«Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку». Выступление из опыта работы
статья по развитию речи

Хабибрахманова Айгуль Рафисовна

«Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку». Выступление из опыта работы. Применение приемов ТРИЗ позволяет заинтересовывать детей, вызывает желание разговаривать на родном языке. Таким образом,  создаются условия для возникновения интереса к игре, которая проводится на татарском языке. Создаются  благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mmo_natsionalnoe_vospitanie.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 «НЕЗАБУДКА»                                      ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

«Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку»

Выступление из опыта работы в рамках онлайн-заседания на платформе zoom МИЛЛИ        по национальному воспитанию для воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме: «Инновационные технологии в организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО, через приобщение детей к родному языку и культуре», проведенный на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида                                                 №34 «Гульчечек» ЗМР РТ

                                                            Подготовила:

                                                   Хабибрахманова А.Р., воспитатель

24.11.2021 г.

г. Зеленодольск

Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку. Из опыта работы.

   В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема сохранения и развития родного (татарского) языка. Сохранение ее в наших потомках.

  Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, которое помогает представителям любого народа сохранить свою культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, многочисленной нации ли, или малочисленному народу – это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь.

   В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения, многие люди, особенно дети и молодежь, практически не знают родного языка. В связи с этим, постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи.

  Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка, невозможно.

   Методика обучения родному (татарскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.

   Для приобщения к родному языку детей использую УМК «Туган телдә сөйләшәбез» (авторы Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.). Однако практика выдвинула необходимость амплификации содержания обучения детей дошкольного возраста, опирающуюся на особенности детского развития: образное мышление, словотворчество и игру как ведущий вид деятельности.

   Что любят все дети? Конечно же, играть! Поэтому все важные задачи я решаю в игровой форме. А чтобы игровая деятельность была более интересной и продуктивной, позволяла детям выражать свои впечатления и активно развивала у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, а также развивала поисковую активность детей и стремление к новым знаниям, в своей работе я использую игры с элементами ТРИЗ. Технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) даёт возможность превращать изучение любой темы в увлекательную игру. При помощи ТРИЗ дети проявляют свою индивидуальность, учатся креативно мыслить, находить противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. 

Применение приемов ТРИЗ позволяет заинтересовывать детей, вызывает желание разговаривать на родном языке. Таким образом, я не заставляю детей изучать язык, а создаю условия для возникновения интереса к игре, которая проводится на татарском языке. Создаю благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости общения.

Из элементов ТРИЗ, по приобщению детей к татарскому языку, использую 5 основных тем. Это:

      - Обучение рассказыванию по картине;

      -  Системный анализ;   

      -  Самостоятельное составление загадок.

      - Приобщение детей к языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок);

       - Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями.

  1. Обучение рассказыванию по картине. Сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на татарском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ.   

2. Системный анализ:         Это что-то для чего-то,

                                              Это что-то из чего-то,

                                              Это что-то часть чего-то,

                                              Чем-то было раньше что-то,

                                              Что-то будет с этим что-то,

                                              Есть противники у что-то,

                                              Много есть друзей у что-то.

     Например, давайте разберем этот стол - өстәл:

  • Для чего: өстәл артында ашыйм, эчәм, язам, рәсем ясыйм, уйныйм - чтобы за ним (столом) есть, пить, писать, рисовать, играть.
  • Из чего он сделан: агачтан – из дерева.
  • Часть чего: өйнең өлеше, өй җиһазларының берсе - часть дома, часть мебели.
  • Чем было раньше: агач иде – было деревом.
  • Противники (дошманнары): огонь – ут (потому что от огня стол может сгореть).
  • Друзья (дуслары): шкаф, стул, скамейка (потому что сделаны тоже из дерева) – шкаф, урындык, эскәмия (алар да агачтан эшләнгән).
  1. Составление самостоятельно своих загадок.

     Например,             Тәрбияли, әти-әни түгел,

                                     Өйрәтә, укытучы түгел,

                                     Өйрәнә, укучы түгел,

                                     Уйный, бала түгел.

                                                            (тәрбияче)

                                    Воспитывает, но не родитель,

                                    Обучает, но не учитель,

                                    Учится, но не ученик,

                                    Играет, но не ребенок.

                                                            (воспитатель)

  1. Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок).

Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на свой жизненный опыт, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума. Поэтому целесообразнее вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи, дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.

  1. Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями:

Все на свете похоже друг на друга, например:

шкаф – китап (шкаф – книга), какая между ними связь? Икесе дә агачтан - оба сделаны из дерева.

 Алма –  туп (яблоко – мяч) – икесе дә түгәрәк, икесе дә кызыл  (оба круглые, оба красные и т.д.).

Учитывая индивидуальные и психологические особенности детей, широко и успешно использую данные элементы технологии ТРИЗ. Когда у ребенка развита фантазия, он больше думает и размышляет, самостоятельно делает выводы. Это само собой развивает речь ребенка, у него обогащается словарный запас на татарском языке, появляется масса интересных и увлекательных вопросов, на которые ребенок хочет найти ответ. А вот ответы мы уже учимся давать на татарском языке, через интерес ребенок по желанию овладевает родной (татарской) речью. А еще он самостоятельно сочиняет, думает, фантазирует, играет.

Через эти приемы дети непроизвольно обучаются языку, и они с удовольствием общаются на нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к собиранию и оформлению коллекций (из опыта работы)

В статье содержится материал по обобщению работы в направлении коллекционирования и создания мини-музеев с детьми старшего дошкольного возраста....

Приобщение детей к собиранию и оформлению коллекций (из опыта работы)

В статье содержится материал по обобщению работы в направлении коллекционирования и создания мини-музеев с детьми старшего дошкольного возраста....

Создание предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни (презентация из опыта работы)

Важное место в воспитании основ здорового образа жизни в детском саду является создание предметно-пространственной развивающей среды....

Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"

Буклет консультация для сотрудников ДОУ "Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Вот какая мама, загляденье прямо!» с использованием технологии: ТРИЗ, моделирование. ( для детей среднего возраста )

Представляю разработку занятия по образовательной области "Познавательное развитие" - "Вот какая мама, загляденье прямо!". Воспитание уважения, заботы и любви к маме....

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...