Методическая разработка по наставничеству в ДОУ "Перспективы роста"
методическая разработка

Арсенчук Ирина Сергеевна

Педагог сегодня  должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_perspektivy_rosta.docx148.6 КБ

Предварительный просмотр:

Администрации города Иркутска комитет по социальной политике и культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 77

C:\Users\user\Desktop\методист\7[1].jpg

Составитель:

воспитатель Арсенчук Ирина  Сергеевна

под руководством заведующего

Волковой Светланы Валерьевны

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Стр.

 

Пояснительная записка

4

1.

Цель и задачи

6

2.

Организационные основы наставничества

8

3.

Права и обязанности наставника и молодого специалиста

10

4.

Содержание работы с молодым специалистом

15

5.  

Контроль за реализацией наставничества

23

6.  

Анализ достигнутых результатов

27

7.

Заключение

28

8.

Приложения

29

9.

Глоссарий

47

10.

Литература

48

 

 

 

 

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Педагог сегодня  должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.

         Требования к профессионализму педагогов обусловлены следующими основными нормативными документами:  реализацией Федерального закона от 21 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минтруда России от 18.10.2013 г.  № 544 Н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями на 5 августа 2016 года), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", «Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 и другими нормативными и правовыми актами.

     Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.          Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

  В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.

                 Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

          Цель: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Задачи:

  1. Привить начинающим педагогам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении.
  2. Ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

3. Способствовать успешной адаптации к корпоративной культуре, правилам поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Основные принципы работы с молодыми специалистами:

  • принцип уважения и доверия человека
  • принцип непрерывности
  • принцип сотрудничества
  • принцип индивидуализации
  • принцип открытости
  • принцип компетентности
  • принцип соблюдения норм профессиональной этики

Участие в движении наставничества не должно наносить ущерб основной деятельности участников движения.

Планируемые  результаты:

Молодой специалист:

- будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;

- самостоятельно разрабатывать  и проводить родительские собрания;

- устанавливать взаимоотношения с коллегами, родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

- принимать участие в мероприятиях различного уровня;

- развивать свои профессиональные умения и навыки;

- аттестуется на соответствие занимаемой должности, а далее на первую квалификационную категорию, не ранее чем через 2 года.

         

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Одной из важнейших задач администрации и коллектива образовательной организации является создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде.

Можно выделить два ведущих направления в становлении молодого педагога:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств  профессионала  и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

В процессе становления молодой педагог проходит несколько этапов:

  • адаптацию - освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности;
  • стабилизация  - приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности;
  • преобразование - достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности.

  Решить эту проблему поможет создание системы работы в ДОУ по наставничеству над молодыми и начинающими педагогами.

      Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми и начинающими педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж по специальности не более 5 лет, или осваивающими смежные виды педагогической деятельности.

    Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ. Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого специалиста на должность.

     Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель заведующего по ВМР.

   Заведующий ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; богатый жизненный опыт; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

     Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.

      Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заведующим ДОУ.

     Назначение производится при обоюдном согласии наставника и начинающего специалиста, за которым он будет закреплен.

Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ  в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

     Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение начинающими педагогами ДОУ целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля, участия начинающего педагога в конкурсных мероприятиях и мероприятиях по обобщению опыта.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

НАСТАВНИКА И МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Педагог - наставник:

  1. содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  2. обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
  3. координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
  4. оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами основной образовательной программы дошкольного воспитания  ДОУ;
  5. передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
  6. знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
  7. консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
  1. Обязанности наставника:
  • Знать требования законодательства в сфере образования, нормативных актов, определяющих права педагогического работника ДОУ по занимаемой должности.
  • Изучать: деловые и нравственные качества начинающего специалиста; отношение начинающего специалиста к проведению занятий, коллективу ДОУ, воспитанникам и их родителям; его увлечения, наклонности, круг досугового общения.
  • Вводить в должность.
  • Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым или начинающим специалистом занятий, других мероприятий.
  • Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания и определять срок их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
  • Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные им ошибки.
  • Развивать положительные качества начинающего специалиста, в т. ч. личным примером, корректировать его поведение в дошкольном образовательном учреждении, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора.
  • Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью начинающего специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
  • Подводить итоги профессиональной адаптации молодого или начинающего специалиста, составлять отчет по результатам наставничества с заключением о прохождении адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 Права наставника 

  • Подключать с согласия заведующего ДОУ заместителя заведующего по ВМР или других сотрудников для дополнительного обучения  начинающего специалиста.
  • Требовать рабочие отчеты у начинающего специалиста как в устной, так и в письменной форме.

