Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста
статья

Арсенчук Ирина Сергеевна

В настоящее время, в рамках современной модернизации общества, государством сформулированы новые требования к гражданину, как к высоконравственному человеку, носителю культуры с прочными представлениями о морали и этике. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о нравственных ценностях

у детей дошкольного возраста

Воспитатель Арсенчук Ирина Сергеевна

В настоящее время, в рамках современной модернизации общества, государством сформулированы новые требования к гражданину, как к высоконравственному человеку, носителю культуры с прочными представлениями о морали и этике. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания.

Нравственное воспитание - одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для взрослого при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль, которая регулируют поступки людей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.09.021) указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно – нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения.

Нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого, который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Всё это формирует нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трём годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно-образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности. Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребёнка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет взрослому разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.

Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной чёрствостью.

В дошкольный период развития ребёнка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребёнок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • Гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей) к ребёнку;
  • Чёткой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
  • Создание условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребёнка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Нравственное воспитание дошкольников реализуется в разных формах организации образовательного процесса:

- организованной образовательной деяятельности (ООД);

- режимных моментах;

- самостоятельной дечтельности в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

- занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций;

- использование развивающих технологий и методик – проектирования, экспериментирования.

 Все они направлены на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения).

 Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться реальным результатом – продуктом, оформленным тем или иным способом.

Принято выделять три типа проектов:

- творческий - направленный на развитие ощущений, восприятия, воображения,

-  исследовательский – направленный на развитие мышления, речи и воображения,

- нормативный – направленный на развитие речи, мышления и памяти.

Метод проектов основан на интересах детей и направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс не только детей и других педагогов, но и родителей и социум в целом.

Главное направление в реализации проектов в ДОО – это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия и внимания и положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям.

Для формирования нравственности у детей метод проектов можно применять в играх, беседах, чтении художественной литературы, развлечениях, спортивных праздниках, праздниках дружбы. Во всех этих мероприятиях у детей появляются одни интересы, что сплачивает детский коллектив и вызывает желание проявить к другому взаимовыручку.

Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, так как именно в семье ребенок впервые осваивает нравственные нормы и ценности. Но основная роль в организации проекта принадлежит ребенку, родители лишь помогают, следуя замыслу ребенка и помогая полноценной реализации.

Прогнозируемые результаты нравственного развития ребенка посредством проектной деятельности:

  1. наличие первичных представлений о нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых вокруг себя;
  2. наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств и эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе, предметному миру, к себе;
  3. стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями

Метод проектов как основное средство нравственного воспитания детей позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.

Одной из форм обучения и воспитания у дошкольников нравственных представлений являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

  • Постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;
  • Подачи материала о образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • Поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов)

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем.

Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять

Пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

  • Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);
  • Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними взрослый.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации.

Продолжительность бесед с детьми 4-5лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет – 30-35 минут. Кроме того, надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

  • Умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • Правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • Могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • При работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • Объясняют мысль знакомых пословиц;
  • Могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья»....