Логопедические пятиминутки, как средство профилактики речевых нарушений и развития речи детей в ДОУ
материал

Светлана Юрьевна Балхина
В последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи увеличилось. В условиях логопедического пункта нашего дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения невозможно. Поэтому появилась острая необходимость проведения профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_seminar-praktikum_logopedicheskie_pyatiminutki.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Логопедические пятиминутки, как средство профилактики речевых нарушений и развития речи детей в ДОУ»

Цель: использование воспитателями всех возрастных групп логопедических пятиминуток, как средство профилактики речевых нарушений и развития речи детей  в ДОУ.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с  формой работы по профилактике речевых нарушений - логопедические пятиминутки.
  • Продемонстрировать игры, упражнения, пособия, необходимые для проведения логопедических пятиминуток.

Форма и методы организации: для педагогов без участия детей, беседа, практическая часть.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор.

Количество участников: педагоги ДОУ.

Материалы:  пособия для развития мелкой моторики, артикуляционной моторики, фонематического слуха, речевого дыхания.

Предполагаемый результат:  педагоги познакомятся с логопедическими пятиминутками, как средством профилактики речевых нарушений и развития речи.

В последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи увеличилось. В условиях логопедического пункта нашего дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения невозможно. Поэтому появилась острая необходимость проведения профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть

Мной была поставлена цель: построить эффективную систему работы по профилактике и коррекции  речевых нарушений в ДОУ.  Для этого мной были разработаны логопедические пятиминутки.

Логопедические пятиминутки - это комплекс специально подобранных упражнений,   для каждого возраста, направленных на формирование правильной красивой речи.

Каждое утро во всех возрастных группах ДОУ необходимо включать логопятиминутки, которые  проводятся воспитателями.  Также логопедические пятиминутки можно проводить в течение дня, в режимных моментах (фронтально или индивидуально).

 

Для детей старшего дошкольного возраста логопедические пятиминутки можно проводить в течение дня, в режимных моментах (фронтально или индивидуально):

1. Работа по развитию артикуляционного аппарата, звукопроизношения.

2. Работа над общей и мелкой моторикой:

- логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)

- пассивная гимнастика (массаж)

- активная гимнастика - пальчиковые игры

3. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме.

(Что бывает в это время года, один – много, чудесный мешочек, назови ласково, что пропустили, разрезные картинки, чего не хватает, какой предмет лишний и др.). Игры на развитие правильного употребления предлогов.

4. Развитие правильного речевого дыхания.

        Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание (футбол, снегопад, листопад, бабочка, кораблик, шторм в стакане и т. д.)

5. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

6. Развитие пространственных отношений.

        Закрепить направления пространства в схеме собственного тела, формирование навыка сравнения предметов по величине (различение левой и правой частей собственного тела, закрепление положений тела человека, стоящего напротив)

         

Для детей младшего дошкольного возраста комплексы  логопедических упражнений направлены на:

  1. Работу по развитию артикуляционного аппарата
  2. Работу над мелкой моторикой
  3. Работу над правильным речевым дыханием.
  4. Работу над развитием фонематического слуха

Работа по развитию артикуляционного аппарата. 

         Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Для проведения артикуляционной гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста воспитатели используют яркие иллюстрации.

Работа над мелкой моторикой.

Развитие движения пальцев рук подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Для развития мелкой моторики воспитатели в логопедических пятиминутках используют пальчиковые игры, самомассаж шариками СУ-Джок с речевым сопровождением,  шнуровки, пазлы и т.п.

При проведении самомассажа с шариками СУ-Джок, у каждого ребёнка младшего дошкольного возраста  должен быть свой шарик с колечком.

Работа над правильным речевым дыханием.

Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Для этого мною подобраны упражнения для развития речевого дыхания.

Воспитатели развивают речевое дыхание у детей с помощью различных упражнений «Бабочки», «Осенние листья», «Снежинки» и др. Также у каждого ребёнка должны иметься свои бабочки, пчёлки, снежинки, листочки, …, на которые они дуют.

Работа над развитием фонематического слуха.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.

Первый – начальный этап:

В младшей группе для развития фонематического слуха воспитателям необходимо использовать музыкальные инструменты, хлопки, шумящие коробочки, т.е. неречевые звуки. Дети учатся различать звучание  музыкальных  инструментов, тихие и громкие звуки в играх «Узнай, что звенит?», «Громкие подсказки», и т.п.

Детям предлагаются игры  с колокольчиком «Угадай, что звучало?», «Жмурки» …

Второй этап:

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

 «Громко или тихо?», «Три медведя» и др. Пусть дети угадывают, кому принадлежит голос.

Третий этап:

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

Четвертый этап:

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

«Хлопни в ладоши». Научит детей выделять звук А из ряда гласных звуков, слогов, слов.

О, А, У, И, А, И, О, А, У…

АМ, ИН, ОП, АТ, УП, ВА…

АИСТ, УШИ, ИВА, ОБУВЬ…

Пятый этап:

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

Игра «Кто это?»

Комарик пищит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый издаёт звук, а ребенок отгадывает, кто его издаёт или показывает соответствующую картинку.

Шестой этап:

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

«Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (например: иии- 1 звук, дио – 3 звука).

«Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

Если воспитатель видит, что у ребёнка возникают проблемы при выполнении какого-либо упражнения фронтально, тогда дополнительно необходимо прорабатать индивидуально.

Разрабатывая логопедические пятиминутки для старшего дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Расширять и обогащать словарный запас дошкольников по лексическим темам;
  • Формировать грамматически правильную речь,      

фонематический слух и восприятие;

  • Развивать связную речь;
  • Закреплять правильное звукопроизношение;
  • Развивать психические функции: мышление, восприятие, внимание, память.
  • Формировать умения сравнивать, анализировать и логически мыслить.

Проводимая совместная работа с воспитателями показывает, что использование логопедических пятиминуток, начиная с младшего возраста, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.

Таким образом, повышается эффективность работы воспитателя, уменьшается процент детей с дефектами речи, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.

С уверенностью могу предложить использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов.  Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Балхина Светлана Юрьевна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Профилактика речевых нарушений и задержки речи у детей

Как будет говорить Ваш ребенок зависит от ВасВ чём же заключается забота о правильном речевом развитии ребенка? Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию ар...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....