                       II. Обязанности молодого специалиста 

  • Изучать законы РФ, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности работы ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.
  • Выполнять план профессионального становления в определенные сроки.
  • Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
  • Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
  • Повышать свой общеобразовательный и культурный уровень.
  • Периодически отчитываться по своей работе перед наставником.

                  Права молодого специалиста 

  • Вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
  • Повышать квалификацию удобным для себя способом.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в т. ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.
  • Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

                              Руководство работой наставника

Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя заведующего по ВМР.

Заместитель заведующего по ВМР обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для наставничества;
  • оказывать организационную, методическую помощь в развитии системы дошкольного наставничества;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт дошкольного наставничества;
  • определять меры поощрения наставников.

Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами несет заместитель заведующего по ВМР.

Документы, регламентирующие наставничество 

      К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение «О наставничестве»;
  • приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
  •  планы работы по наставничеству;
  • протоколы заседаний Совета педагогов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.

      По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать заместителю заведующего по воспитательной и методической работе следующие документы:

  • отчет о проделанной работе;
  • план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого или начинающего специалиста.

       

     

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

   Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация детского сада  должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог-  наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Наставнику следует:

1) обратить особое внимание молодого специалиста на:

- требования к организации учебно-воспитательного процесса;

- возможности использования в практической деятельности дидактических и технических средств обучения;

- требования к ведению дошкольной документации.

2) обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

- практического освоения основ педагогической деятельности (проектирование, подготовка, проведение и самоанализ занятия; формы, методы и приемы обучения; психологические основы управления деятельностью воспитанников  на занятии, создание благоприятного психологического климата на занятиях  и др.);

- разработки программы творческого саморазвития;

- выбора приоритетной методической темы для самообразования;

- определение направлений повышения квалификации;

- применение ИКТ-технологий в образовательной практике;

- подготовки к предстоящей аттестации на квалификационную категорию.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителем заведующего по ВМР, педагогом - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с входного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего педагога с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.

Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых педагогов, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на занятиях, посещают занятия своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов.

Цели анкетирования:

- выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

- проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению воспитателями -мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных педагогов - наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если наставники подготовят им различные «памятки»:

- обязанности воспитателя;

- организация работы с  воспитанниками;

- анализ и самоанализ занятия;

- как правильно организовать работу с родителями;

- методические рекомендации по проведению родительского собрания, внегрупповых  мероприятий и др.

Молодой педагог создает свое портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя  в процессе наставнической деятельности. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, этому методу отдается значительное предпочтение.

        Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".

Поэтому наставничество в педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Работа с молодыми педагогами строим с учетом основных аспектов:

Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.

Индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога учитывают:

  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:

  • уровень базового образования;
  • индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
  • уровень профессиональных потребностей педагога.

Основные направления работы:

  • уровень базового образования;
  • психолого- педагогическая поддержка;
  • выявление затруднений в работе;
  • посещение открытых просмотров деятельности с детьми;
  •  мастер- классы по работе с родителями;
  •  практическая разработка занятий – обучение;
  • семинары – практикумы;
  •  взаимопосещение занятий;
  •  обучение самоанализу;
  •  работа с документацией;
  • планирование деятельности;
  • контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста;
  • работа по самообразованию;
  • работа в клубе «Школа молодого воспитателя».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИКА НА ГОД

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

Отметка о

выполнении

Примечание

1.

Изучить анкетные данные специалиста

2.

Ознакомить специалиста с историей и традициями ОУ

3.

Оказать помощь специалисту в усвоении основных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию деятельности ОУ

4.

Провести со специалистом беседу о профессиональной этике

5.

Подобрать и рекомендовать специалисту для изучения перечень специальной литературы, провести с ним беседу

6.

Оказать помощь в разработке плана проведения мероприятий

7.

Оказать методическую помощь

8.

На конкретных примерах объяснить порядок, формы и методы взаимодействия с другими организациями

9.

Подготовить характеристику на закрепленного специалиста

ФИО наставника        Подпись наставника                        «__» ________ 20__ г.

               

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАСТАВНИЧЕСТВА НАД МОЛОДЫМ ПЕДАГОМ

№ п/п

Выполняемые мероприятия

Время

Метод выполнения

Отметка о выполнении

ДАТА

1.

