Дидактические игры на логопедических занятиях (папка PECS)
материал

Светлана Юрьевна Балхина

В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма. Благодаря опыту и объёму приобретенных навыков и знаний в коррекционной работе для решения этой проблемы стало изучение и внедрение альтернативной коммуникации, с помощью карточек PECS. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Брусничка»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:

«Дидактические игры на логопедических занятиях»

(папка PECS)

Учитель-логопед:

С.Ю.Балхина

высшая квалификационная категория

2018 г.

В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма.

В нашем учреждении открылась группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (задержка психического развития, общее недорозвитие речи, расстройство аутистического спектра). Поэтому, спрос на решение данной темы на сегодняшний день для меня не вызывает сомнений: во-первых, потому что по сей день, несмотря на годовые научные исследования в поисках основной причины возникновения аутизма, существует спорно; во-вторых, существование различных систем коррекции проблем с аутизмом, задержкой психоречевого развития ставит перед практикантом, будь это педагог или родитель огромный вопрос, какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребёнку, не навредив ему.

Благодаря опыту и объёму приобретенных навыков и знаний в коррекционной работе для решения этой проблемы стало изучение и внедрение альтернативной коммуникации, с помощью карточек PECS.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECSпомогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей.

Альтернативная коммуникация – способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям не способным удовлетворительно объясняться с ее помощью. Это – система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться, используя карточки (в результате чего развивается речевой аппарат).

Система ПЕКС описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)».

Основными задачами системы являются:

- формирование мотивации к общению;

- совершенствование понимания речи;

- развитие коммуникативных навыков;

- стимулирование речевой активности.

Почитав и изучив литературу авторов, работающих по данному направлению, покопавшись в интернет - ресурсах, возникла идея создать  папку PECS (это не индивидульный альбом) с дидактическими играми  и карточками по тематике для вызывания и стимуляции речи детей. Были сделаны такие игры:  «Теневое лото», «Найди половинки» (диких и домашних животных), «Мемори», игры на соотвествие (игрушки, геометрические фигуры, животные, числа и т.п.).  Папка постоянно пополняется.

Игры с PECS начинаются с обучения вдвоём: ребенок-педагог (один из них передаёт сообщение - другой получает сообщение). Обязательным действием, является поощрение ввиде игры, которая тоже обыгрывается и при этом выполняет определённые коррекционные задачи.

Занятия провожу индивидуально, учитывая возможности и особенности ребенка от 15-30 минут.

С Алёшей М. занятия по папке PECS мы начали с  25 декабря 2017 г. В момент прихода в группу Лёша на контакт шёл неохотно, избегал взгляда и прикосновений, не разговаривал, не реагировал на имя, не замечал педгога, хотя кое какие слова постепенно «проскакивали», наблюдались «эхолалии» (?).    Во время наблюдения за ребёнком в непосредственной деятельности в группе,  на индивидуальных логопедических занятиях и взаимодействии с воспитателями, выяснилось, что у мальчика речь и звукопроизношение соответствует возрастной норме.  Обратила внимание, в какие игры мальчик любит играть и какие игрушки предпочитает. На данный момент наблюдается положительная динамика, «запустилась» речь. Появилось много слов в лексиконе и множественные звукоподражательные элементы. Стал повторять слова за взрослыми. С каждым днём отмечается четкий зрительный контакт во время общения, желание заниматься («Давай лепить»).

Со слов мамы, ребёнок боялся посторонних людей, прятался и мало говорил, даже с родными и близкими. Сейчас, в домашних условиях стал болше разговаривать с близкими людьми, словарный запас пополняется ежедневно, стал преобладать активный словарь.

С Мужохидом А. по папке PECS стали заниматься с 20 февраля 2018 г. В группе ребёнок, по началу, кричал, плакал, если ему, что то, не нравилось. Не умел играть со сверстниками, не принимал помощь взрослого.  Поэтому, коррекционная работа шла осторожно и постепенно. Нужно было, чтобы ребёнок привык ек детям и взрослым, постепенно втягивая в деятельность. Папка  PECS стала хорошим решением многих коррекционных задач в работе с мальчиком. Через игру «Что это за животное?» у Мужохида стали появляться звукоподражания (му-му, мяу, бе-бе, ме-ме и др.), стал повторять и говорить несколько слов (где, нет, отдай и др.). Наблюдаются положительные сдвиги в речевом развитии. С каждым днем  у мальчика проявляются новые поведенческие навыки и новые слова. Ребёнок охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, стал улыбаться, при встрече приветствовать и затем прощаться (привет, машет рукой).

С Тимуром Т. используются карточки-коммуникаторы «Пойми меня», которые размещены в учебных зонах (при входе в спальную комнату, фойе, туалет),  они направляют ребёнка к «учебной» ситуации.

С Серёжей П. занимаемся, используя папку PECS («Мемори-половинки»),  дидактическое пособие «Курочка Ряба», развивающее пособие «Развиваем речь от 6 месяцев до 3 лет» (дикие животные и домашние животные и птицы), «Слова действия», «Семья», «Слова антонимы» и др.

Требования к занятиям с папкой PECS: характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).

Во время занятия, контролирую состояние ребенка:

- эмоции и зрительный контакт;

коммуникация;

- жесты;

- звуки;

- слова, звукоподражания;

- понимание;

- использованием предметов.

Таким образом, карточки PECS значительно облегчают понимание речи; снижается уровень тревожности; появляется самостоятельность.

Система альтернативной коммуникации с помощью папки PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка.

В заключение нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Дидактические игры в логопедической работе.

Волшебные кубики»Цель – закреплять умение определять место звука в слове, производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, зрительное восприятие.Материал – куб...

Дидактические игры в логопедической работе

Дидактическая игра – средство развития познавательных процессов,  речи и мышления. Большое значение игра несет в обогащении словаря детей.    Для логопеда игра является одним из ср...

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

Дидактические игры на логопедических занятиях.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра.Это необходимо учитывать при проведении логопедических занятий. Представленные здесь игры помогут разнообразить учебный материал, сделать коррекционную...

Дидактическая игра в логопедической работе

С ребенком надо делать все через игру&helli...

Дидактические игры на логопедических занятиях (фото)

Логопедические занятия проходят в игровой форме.Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследу...