − это одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоского или рельефного изображения с помощью мягких материалов путем их размазывания по поверхности. В процессе работы с пластическими материалами у детей развивается умелость рук, укрепляется сила рук, согласованность движений обеих рук, движения пальцев дифференцируются, развивается тактильная чувствительность [4].

В нашем исследовании мы ставили цель определить эффективность использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Эта цель достигалась путем опытно-экспериментальной работы, которая состояла из 3-х этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Журавлик» города Абакан. В исследование приняло участие 16 детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы для выявления уровня развития осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы диагностические задания, разработанные Л. Б. Осиповой.

Анализ результатов эмпирических данных показал, что у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения преобладает низкий уровень развития осязания и мелкой моторики.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы мы также проанализировали основную общеобразовательную программу детского сада, журнал взаимодействия специалистов, планы образовательной работы, предметно-пространственную среду группы.

Исходя из полученных эмпирических данных, мы составили план формирующего этапа эксперимента с целью развития осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством пластилинографии. Работа с детьми проводилась систематически в рамках совместной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности.

При выполнении пластилинографии использовался различный пластилин, способствующий развитию тактильной чувствительности дошкольников, предлагались разнообразные виды и приемы пластилиновой живописи.

Создание образов осуществлялось на основе перцептивных действий (ощупывание, обследование по контуру) с открытыми и закрытыми глазами. Обследование предмета или изображения проводилось обеими руками (правая рука − поисковая, левая − контролирующая). Пластические образы создавались пальцами и вспомогательными инструментами (стек, пластмассовые шприцы без игл и др.)

Для выявления эффективности использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения нами был проведен контрольный этап эксперимента. Для этого использовались аналогичные задания, что и на констатирующем этапе опытноэкспериментальной работы.

Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует о динамических изменениях в показателях уровня развития осязания и мелкой моторики у воспитанников. Позитивная динамика в развитии осязания и мелкой моторики наблюдается у 8 детей, что составляет 50%.

Таким образом, уровень развития осязания и мелкой моторики у детей на контрольном этапе эксперимента относительно констатирующего этапа повысился, что доказывает наше предположение об эффективности использования пластилинографии в развитии осязания и мелкой моторики  у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.

 

Список литературы

  1. Андрющенко Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3-5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова. Челябинск: Цицеро, 2009.  96 с.
  2. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л. В. Мясникова.  Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения, 2006.  19 с.
  3. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального  образования / С. В. Погодина. М.: Академия, 2014. 352 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: "Развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения. "

Способы развития мелкой моторики рук и осязания, используя подручные материалы....

Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»

Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...

Консультация для родителей^ Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.

В данной статье я пытаюсь разъяснить необходимость работы по развитию мелкой моторики ребенка с первых месяцев жизни и до школы. Показываю взаимосвязь речевых центров и центров,отвечающих за развитие ...

Конспект индивидуального коррекционного занятия учителя-логопеда с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим глубокое нарушение зрения

Данный конспект занятия раскрывает основные приемы и специфику коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, страдающими глубокими зрительными расстройствами....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....