2.

ДАТА

1.

2.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАСТАВНИЧЕСТВА

  В целях оперативного реагирования на адаптации молодых специалистов в коллективе, происходящие в образовательном учреждении необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:

Заведующий – общее руководство

Заместитель заведующего по ВМР – педагогический мониторинг (отслеживание уровня обеспечения молодыми специалистами соответствия состояния и результатов образовательного процесса  в соответствие с ФГОС дошкольного образования, СанПин,  качество реализуемого наставничества и его выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в разных видах деятельности, готовность к обучению в школе, уровня реализации планируемых мероприятий наставников, педагога- психолога по работе с молодыми специалистами)

Старшая медсестра  - отслеживание состояния здоровья воспитанников, физическое развитие, состояние основных функциональных систем, уровня проведения молодыми специалистами профилактических мероприятий.

Педагог - психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей.

Отслеживание реализации наставничества фиксируется в индивидуальных картах развития молодого специалиста.  

Таким образом, для наставничества в ДОУ созданы все необходимые условия.

ПЛАН – ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОУ

п/п

Тема контроля

Методы контроля  

Ответственный  

Сроки проведения

Итоговый документ  

Выход информации  

1.

Контроль за содержанием  образовательного процесса   в группах   (календарное планирование образовательной работы в группах  (ФЗ «Об образовании»)

Документальный контроль, собеседование  

Зам. зав. по

ВМР, инспекционно- контрольная служба

Сентябрь, ноябрь, январь, март

Справка  

Инструктивно-методическое совещание  

2.  

Контроль за состоянием  здоровья детей

Наблюдение,  

Контрольные срезы

Зам. зав. по

ВМР

Ст. медсестра

ноябрь,  апрель  

Справка  

Педсовет

3.

Контроль за проведением непосредственно образовательной деятельности

Наблюдение,  

Контрольные срезы

Зам. зав. по

ВМР

наставники

Декабрь апрель

Справка  

Педсовет

4.

Контроль за проведением образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах

Наблюдение,  

Контрольные срезы

Зам. зав. по

ВМР

наставники

Декабрь апрель

Справка  

Педсовет

5.

Оценка освоения детьми содержания  реализуемой программы по образовательным областям с учѐтом образовательной нагрузки в каждой возрастной группе, где работает молодой специалист

 Итоговые занятия, наблюдение

Зам. зав. по ВМР,  инспекционно- контрольная служба

Октябрь, декабрь, май  

Справка

Педсовет  

6.

Состояние работы  по речевому развитию.

Анализ документации,   собеседование, наблюдение    Анализ документации  

Зам. зав. по ВМР, учитель- логопед

 Декабрь

 

 

 

 

Итоговая справка

 

 

 Педсовет

8.

 

Самообразование, участие в метод.

работе ДОУ 

 Наблюдение, документальный  контроль, собеседование    

Зам. зав. по

ВМР, инспекционно- контрольная служба

Октябрь, ноябрь, январь, февраль  

Протокол,  

Справка  

Инстр. мет совещ.

9

 Выполнение закона «Об образовании

ст.15 п.7;8

Наблюдение, документальный  

контроль  

Зам. зав. по ВМР, инспекционно- контрольная служба

Октябрь, ноябрь,  январь,

февраль  

Протокол,  

Справка  

Инстр. мет совещ.

АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отчеты наставников и др.), наставниками на Совете педагогов ДОУ. Здесь же представляется динамика результатов, отражѐнных справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация предметно- развивающей среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей - индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.  

Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях. Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данного проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.       Методическая разработка  «Перспективы роста» направлена на становление молодого педагога  и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. Она  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

   

Приложение №1

ПАМЯТКА НАСТАВНИКА:

  • Вместе с начинающим специалистом проанализировать программу воспитания его группы.
  • Помочь составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.
  • Оказывать помощь в подготовке к занятиям.
  • Посещать занятия молодого воспитателя с последующим анализом, приглашать его на свои занятия, совместно их обсуждать.
  • Помогать в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 
  • Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
  • Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Отмечать положительное в работе. 
  • Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Приложение №2

ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

Уважаемый молодой коллега! Ваша трудовая деятельность только начинается. Поэтому позвольте мне как воспитателю - наставнику поделиться опытом, накопленным за многие годы работы в детском саду воспитателем.

Любая деятельность начинается с планирования работы. Не забудьте, составляя план работы:

- сделать анализ работы за предыдущий год (если вы работаете в детском саду  не первый год);

- написать характеристику группы;

- определить цель, поставить воспитательные задачи.

Постарайтесь спланировать экскурсии, развлечения, темы родительских собраний.

Подумайте над темой самообразования (или обобщения опыта работы), выберите удобную для вас форму самообразования.

Вы можете включить в план работы следующие разделы:

- занятия;

- участие в общедошкольных мероприятиях;

- дела группы;

- работа с родителями;

- индивидуальная работа с воспитанниками

Приготовьтесь к тому, что воспитатель  ведет следующую документацию:

-рабочие тетради ;

-  журнал посещаемости;

- план воспитательной работы ;

- личные дела воспитанников;

- психолого-педагогические карты изучения личности воспитанников (по необходимости);

- папки с разработками воспитательных мероприятий.

Составьте себе памятку:

- группа, закрепленная за вами;

- прикрепленный дошкольный участок;

- день выпуска общедошкольной или групповой газеты;

- - список многодетных и социально не защищенных семей;

- сведения об воспитанниках группы и и их родителях с указанием домашнего адреса, телефона;

- педсоветы  в квартал 1 раз;

- расписание занятий  группы;

- расписание по личной учебной нагрузке;

- состав родительского комитета (если е есть Попечительский совет, то указать представителя от группы);

- дни рождения воспитанников  по месяцам;

- дела, которые требуют предварительной подготовки;

- акции, в которых могут принять участие  родители.

Приложение № 3

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?______________________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- проведении занятий

- проведении внегрупповых мероприятий

- общении с коллегами, администрацией

- общении с воспитанниками, их родителями

- другое (допишите) _____________________________________________

4. Что представляет для вас наибольшую трудность?

- формулировать цели занятия

- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

- мотивировать деятельность воспитанников

- формулировать вопросы проблемного характера

- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

- подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности

- активизировать деятельность воспитанников на занятии

- организовывать сотрудничество между воспитанниками

- организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН воспитанников

- развивать творческие способности воспитанников

другое (допишите)______________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- cамообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого педагога

- другое (допишите)__________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы  занятий, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- приемы активизации учебно-познавательной деятельности воспитанников

- учет и оценка знаний воспитанников

- психолого-педагогические особенности воспитанников  разных возрастов

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками

- другое (допишите) ________________________________________

Приложение № 4

АНКЕТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   

   2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


   4.  Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


   5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


       7.   Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


         8.   Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • Новизна деятельности
  • Условия работы
  • Возможность саморазвиваться
  • Пример и влияние коллег и руководителя
  • Возможность профессионального роста

                                                                                         Приложение № 5

ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГА

1. В каких видах деятельности педагога Вы испытываете трудности?

  • Планирование работы с детьми и их родителями
  • Проведении занятий и режимных моментов
  • Другое _____________________________________________________________


2. При проведении каких видов занятий Вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Другое _____________________________________________________________

3Испытываете ли Вы затруднения в общении с воспитанниками?

  • Да.Какие? ___________________________________________________________
  • Нет
  • Не знаю

4. Испытываете ли Вы затруднения в общении с родителями воспитанников?

  • Да. Какие? ____________________________________________________________
  • Нет
  • Не знаю

5. Оцените, пожалуйста, по 10 – бальной системе, в какой степени у вас

сформированы  умения:

  • Умения  развивать способности своих воспитанников ______________________
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение ________
  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка ______________________

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 6

ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА НА ГОД (ОБРАЗЕЦ)

Тема

Рассматриваемые вопросы

сроки

Знакомство с молодым воспитателем. Анкетирование начинающего педагога. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анкетирование начинающего педагога с целью диагностики имеющихся проблем и затруднений молодого специалиста.

Изучение ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документов Министерства образования, локальных актов ДОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста.  

Сентябрь  

Имидж педагога.

Портфолио достижений педагога

Первичная диагностика воспитанников

Выбор методической темы для самообразования.

Материалы по вопросам педагогической этики, риторики, культуры и т.д.

С целью активизации молодого педагога в профессиональном становлении фиксировать имеющиеся достижения в портфолио.

Изучение методики диагностики развития детей.

Консультация наставника по выбору  темы для самообразования,

подбору литературы, теоретическом обосновании.

Октябрь

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии

Дискуссия на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения.  

Ноябрь

Разработка индивидуального плана профессионального становления

Педагогическое самообразование, участие в праздниках ДОУ и в родительском собрании, занятия молодого педагога.

