12.12.2021г «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» из опыта работы
консультация (младшая группа)

Сныцарь Галина Михайловна

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_rab.vos_.snytsar_g.m.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Сныцарь Галина Михайловна воспитатель МБДОУ «Сказка» с.Становое

«Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

из опыта работы

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

                                                                                                                                         Б. Прейер 

   Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.  Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное направление сенсорного развития детей, создаваемое сегодня во многих дошкольных учреждениях. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

   Выбрав эту тему, я начала работу  со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников. В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

   Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

   Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства. Венгер Л. А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей.

  Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

  Актуальность опыта по организации системы работы по сенсорному развитию воспитанников позволяет воспитателю:

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;

- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.                

   Проблема                                                                                                                                                                 Изучив  и проанализировав  психолого - педагогическую литературу,  я пришла к выводу, что восприятие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте – сложный процесс. Трудность, которого заключается  в формировании у детей представлений об основных разновидностях каждого свойства предмета. Поэтому я решила, что необходимо   обогатить знания и углубить работу по сенсорному развитию детей младшего возраста посредством использования игрового нестандартного оборудования.

  ФГОС ДО  предусматривает решения программных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках ОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предлагает построение образовательного процесса на ведущем виде деятельности детей - игре. Учитывая, что в детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре и её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт мир, сенсорное развитие воспитанников осуществляю через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

  Новизна опыта

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  

  Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Поэтому  в русле инновационной работы я использую игровое  нестандартное оборудование. Мною были изготовлены  нестандартные игрушки, заинтересовавшие детей в немалой степени: «Слоник» - эта игра очень полезна для развития ребенка. Во-первых, когда ребенок перебирает внутри слоника различные фигурки, мелкие игрушки- тренируется мелкая моторика рук и сенсорика. Во-вторых, развивается мышление и воображение, тренируется память форм наощупь. «Гусеница»- замечательно развивает память, сенсорику, моторику рук, речь, мышление   ребенка.  «Планшет» - развивает творческие способности, мелкую моторику рук, учит использовать цветовую гамму по выбору. Детки очень любят такие игры. Они с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Игра «Планшет»  для меня является «лайфхаком», которую я использую в работе по ознакомлению детей с окружающим миром, особенно с миром природы,  в образовательных областях «речевое развитие», «познавательное развитие» и в самостоятельной деятельности детей.  

  Для формирования и развития детей по сенсорному развитию предлагаю воспитанникам цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Бусы для мамы»,  «Посади бабочку на цветок», «Спрячь колобка», «Подбери рукавички», «Сенсорные мешочки», «Золушка»,  «Накорми птиц», «Разноцветные кубики» и  т. д. Были  разработаны проекты по развитию сенсорных способностей детей для младшего дошкольного возраста. Проводилась   ОД с детьми в соответствие с ФГОС и программой  ДОУ.  Стараюсь  делать каждый день их маленьким праздником. Знания, полученные во время игр, помогают воспитанникам и в жизни. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурки на своих ботиночках».                                        

  Для успешной организации сенсорного развития в группе создана

предметно - развивающая среда. Оформлен сенсорный уголок.  При организации уголка я учитывала следующие критерии:

*доступность;

*безопасность;

*эстетичность;

*соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Кроме того, для исключения боязни использования каких-то предметов, материалов старалась создать ситуации, когда дети имеют возможность наблюдать за действиями взрослых - преднамеренно переводила детей с позиции «наблюдателя» в активную позицию сотрудничества. При использовании предметов объясняла и показывала детям, как надо действовать, чтобы исключить нежелательные ситуации. Всегда оценивала и оцениваю достижения каждого ребёнка, их желание чем-то себя занять.   Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия. 

Результативность опыта

   Результат  проделанной работы по сенсорному развитию детей  и анализ практической деятельности по применению игрового нестандартного оборудования позволяет сделать вывод, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).  А  это очень важная, но не единственная сторона общего развития ребёнка.

   Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны и  проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам. Они с удовольствием включаются в игровую деятельность, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Стремятся передавать отношение цвета, размера и форм в разных видах деятельности. Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.   Знания, полученные во время игр, помогают детям в жизни.

Таким образом, использование  интересных, доступных и полезных игр, позволяет  обеспечить решение образовательных сенсорных задач.

Список литературы.

1. Бейлина. А., Ф. Фребель: Игры и игровые средства:// Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988 г.

3. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках» / И. Горбунова,

А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30

4. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29 – 34.

5. Дубровская. Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21 – 26.

6. Ефремова. Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 20 – 21.

7. Плеханов А., Морозова В. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста:// Журнал Дошкольное воспитание - №7 -1995 г.

8. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: М.: Просвещение, 1981 г.

9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: М.: Просвещение, 1983 г.

10. Сольцева О. Г. Наши помощники органы чувств.// Журнал Ребенок в детском саду -№3 – 2007 г.

11. Тихеева И. Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание//Журнал Дошкольное воспитание - №5 - 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Основным условием правильного воспитание ребенка дошкольного  возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира (Л.А. Венгер, Ш...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В статье рассказывается о сенсорном воспитании младших дошкольников, применямых для этого дидактических играх, их возможная классификация....

Тема самообразование: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Тема самообразование:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....

Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой технологии Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

В статье представлен материал который заинтересует воспитателей ДОУ, по применению игровой технологии с детьми в свободной деятельности....

Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий в рамках реализации ФГОС ДО"

Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)...

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование пр...