Познавательно-творческий проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие"
проект (подготовительная группа)

Ручкина Татьяна Александровна

Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.

Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной самобытности среди молодого поколения. На основе традиции не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и этические установки, регулируются нормы общественных отношений.

Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnoe_iskusstvo_i_kulturnoe_nasledie.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 21 «НАДЕЖДА»                                                  городского округа Ступино

Познавательно-творческий  проект на тему:

 «Народное искусство и культурное наследие»

для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса

«Педагогический дебют - 2022»

в номинации «Молодые  воспитатели дошкольных образовательных организаций»

                                                    Подготовила: Ручкина Татьяна Александровна

                                              Воспитатель I квалификационной категории

г.о. Ступино

2021 г.

«Давайте детям больше и больше содержания общего,

человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь

знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Виссарион Григорьевич Белинский

                                                   

Актуальность: В России 2022 год был объявлен Президентом В.В. Путиным как год народного искусства и культурного наследия. Прекрасная традиция, которая на протяжении нескольких лет закладывается в жизнь русского народа, позволяет не только привлекать внимание общественности к насущным проблемам, но и предпринимать различные действия для их решения, находя конструктивные пути поддержания явлений и тенденции, играющие важную роль в жизни людей.

Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой культурной и национальной самобытности среди молодого поколения. На основе традиции не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и этические установки, регулируются нормы общественных отношений.

Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности человека, ее основы. И именно с раннего возраста следует воспитывать уважение к исконным традициям, их мудрости и культуре, ритуалам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение из ближайшего окружения, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

        Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.

Срок  реализации проекта: 1 неделя.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Новизна проекта:

  • проект позволяет сформировать у детей познавательный интерес к народному искусству и  культуре;
  • воспитывается чувство любви и патриотизма;
  • активизация словаря.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством.

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

4. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

5. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Обеспечение проекта: уголок по художественно-эстетическому воспитанию в группе, альбомы, иллюстрации, дидактические игры, лэпбуки, методическая литература.

        Предполагаемый результат:  получение знаний об истории русского быта и русской культуре; пополнение предметно–пространственной среды по теме; знакомство с русскими народными песнями, пословицами, поговорками, сказками по теме; организация творческой выставки для родителей.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.

Определение основных направлений работы: разработка проекта; постановка целей и задач; сбор информации;  подбор методического материала; создание предметно-развивающей среды (подбор познавательной литературы по теме, видеоматериалов, аудиозаписей, создание лэпбуков).

  1. Основной.

Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с детьми и родителями.

Перспективное планирование:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Знакомство с культурой и традициями русского народа», «Народные праздники и игры», «Русская народная культура и быт», «Народные промыслы», «Русская изба».

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Собери картинку», «Найди пару», «Предметы быта»,

«Собери матрешку», «Собери узор», «Узоры на тарелочках».

Подвижные игры:

«Салки», «Ручеек», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Ворон».

           Строительные игры:

Конструирование избы из конструктора.

Речевое развитие

Чтение познавательной литературы:

- чтение русских народных сказок;

- составление рассказов по картинкам;

- разучивание потешек и частушек;

- знакомство с пословицами и поговорками;

- загадывание загадок о предметах быта.

Познавательное развитие

Просмотр видеоматериалов:

- русские народные традиции и праздники;

- презентация «Предметы быта»;

- презентация «Русский фольклор»;

- знакомство  с народными промыслами;

- работа с лэпбуком «Народные промыслы»;

- работа с лэпбуком «Русская народная роспись и игрушка»;

- работа с лэпбуком «Русская народная культура и быт»;

- работа с лэпбуком «Светлая Пасха»;

- работа с лэпбуком «Матрешка»;

- работа с лэпбуком «Масленица»;

- работа с лэпбуком «Русская изба».

Художественно-эстетическое развитие

-  работа с раскрасками: «Матрешка», «Предметы быта», «Национальный костюм»;

- слушание русских народных песен;

- игра на русских народных инструментах (на ложках и гуслях);

- создание выставки «Декоративно -  прикладное творчество».

  1. Заключительный.

Оформление материалов по проекту, подведение итогов.

Работа с родителями: индивидуальные беседы; анкетирование; консультация на тему «Детский фольклор в кругу семьи» и «Русская народная культура и быт» помощь в организации выставки «Декоративно -  прикладное творчество».

        Итог проекта:  

-  создание   выставки «Декоративно -  прикладное творчество».

-  получение  знаний об истории русского быта и русской культуре.

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи. Данная тема в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми приняли участие в создании выставки «Декоративно -  прикладное творчество».

         Оценка результатов проекта:

  • Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта.
  • Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.
  • Расширили словарный запас по теме.
  • Расширились понятия о народном искусстве.
  • Совместно с родителями в группе организована выставка – «Декоративно -  прикладное творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Народное искусство и культурное наследие»

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие"Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Проект "Народное искусство и культурное наследие" к конкурсу "Педагогический дебют - 2022"

Материал для проекта "Народное искусство и культурное наследие":Пояснительная запискаПроектПрезентация к проекту...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" для участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Педагогический дебют - 2022" в номинации «Молодые ...

Презентация проекта "Народное искусство и культурное наследие".

Тип проекта: познавательно - творческий.Продолжительность: короткосрочныйВозраст детей: старшая группа.Участники проекта: дети, воспитатель, родители.Актуальность: В наши дни ...

Образовательный проект "Народное искусство и культурное наследие" "Бело-голубое чудо".

В нашем детском саду давно применяется в работе тема поликультурного воспитания дошкольников. Мне как педагогу важно, чтобы мои воспитанники получали много разносторонней информации о русской, кубанск...

Образовательный проект на тему: «Народное искусство и культурное наследие»

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ...

Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»

2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...