Декабрь

Промежуточное анкетирование начинающего педагога.

Промежуточная диагностика воспитанников

Повторное анкетирование с целью выявления положительных результатов и имеющихся затруднений.

Проведение диагностики развития детей с помощью наставника.

Январь

Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства

Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения НОД, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее

Февраль  

Педагогическая ситуация

Совет "бывалого".

Март  

Копилка интересных занятий

Разработка или описание интересных занятий силами самих молодых специалистов

Апрель

Самообразование воспитателя

Выбор курсов переподготовки

В течение года

Заключительная диагностика воспитанников

 Методическая выставка достижений молодого воспитателя, эссе

Анкетирование молодого специалиста

Самостоятельное  проведение диагностики развития детей.

Методическая выставка достижений молодого воспитателя.

Заключительное анкетирование с целью выявления положительных результатов и построения возможного дальнейшего индивидуального маршрута развития педагога и оказания помощи.

Май  

ФИО наставника        Подпись наставника                        «__» ________ 20__ г.

                                           

Приложение № 7

КАРТА КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _________________________

                                                             Ф.И.О. педагога,  N группы

Дата

Вопрос на контроле

Анализ

Вывод

Рекомендации

Подпись

Наставник

Молодой педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 8

ОТЧЕТ ПЕДАГОГА О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

ЗА  _______ УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Какие мероприятия были организованы в учебном году?

 –вечера, досуги (с указанием названия)___________________________

  1. Какие дидактические игры и пособия   были подготовлены (с указанием названия)?

______________________________________________________________

  1. Какие дидактические игры и пособия были подготовлены ?

______________________________________________________________

  1. Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?

______________________________________________________________

  1. Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?

______________________________________________________________

  1. Повышали ли Вы свою квалификационную в этой учебном году (курсы, семинары)

______________________________________________________________

  1. Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном году, Вам запомнились  больше всего?_____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?

______________________________________________________________

  1. Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году (по 10 бальной системе)?

______________________________________________________________

 Дата заполнения «______»_______  г.                Подпись                            

Приложение №  9

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ЗА  20__ ГОД

Наименование ОУ

Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника

Педагогический стаж работы наставника

Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество

Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом

Шкала оценок

1

2

3

4

не соответствует требованиям (знания и владение навыками отсутствует)

частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике)

соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное)

превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике)

Профессиональные знания и умения

Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества

Дата начала

Дата окончания

Оценка наставника

Оценка руководителя

Комментарии

1

2

Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок)

Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

Руководитель _____________         ________________________________________  «______»_____________________20__________г.

                              подпись                               Ф.И.О.

Наставник  _____________         ________________________________________  «______»_____________________20__________г.

                              подпись                               Ф.И.О.

Педагог с результатами наставничества ознакомлен____________________  «______»_____________________20__________г.    

 

ГЛОССАРИЙ

Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности.

Наставник – педагогический работник, имеющий опыт работы в образовательной организации, достигший значительных результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Молодой специалист – начинающий профессиональную деятельность педагог, как правило, получивший базовое педагогическое образование, приобретающий практический опыт под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану профессионального становления.

Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специалистом, направленная на развитие его профессиональных компетенций в области теории и методики проводимых занятий  по  воспитанию и развитию  воспитанников, реализации программ внеурочной деятельности и др.

Правовая основа  наставничества – настоящее Положение, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки педагогических работников, должностные обязанности педагогических работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. –с. 31-50,133-152.

2. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

3. Коменский Я.А. «Великая дидактика». – Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. М.: Уч. пед. издат., 1955.

4. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001. - № 6.-С.39-60.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

методическая разработка Педагогический совет: «Ступень к успеху(индивидуальная модель профессионального роста педагога)»

ÒРазвитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала.ÒРазвитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию.ÒСоздание благопри...

Методическая разработка практики наставничества «Педагогический дуэт»

Построение системы наставничества в нашей ДОО определяет проблему поиска новых эффективных форм профессиональной адаптации, повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, преемственн...

методическая разработка наставничества "Перспективы роста"

методическая разработка наставничества "Перспективы роста"Дошкольное наставничество – систематическая индивидуальная работа опытного педагога детского сада (наставника) с молодым специ...

Методические разработки по наставничеству

Авторские  методические разработки в области наставнической деятельности в образовательной организации....

Методическая разработка по наставничеству в ДОУ

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...