Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Рябцева Татьяна Семеновна

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит игры на развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Подготовила старший воспитатель

Рябцева Т.С.

Содержание:

1. Аннотация.

2. Введение.

3. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

4. Опыт работы.

5. Заключение.

1. Аннотация.

Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования. Она содержит игры на развитие мелкой моторики.

2. Введение.

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Формы работы: совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Использование лепки из различного материала (пластилин, глина, тесто, использование природного материала; нетрадиционная техника рисования; использование конструктора («Лего», деревянный, металлический); аппликация.

3. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозаика, шнуровка.

4. Развитие графомоторных навыков: трафареты, графические диктанты.

3. Почему развитие мелкой моторики важно для детей?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

4. Опыт работы.

В основе моей работы была игра. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.

Диагностика степени ловкости пальцев рук старших дошкольников:

- с мячиками - ежиками

- со счетными палочками

- ручной труд (работа с бисером, бусинами)

Задачи: улучшить координацию движений пальцев рук, улучшить общую двигательную активность ребенка.

Основной метод работы - пальчиковые игры.

***

Ветер тише, тише, (показываем ладошками, как гнутся деревья)
Лишь осинок дрожь, 
(встряхиваем пальчики)
Пальцами по крыше
 (крыша домика из ладошек)
Барабанит дождь. 
(пальцы одной руки барабанят по тыльной стороне ладони другой руки)

А перед окошком, (показываем окошко: либо две ладошки параллельно, либо соединяем указательные и большие пальцы ладоней)
Где капели звон, 
(меняем руки: пальцы одной руки барабанят по тыльной стороне ладони другой)
Листья бьют в ладошки:
Веселится клен! 
(хлопаем в ладоши)

***

Вот сколько листьев прекрасных (поднимаем, растопырив, пальцы левую ладонь, делаем вращательные движения влево-вправо),
Жёлтых, оранжевых, красных
 (на каждый цвет сжимаем в кулак и разжимаем ладонь, растопыривая пальчики),

Этот листочек скинул дубочек (потираем подушечку большого пальчика),
Это – кленовый листочек
 (указательный),
Этот от тополя прилетел во поле
 (средний),
Этот – ольховый 
(безымянный),
А этот – осины, тоже очень красивый! 
(мизинчик)
А вот берёзовый, в луже лежит 
(указываем на центр ладошки, перевернув её, как лодочку)
И блестит 
(круговыми движениями массируем центр ладошки).

А у кедра (загибаем большой палец правой руки),
У сосны
 (указательный),
Можжевельника 
(средний),
Пихты
 (безымянный)
И у нашей ёлочки 
(мизинчик) 
Зелёные иголочки 
(несколько раз сжимаем в кулак и разжимаем пальчики).

***

Две сестры (показываем два пальчика) глядят на братца: (пальчики к глазкам)
Маленький, неловкий
 (ручками обозначаем маленький рост),
Не умеет улыбаться
 (пальцами слегка растягиваем ротик),
Только хмурит бровки 
(пальцами опускаем бровки).
Младший брат чихнул спросонок 
(изображаем, как чихает),
Радуются сестры 
(ручки прижаты к груди и улыбаемся):
— Вот уже растёт ребенок 
(руки вверх) —
Он чихнул, как взрослый!

ЧАСЫ

Садимся на коврик или подушку на колени. Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки.

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены – перчатка. Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом» )
Мышат позвала.
(Сгибаем и разгибаем пальцы – «зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные пальцы – скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку – «спим»).

 «ХЛЕБОПЕК»

Булка колосом росла,

Зерном под жерновом была,

А в печи её испек

Добрый мастер – хлебопёк! Дети поднимают руки вверх, покачивают ими влево-вправо.

Вып. упр. «Кормление птиц».

Хлопают одной округлой ладошкой по другой.

Вып. упр. «Поднос».

Поднимают большие пальцы рук.

«ПАЛЬЧИКИ»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя. Выставляют вверх большие пальцы обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы.

Кулаки стучат друг о друга.

Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей используется кукольный театр.

Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Я изготовила куклы для кукольного театра к разным русским народным сказкам«Теремок»«Красная шапочка»«Три поросенка».

Лепка также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Используются различный материал: пластилин, соленое тесто, глина.

Большой интерес для детей представляет конструирование.

Дети сооружают и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности. В своей работе я учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.

В конце года проводится итоговая диагностика развития моторики рук и кисти. Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.

5. Заключение

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам деятельности.

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

- продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;

- пополнять копилку пальчиковых игр.

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного оборудования»

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического    отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской дея...

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелки...

Методическая разработка "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Игры с пальчиками развивают мозг ребѐнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тел...

Методическая разработка; "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста ".

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторик...

Методическое пособие "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

В настоящем пособии представлена система работы по развитию мелкой моторики рук у детей 3-7 лет....