Методические рекомендации для воспитателей "Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
методическая разработка

Наталья Михайловна Барскова

Буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников»

 «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская, – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

  • рационально организованная обстановка,
  • четкий режим дня,
  • руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ!

  • Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
  • Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
  • Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Мыть лицо, уши, руки
  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  • Пользоваться расческой.

СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

  • Расстегнуть пуговицы;
  • Снять платье (брюки);
  • Аккуратно повесить;
  • Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
  • Снять обувь;
  • Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
  • Надеть в обратной последовательности.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

  • организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  • разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  • многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
  • индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  • организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  • безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

  • личный пример взрослых;
  • образовательная деятельность;
  • показ;
  • объяснение;
  • пояснение;
  • поощрение;
  • беседы;
  • упражнения в действиях;
  • дидактические игры;
  • потешки;
  • стихотворения;
  • пословицы, поговорки;
  • игровые приемы;
  • викторины, развлечения;
  • прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки).

МДОАУ «Детский сад № 147 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников г. Орска»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников»

Старший воспитатель

Барскова Наталья Михайловна

г. Орск, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика и условия формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребёнка к следующим гигиеническим навыкам...

«Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников»

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические ...

Методика и условия формирования культурно - гигиенических навыков у дошкольников

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их...

Методические рекомендации для работников ДОО по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников

Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Методика и условия формирования культурно-гигиенических навыков

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых...