Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей
статья

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досуговой деятельности и свободной деятельности детей.  Например, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Выступление на тему:

«Художественная литература –

важное средство формирования личности ребенка и развития речи,

средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Подготовила:

воспитатель И.А. Лесик,

первая категория.

Жиздра, 2021 г.

 У педагогики, как и у человеческого мышления,

должно быть два крыла,
 на одном она не сможет подняться никогда,
всегда будет как подбитая птица.
Одно крыло – это рационально-логическое, научное,
теоретическое мышление.
Другое – эмоционально-образное, художественное».

Б.М. Неменский

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, а также период активного познания окружающего мира и человеческих отношений.

Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника.

          В настоящее время проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе очень значима. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.

Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.

Во ФГОС ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы.

Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература неразрывно связана с содержанием других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»). Осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации программы.

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досуговой деятельности и свободной деятельности детей.  Например, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы.

Таким образом, задача приобщения дошкольников к книге, воспитание устойчивого интереса к чтению является актуальной в настоящее время.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни и в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Мы подробнее остановимся на направлении влияния художественной литературы на эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Эстетические представления детей не являются врожденными, а развиваются с того момента, когда ребенок входит в социальное окружение. С приходом детей в дошкольное образовательное учреждение, ребенок всесторонне и гармонично развивается под четким педагогическим руководством. Эстетическое развитие детей предполагает формирование у них эстетической культуры, восприятия, понятий, интересов, суждений, чувств, вкуса.

Задачи эстетического развития детей дошкольного возраста обозначены в рамках ОО «Художественно-эстетического развитие», которое, в соответствии с ФГОС ДО, предполагает развитие у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, формирование первоначальных знаний об искусстве и его видах, развитие понимания произведений искусства, развитие интереса к искусству, умения его понимать и наслаждаться им.

В руках педагогов детского сада находятся всевозможные средства и методы эстетического развития дошкольников, которое происходит во всех видах детской деятельности. Однако, необходимо выделить художественно-речевую деятельность, воспитательные возможности которой в эстетическом развитии детей безграничны. Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям художественной литературы, к искусству чтения. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Кроме того, книга полна эстетическими богатствами, которые воздействуют на юного читателя.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

 В работе ДОУ эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса и ведется в течение всего времени обучения.

Одно из эффективных средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста – приобщение к миру художественной литературы.

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература не только открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, но и мир человеческих чувств, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, книга воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями. Рассматривая книги и иллюстрации, дети могут обмениваться впечатлениями об увиденном. Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги, который воспитатели стараются эстетически оформить - каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Кроме книг, подобранных по возрастным особенностям, тематике, в книжном уголке может быть наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, открытки, картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов по ним, книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.

В детском саду педагоги знакомят дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания. Произведения литературы дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Эстетическая, воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его эстетическое отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Наша задача – приобщение воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.Произведения литературы способствуют развитию ...

Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей».

Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, нормального поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...

Ценностные ориентиры современного образования в условиях применения художественной литературы как средства формирования личности ребенка.

Современное образование нельзя осмыслить без учета сущностных процессов, происходящих в нашем обществе. Новое время порождает новое общество – общество потребителя. Телевидение и интернет стали ...

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...