Конспект ООД приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
план-конспект занятия (младшая группа)

Захарова Ольга Николаевна

Знакомить детей с культурой  русского народа, особенностями повседневного быта.

Задачи:  Вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора, приветствие , загадки, игры

Активизировать речь детей в ходе беседы

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.

Обогащать словарный запас детей словами: печь, кочерга, чугунок, ухват.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyykonspekt_stoit_izba.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида городского округа города Шахунья.

                                           

                      Конспект ООД приобщение детей к истокам русской народной культуры.

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

         

                                                                                                                                                                 Выполнила воспитатель:                                                                                                                                                
                                                                                                                                             МБДОУ д/с №41
                                                                                                                                         Захарова О.Н.
 

                                                                                                                                                                                                                                   
Г.о.г. Шахунья

                                                                                                                                2021г

Цель: Знакомить детей с культурой  русского народа, особенностями повседневного быта. 

Задачи:  Вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора, приветствие , загадки, игры

Активизировать речь детей в ходе беседы

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.

Обогащать словарный запас детей словами: печь, кочерга, чугунок, ухват.

Предварительная работа:

  Написание конспекта, просмотр иллюстраций к беседе, чтение потешек, беседы о быте русского народа

Словарная работа:

Обогащение словаря: чугунок, ухват, кочерга

Активизация словаря: изба, печка, посуда

Средства: приглашение в конверте, художественное слово

Способы: сюрпризный момент, рассказывание , вопросы к детям, объяснение, рассматривание предметов быта, оценка ситуации.

Части занятий

Содержание

Дидактическое обеспечение и методическое обоснование

Деятельность детей

Форма организации детей

Время

1.Водная часть

Сюрпризный момент.

2. Основная часть.

 

Физкультминутка

Подвижная игра «Карусели»

3.Заключительная часть:

Рефлексия:

  Хозяюшка встречает детей и приглашает к себе в избу

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, здравствуйте детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. Усаживайтесь по удобней! Вижу, вижу, письмо вы мое получили!

 Оглядитесь вокруг да скажите: что в избе больше всего места занимает?

Хозяйка: Верно,  русская печь. Послушайте, какие слова говорили печке:

Ой, ты печка-сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

Русская печка очень большая. А как вы думаете для ,  чего нужна печь?

Хозяйка: Верно, дети, а еще на печи можно полежать и погреться. Печь моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А какие щи да кашу можно сварить в русской печи! Но сегодня я хочу вас картошкой угостить. А хотите узнать, в чем я  буду варить картошку?

Хозяйка: Посмотрите ребята, это чугунок. Называется он  так потому, что сделан из чугуна. Чугунок очень крепкий. Его смело можно в печь ставить. Я в нем и кашу варю, и картошку. А ваши мамы, в чем готовят еду?

Хозяйка: А что вам мама готовит в кастрюле?

Хозяйка: Правильно, молодцы. Маме удобнее готовить в кастрюле на  плите.  Ведь кастрюля намного легче моего чугунка, а еще у кастрюли  есть ручки, за которые  удобно держать.

 Хозяйка: А для меня чугунок удобнее. Его можно ставить в русскую печь. Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, я беру ухват .Ребята давайте вместе со мной повторим «Ухват»

Про ухват и загадка есть, вот послушайте:
Стоит в углу палка,
А на ней металлическая рогатка.

Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадают ее вам, а вы ответ уже знать будете. Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой чугунок  и не поставлю на огонь. Огню мои руки не достать. Но, чтобы с ухватом  и чугунком управляться, нужны ловкость, да сноровка.

 Хозяйка: Хотите попробовать, каково это — ухватом орудовать?

Хозяйка: Трудно? Трудно! Ну, хватит баклуши бить — давайте картошку варить. 
Сварим мы картошку в  прямо в кожуре.

Хозяйка: Чтобы картошку сварить, нужно ее водой залить. Вот и готово. Куда поставим чугунок?

Хозяйка: Правильно, в печь. А какой предмет мне понадобится, чтобы чугунок поставить в печь, а руки не обжечь?

Хозяйка: Верно ребята, молодцы. Но прежде чем поставить чугунок в печь я возьму кочергу, посмотрите, как она выглядит.

 Она мне нужна, что бы  угли по сторонам раскинуть

У печи в углу стою, за порядком я гляжу.
Не боюсь огня и жара, чтобы не было пожара,
Быстро уголь разгребу, от беды вас всех спасу.
Я - железная нога, называюсь - Кочерга.

 Чугунок в печи пристрою и заслонкою закрою. А, пока картошка варится, мы с вами позабавимся. Хотите поиграть?

Хозяйка: Совсем мы с вами заигрались и забыли про картошку. Она, наверное, сварилась уже.

Ребята, а вы помните,  в чем мы варили картофель?

Хозяйка: Правильно. Ох, горяч чугунок!

 Чем же его ухватить ?

Хозяйка: Вот и сварилась картошка!  Делу время, потехе час. Угощу картошкой  вас.

Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Загадку новую узнали, на все  вопросы отвечали, в игру поиграли! Молодцы! Я надеюсь, что вы еще ко мне в гости придете. А на прощание я угощу вас баранками. Вот вернетесь домой и чай с баранками  попьёте. До свидания ребята!


Накануне, дети получают конверт, с приглашением от Хозяйки избы

Загадывание загадки про ухват


Достаю «второй» чугунок с заранее сваренной картошкой.

Дети вместе с воспитателем читают приглашение.

Дети заходят под музыку ,здороваются с гостями и Хозяйкой  

Дети садятся полукругом на стулья.

Ответы детей: печка.

Ответы детей: чтобы было тепло

Ответы детей: да, хотим.

Дети рассматривают чугунок

Ответы детей: В кастрюле

Ответы детей: суп, кашу

 

Дети рассматривают ухват

Дети вместе с воспитателем проговаривают слово ухват.

Ответы детей: да

Дети по желанию пробуют зацепить чугунок ухватом и приподнять его

Ответы детей: трудно

Дети подходят и наполняют чугунок картофелинами

Дети вместе с хозяйкой наливают воду в чугунок.

Ответы детей: В печку.

Ответы детей: Ухват

Дети вместе с Хозяйкой рассматривают кочергу

Хозяйка ставит чугунок в печь

Ответы детей: да, хотим

Ответы детей: в чугунке

Ответы детей: ухватом

Хозяйка угощает детей картошкой из чугунка.

Дети прощаются с хозяйкой и гостями

4 мин.


9 мин.

2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча"

Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые пот...

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Програмное содержание.Продолжать углублять знания о народном творчестве. Разви­вать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Фор­мировать представление о добре и зле.Развивать уме...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча»

Конспект занятияпо развитию речиво второй младшей группе«Стоит изба из кирпича то холодна,то горяча» Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызват...

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Мастер – класс: Дидактическая игра: "Изба" по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Добрый день уважаемые коллеги, все  мы знаем, чтоВедущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педаг...