статья Развитие психических процессов у дошкольников через
статья

Тришкина Людмила Павловна

Бумага – это материал, который отвечает всем исследовательским потребностям ребенка. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие психических процессов у дошкольников через

работу с бумагой в технике оригами»

Бумага – это материал, который отвечает всем исследовательским потребностям ребенка. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям. Тогда встает вопрос,  почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более, что  бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества.

Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае. В переводе это красивое слово обозначает «складывать» бумагу.

С бумагой я работала с детьми разного возраста. Дети с удовольствием  увлекались разными техниками работы с бумагой,  это и аппликация, и оригами, и модульное оригами, и квиллинг. Они каждый день спрашивали; «А сегодня мы будем делать поделки».

Я задумалась, как работа с бумагой  влияет на развитие у детей психических процессов:

  • Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • Активизирует мыслительные процессы.
  • В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнения работы).
  • Развивает диалогическую  речь, при обыгрывании поделок.

Самые доступные техники,  работы с бумагой в детском саду, начиная с младшего возраста – это аппликация и оригами.  Аппликацией мы занимаемся каждую неделю  при проведении НОД, и не все современные дети воспринимают ее позитивно, а вот  когда дети получают объёмную бумажную фигурку, радости нет придела.  Но передо мной встал вопрос, с какого возраста  можно заниматься оригами?

Тогда  мне самой пришлось познакомиться с  техникой оригами, ее историей, опытом работы других педагогов по этой теме, проработать много литературы, в том числе и психологической.

Так  учёные, педагоги - психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Например; В.М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и её развитием  [7, 26].

После изучения литературы, я пришла к выводу, что оригами благотворно влияет на развитие психических процессов у дошкольников.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Работу я решила начать с детьми с младшего дошкольного возраста.  

В группе мной был организован кружок оригами «Чудеса бумаги». Разработана программа, намечены цели и задачи, разработан перспективный план по каждому возрасту с младшей до подготовительной к школе групп.

Работу кружка проводила 1раз в неделю, во 2-у половину дня по подгруппам.

Моя первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные поделки, использовала различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Самое первое занятие я посвятила игре с бумагой, чтобы дать детям возможность познакомиться с её свойствами. Для игры “Перекати поле” дети сделали “клубочки” из бумаги и дули на них, в процессе чего выяснили, что бумага лёгкая и сдвигается с места даже от воздушной струи. 

           На следующем занятии я сама сделала  детям бумажные кораблики, они поиграли с ними и оставили в тазу с водой,  я не стала вытаскивать кораблики из воды, а утром ребята нашли их, раскисшими.

          Потом дети рвали бумагу для печатания,  картон, обёрточную и цветную бумагу  в процессе чего узнали, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно. Увидели, что разным бывает и разрыв: ровный или клочками. После этого начали работать с бумажными квадратами из бумаги разной плотности. Я предложила детям сделать несколько сгибов на  двух квадратах из картона и бумаги для печатания, и мы заметили, что бумага может легко сгибаться, а может ломаться на сгибах. После я предложила детям развернуть квадрат и аккуратно разгладить сгибы рукой. В процессе этого упражнения мы выяснили, что если бумажный квадрат согнуть и загладить сгиб, то след от этого сгиба при разглаживании не исчезает, потому что бумага легко сгибается и мнётся. Детям  очень нравилось мять листы бумаги, затем приклеивать их, создавая какой-то рисунок.

Таким образом, я познакомила детей младшего дошкольного возраста с основными свойствами бумаги.

К концу года дети уже спокойно могли складывать базовую форму «Косынка» и к весне дети самостоятельно изготавливали кораблики.

При систематической работе кружка у детей начали сформировываться такие качества: как точность, согласованность движения кистей рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творческое мышление.

В старшем дошкольном возрасте  мы продолжили  делать простые игрушки из одного листа бумаги, нам приходилось пользоваться ножницами. Поэтому на каждом занятии мы повторяли правила пользования ножницами.

  Каждое занятие включало объяснение материала, исходя из своего опыта работы, я пришла к выводу, что намного удобнее использовать для показа пооперационные  карты. На листе такой пооперационной карты с помощью листа цветной бумаги показывается последовательность каждой операции по изготовлению изделия. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Основное время отводилось практической работе. Еще с некоторыми  детьми работала индивидуально.

При систематической работе детей с бумагой в технике оригами положительно сказалась на формировании  взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляло им радость. Оригами требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз. Обучение показывало эффективность этого труда.

 В течение года я делала выставки детских работ, продолжала вести фотоальбом поделок и процесса работы, чем радовала не только детей, но и родителей воспитанников.

Заметила, что дети, которые чаще других занимались с бумагой, были более дисциплинированны, усидчивы в любых  продуктивных видах деятельности, более ответственны в любых поручениях, аккуратны. У них были более развиты  внимание, память, восприятие, усидчивость, логическое мышление и диалогическая речь.  

Таким образом, подводя итоги  работы  кружка  «Чудеса Бумаги», я могу утверждать, что  благодаря оригами у детей  начали сформировываться  такие качества: точность, согласованность движения кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы в дальнейшем для успешного обучения письму

Дети научились различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.  Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Подводя итог вышесказанному, можно еще раз сделать вывод о большой значимости занятий оригами для развития психических процессов детей, поскольку нет, пожалуй, ни одной сферы развития личности, на которую бы оригами не воздействовало.

 Литература:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
  4. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
  5. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  6. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  7. Бехтерев, В.Н. Общие основы рефлексологии человека / В.Н. Бехтерев. - М., 1928.

Интернет источники

https://infourok.ru/prezentaciya-volshebniy-mir-origami-iz-opita-raboti-1892696.html

 

https://www.maam.ru/detskijsad/origami-i-ego-znachenie-dlja-razvitija-detei-  

doshkolnogo-vozrasta.html

               https://www.maam.ru/detskijsad/-origami-kak-sredstvo-vsestoronego-razvitija-detei.html

https://www.maam.ru/detskijsad/-origami-i-ego-vlijanie-na-razvitie-rebyonka.html

https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-origami-figurki-iz-bumagi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика психических процессов у дошкольников(мышление,память,внимание,восприятие)

Данные таблицы позволяют продиагностировать дошкольников по психическим процессам....

Дидактические игры и пособия на развитие психических процессов для дошкольников

Методическое пособие способствует развитию психических процессов памяти, внимания, восприятия мыслительных процессов дошкольников. Формированию целостной картины мира, развития мелкой моторики, сенсор...

Опыт работы "Роль занимательного математического материала в развитии психический процессов у дошкольников с ЗПР"

В опыте работы представленны авторские занимательные математические игры, разработанные в процессе работы специалиста в группе для детей с задержкой психического развития....

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Презентация «Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения на развитие психических процессов у дошкольников».

Дошкольное  детство -  важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических про...

Выступление на тему "Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов"

Этапы и особенности развития психических процессов у дошкольников. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов....