Консультация для воспитателей «Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»
консультация

Захарова Галина Владимировна
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение труда в природе в системе экологического образования дошкольников»

    Труд в природе имеет большое воспитательное  значение в системе  экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируется бережное и заботливое отношение к природе.

        В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их  произрастания, узнают о том, что изменения среды закономерно влечет за собой изменения в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние  и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным..У детей формируется устойчивый интерес к труду, трудолюбие.

       Помимо воспитательных задач, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений.

      Формы организации труда детей в природе.

    Труд в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

     Поручения простая и доступная детям форма организации труда. Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет воспитателю научить своего воспитанника тому, что он еще не освоил. Именно индивидуальные задание- благоприятное условие для изучения особенностей  каждого ребенка, его склонностей и интересов

   Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается  в ней , дать дополнительные разъяснения, советы, прямую помощь тем, кто нуждается в ней , дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать  выполнения трудовых операциях, усилию.

      Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда  необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценивать его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

       При фронтальной организации коллективного  труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща  могут выполнить  одно какое-либо  задание, например прополку огорода. Коллективный труд может быть организован для одной  небольшой подгруппы: например 5-6 ребятам поручают полить цветник или собрать плоды бобов, гороха.

     Одной из форм организации труда является дежурства. «Дежурство» решает ряд важных воспитательных задач, среди которых можно отметить чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими.

       По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать  общественные мотивы труда.

          Ознакомление  детей с  природой в детском саду требует постоянного  непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является  организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа  имеет свой уголок природы.  

        Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы   труд детей на участке в эти периоды значительно сокращается, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей  с природой.

      Педагогические требования к организации труда в природе.

 Труд  в природе лишь в том случае имеет воспитательно - образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным   педагогическим и гигиеническим требованиям.

     Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда, уход за растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, в огороде) Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

 В процессе труда  необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта  в старшей группе воспитатель закреплять умения  различать и называть их( астра, георгин и т.д.). Он знакомит детей с корнем. Как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений( выкапывать с земляным комом, копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшок  в соответствии  с корневой системой) При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

     Важным педагогическим требованием  является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов  их достижения.

       Трудовая деятельность детей в природе  должна систематически усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями, обогащается круг знаний, развивается наблюдательность.

     Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

           Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

    В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет  возможность применить на практике свои знания , приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе  разнообразных взаимосвязей (растения и окружающая среда, рост и развитие растений от ухода за ним  и т.д.)

  У него формируются  необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.

      Труд в природе способствует воспитанию ответственного  отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

   Труд детей  дошкольного возраста может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие  и особенность.

     В труде удовлетворяются эстетические  потребности детей.

Список литературы.

  1. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева.-СПб6 ДЕТСВО-ПРЕСС, 2003.-240С.
  2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей/С.Н. Николаева: М., 2002.
  3. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно - опосредованное  общение// Дошкольное воспитание 2010, №7
  4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/ Н.А. Рыжова  М: Карапуз, 2000.

     

 

   

       

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Труд в природе в системе экологического образования дошкольников

Содержание работы:1. Значение и место труда в природе в системе экологического образования дошкольников ………………………………………………………………….. 32. Формы организации труда детей в природе.………………………………. 43. Органи...

Сборник дидактических игр в системе экологического образования дошкольников

В сборнике раскрывается методика проведения с детьми 3—7 лет дидакти­ческих игр по экологии. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, вол...

Концептуальные основы системы экологического образования дошкольников.

Анализ научной литературы по теме экологического воспитанимя дошкольников. Историческая справка. Основные концепции и направления...

Труд в природе как метод экологического образования

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются инте...