Мастер-класс по речевому этикету
методическая разработка

Арсенчук Ирина Сергеевна

Цель: углубить знания педагогов в области общенаучной и педагогической этики; способствовать формированию этико-нравственной культуры педагога,  дать представление об основах современного делового этикета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_mo_20.12.2018.pptx2.81 МБ
Файл vystuplenie_na_mo.docx24.05 КБ
Файл pamyatka_dlya_vospitateley.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 77 Мастер-класс по речевому этикету Арсенчук Ирина Сергеевна

Слайд 2

Программа «Деловой этикет современного педагога»

Слайд 3

Цель и задачи. Цель: углубить знания педагогов в области общенаучной и педагогической этики; способствовать формированию этико-нравственной культуры педагога, дать представление об основах современного делового этикета. Задачи: Повысить общий уровень культуры педагогов; Научить основам делового современного этикета; Привить культуру общения и хороших манер; Сформировать необходимые практические навыки делового общения; Организовать эффективную работу по предупреждению и устранению ошибок в деловом общении; Создать условия для самосовершенствования педагогов.

Слайд 4

Актуальность программы Как наше воспитание влияет на общение? Зачем человеку необходимо знание «делового этикета» и «этики делового общения»? Что такое «этикет»? Какой этикет считается деловым? Какие правила существуют в рамках понятия «этика делового общения»?

Слайд 5

Какими качествами должен обладать современный педагог? В чем состоят слагаемые успеха?

Слайд 6

Психологический опыт Какие из указанных качеств вы хотели бы воспитать в себе, а какие в окружающих вас людях? Уверенность, решительность. Выдержка, уравновешенность. Целеустремленность, сила воли. Смелость. Доброжелательность. Доброта, человечность. Честность, порядочность. Взаимопонимание, сочувствие. Терпимость. Щедрость.

Слайд 7

Люди хотели развить в себе качества: уверенности, решительности - 46% опрошенных выдержки, уравновешенности - 30 % целеустремлённости, силы воли - 30% терпимости - 12% доброжелательности - 10% Окружающим людям все хотели бы добавить: доброты, человечности - 50% опрошенных честности, порядочности - 30 % взаимопонимания, сочувствия - 22% терпимости - 16% щедрости - 12%

Слайд 8

Этика (от греч. Ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога. Никто другой не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитает”. (Сухомлинский В.А .)

Слайд 9

Категории этики:

Слайд 10

Этикет - часть социального уровня культуры. Поскольку неотделимой частью культуры является система цензур и запретов, то можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего ее состояния. Деловой этикет - нормы и правила поведения человека в конкретных, заранее обговоренных или установленных ситуациях; внешняя сторона отношений и поведения в деловом общении.

Слайд 11

Этика делового общения - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Слайд 12

Конгруэнтностью в общении называют совпадение трёх «пластов» коммуникации: вербального (что человек говорит); невербального (сопровождающих слова жестов, интонаций, позы); того, что при этом человек чувствует.

Слайд 13

Программа « Речевой этикет современного педагога»

Слайд 14

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (Н.И. Формановская ).

Слайд 15

Цель и задачи Цель: обучение педагогов правилам эффективного речевого поведения, устойчивым формулам вежливого общения с учетом конкретной речевой ситуации. Задачи расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи; обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога; способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов; доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Слайд 16

Методы и приемы работы - словесные (консультация, беседа, рассказ, объяснение), - наглядные (показ видео и мультимедийных материалов), -практические (решение проблемных вопросов и ситуаций, организация лингворечевой деятельности, ролевые игры).

Слайд 17

Исследованиями речевого этикета занимались и продолжают заниматься многие лингвисты: Никитина Г.Н., Соломатин А.М., Трофимова Г.С., Н.И. Формановская , Е.В. Середа , Ирина Они, И.П. Балабанова, Л.А.Пеньковская и т.д. Речевой этикет: - способствует установлению контакта между собеседниками; - привлекает внимание слушателя, выделяет его среди других потенциальных собеседников; - позволяет засвидетельствовать уважение; - помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); - формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя. Теоретическое обоснование

Слайд 18

Ожидаемые результаты В результате изучения программы педагоги должны: усвоить основные теоретические понятия, выработать умение вести себя по правилам речевого этикета в ситуациях общения, знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи, владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.

Слайд 19

Практическая часть

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении  20.12.2018 г.

Воспитатель I кв. категории Арсенчук И.С.

Слайды:

  1. Я хочу вам представить программу обучения педагогов деловой этике «Деловой этикет современного педагога», написанную мной под руководством заведующей Волковой С.В. Она была реализована на базе МБДОУ г. Иркутска д/с № 77 в течение 2016-2017 учебного года.

  1. Цель этой программы: углубить знания педагогов в области общенаучной и педагогической этики; способствовать формированию этико-нравственной культуры педагога, дать представление об основах современного делового этикета.

  1. Актуальность.

 У современного человечества масса проблем, среди которых совершенствование человека, считаю, – одна из острых. Почему? Да потому, что все мы хотим жить по-новому. Лучше, зажиточнее и культурнее, чем раньше. А для этого мы и сами должны стать другими, учиться по-новому думать, трудиться, вести себя дома, в коллективе, в общественных местах. Да, педагогов также надо учить культуре общения. В жизни ведь все взаимосвязано, какова нравственная атмосфера, таковы и настроение, и даже результативность труда.

 

  1. Результат вашей деятельности (в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными отношениями, зафиксированными в различных уставах, программах, правилах, а личностными отношениями. Ваш успех во многом зависит от того, какое впечатление вы производите. Так что же необходимо знать и уметь современному педагогу, чтобы контакты с окружающими людьми были успешными и продуктивными? 

  1. В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен.

Учёные провели психологический опыт, который позволил выявить, что люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

  1.  Итак, люди желают себе больше твёрдости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твёрдой поступью идём в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворённость, напряжение, конфликт.

  1. Поэтому предлагаю рассмотреть основные понятия Программы «Деловой этикет…».

Этика. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога.

  1. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

  1. Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах. В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.                                            

          Одним из видов этикета является деловой этикет.

  1.      Немаловажным для современного педагога является знание этики делового общения в процессе общения, в частности, на работе.

  1. И, конечно, не маловажно соблюдать конгруэнтность в общении, то есть совпадение трёх «пластов» коммуникации: вербального; невербального; того, что при этом человек чувствует.
  2. И теперь я хочу перейти к программе «Речевой этикет современного педагога, которая является продолжением программы «Деловой этикет современного педагога»  и предполагает теоретическое и практическое овладение педагогами основными компонентами культуры педагогического общения, обеспечивающих  психологически адекватное общение с воспитанниками, их родителями и коллегами.

   Необходимость систематизации учебно–методического материала и проведения занятий по речевому этикету с педагогами обусловлена   реализацией рядом законов РФ, а также  «Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования».

   

  1. Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью. Последняя включает в себя развитую литературную устную и письменную речь; владение современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения, а также предполагает соблюдение педагогом правил культуры речи и речевого этикета.   Педагогам, будучи представителями «речевой» профессии, очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.
  2. Поэтому цель программы «Речевой этикет современного педагога» -   обучение педагогов правилам эффективного речевого поведения, устойчивым формулам вежливого общения с учетом конкретной речевой ситуации.
  3. Методы и приемы работы вы видите на экране. Т.к. программа имеет ярко выраженную практическую направленность, особое значение приобретают именно практические формы работы: семинары -  практикумы, семинары – тренинги и тренинги.
  4.  Исследованиями речевого этикета занимались и продолжают заниматься многие лингвисты: Никитина Г.Н., Соломатин А.М., Трофимова Г.С., Н.И.  Формановская, Е.В. Середа, Ирина Они, И.П. Балабанова, Л.А.Пеньковская и т.д.
  5. В результате изучения программы педагоги должны:
    усвоить основные теоретические понятия,
    выработать умение вести себя по правилам речевого этикета в ситуациях общения,
    знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи,
    владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения.
  6.  Практическая часть.

Рассмотрение ситуаций.

1-я подгруппа: «Разговор подруг»

  Займи мне  двести  рублей.
  Я  не  знаю  у  кого.
  Я  тебя  прошу мне  занять!
  Я так и поняла, что ты меня просишь. Но  скажи   у  кого?

Вопрос:  Почему  ведущие  диалога не  понимают  друг  друга?

Предполагаемый ответ:  Одна  из подруг  не  владеет  культурой  речи, допускает  ошибку.  Ей  следовало  сказать: «Дай мне в долг», «Дай взаймы», «Одолжи», так как глагол  «занять» имеет значение  «взять  взаймы»,  а  не  «дать взаймы».

Вывод: В данном случае неточность речи обусловлена неточностью  словоупотребления.

2-я подгруппа: «Спор в автобусе»

  Вы  на  следующей  остановке сходите?
  Сходить можно  только  с  ума,  а в  автобусе  спрашивают:  «Вы  на  следующей  остановке  слезаете?»
  Тоже  сказал!  Слезают  с  крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на  следующей  остановке  выходите?»
  Это  замуж  выходят.  В  автобусе же  говорят:  «Вы  встаете?» —  Ну  и  ну!  Да  вы  и  так  стоите, а  не  сидите.  Зачем  же  спрашивать, встаете  ли  вы?
  Тогда и оставайтесь в автобусе, если  русского  языка  не  знаете.

Вопрос: Кто прав, а  кто нет? Из-за чего  разгорелся  спор?

Предполагаемый ответ: Правильно  будет  сказать:  «Выходите  ли  вы?», так  как  в  автобусе  есть  выход  и  вход. Однако уместен будет и вопрос: «Сходите  ли  вы?»,  так  как  в  автобусе  есть ступеньки,  а  по  ступенькам  сходят.

Вывод: Необходимо знание особенностей  русского  языка. 

Игра «Противостояние»

Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.

Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в воображаемый спор. Первый — «обвинитель»: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда ведущий скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.

После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы: «Какие чувства испытывает к вам человек, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»

  1. Спасибо за внимание! Раздача памяток «Требования к речи воспитателя».

\

1 ситуация: «Разговор подруг»

  Займи мне  двести  рублей.
  Я  не  знаю  у  кого.
  Я  тебя  прошу мне  занять!
  Я так и поняла, что ты меня просишь. Но  скажи   у  кого?

И продолжить в том же духе.

Вопрос:  Почему  ведущие  диалога не  понимают  друг  друга? Как надо сказать правильно?

2 ситуация: «Спор в автобусе»

  Вы  на  следующей  остановке сходите?
  Сходить можно  только  с  ума,  а в  автобусе  спрашивают:  «Вы  на  следующей  остановке  слезаете?»
  Тоже  сказал!  Слезают  с  крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на  следующей  остановке  выходите?»
  Это  замуж  выходят.  В  автобусе же  говорят:  «Вы  встаете?» —  Ну  и  ну!  Да  вы  и  так  стоите, а  не  сидите.  Зачем  же  спрашивать, встаете  ли  вы?
  Тогда и оставайтесь в автобусе, если  русского  языка  не  знаете.

Вопрос: Кто прав, а  кто нет? Из-за чего  разгорелся  спор? Как сказать правильно?

 



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

-строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

-использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

-связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

-использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

-правильно произносить все звуки родного языка;

-чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

-строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

-использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

-связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

-использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...

Мастер – класс по познавательному – речевому развитию для детей средней группы “Хочу всё знать!”

Цель:Расширить  представление об окружающем мире открывая новое в знакомом....

Мастер класс. «Игры по речевому развитию детей»

Задачи:1. Повышение речевой активности детей.2. Обогащение и активизация словаря детей.3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.4. Развитие воображения и творческих спос...

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

МАСТЕР-КЛАСС по познавательно-речевому развитию по теме: «Калейдоскоп чудес»

Цель: научить педагогов использовать свободное от занятий время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

Сценарий мастер – класса на тему: «Речевой этикет педагога ДОУ»

Мастер - класс на тему: "Речевой этикет педагога ДОУ" будет способствовать повышению информационной компетенции  педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе "...

Мастер - класс для педагогов "Нескучный этикет"

конспект мастер -класса для педагогов по культуре поведения за столом...