Патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка

Методическая разработкм содержит основные цели, задачи патриотического воспитания, понятие патриотизм, а также актуальность данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение

Рамонский детский сад общеразвивающего вида №1

Рамонского муниципального района

Воронежской области

Тема работы: Методическая разработка по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников

                                                                                                  Выполнила воспитатель:

Бичева Наталья Анатольевна

Рамонь 2021

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………..3 – 4стр.
  2. Цель и задачи патриотического воспитания ………………………5 – 7стр.
  3. Понятие патриотическое воспитание……………………………….8 стр.
  4. Актуальность патриотического воспитания……………………......9 стр.
  5. Особенности патриотического воспитания на современном этапе……10 -11стр.
  6. Планируемые результаты…………………………………………….12 стр.
  7. Вывод…………………………………………………………………..13 стр.

Любовь к родине не входит в комплект знаний,

обязательных, для «успешного дошкольника».

Но это не значит, что родителям не надо воспитывать

 у ребёнка уважительное отношение к своей стране.

Оно может стать основой для целеустремлённости, уверенности в себе и эрудиции.

Главное – заинтересовать ребёнка.

Введение

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и детей,
направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, который любит  свою Родину, предан Отечеству, готовый служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения.  В настоящее время очень много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Главной задачей дошкольных образовательных учреждений, заложенной в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, который находиться в рамках конкретной социокультурной среды. С рождения люди инстинктивно, естественно, незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Основой для формирования патриотизма являются глубокие чувства любви и привязанности к культуре своей страны, своему народу, к своей земле.

Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это является патриотическим воспитанием как система целенаправленного воздействия.

В настоящее время поставлена задача по решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. Опубликованы нормативные документы по данной теме, в том числе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года».

Приобщение детей к Государственной символике Российской Федерации — одна из приоритетных задач, которая нашла свое отражение в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста».

В Программе говорится: «Воспитателю необходимо:

а) способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма — любви к семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам;

б) осознанию себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике — флагу, гимну, гербу».

 Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют понятия. Отсюда следует, сама формулировка подразумевает глубокое знакомство детей-дошкольников с флагом, гербом, гимном.  Понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ — дело непростое даже для взрослых. Поэтому необходимы дополнительные занятия для подготовки детей-дошкольников к знакомству с данными понятиями.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.  А вот цели преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на 3 части:

  1. Образовательные
  2. Развивающие
  3. Воспитательные

К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:

а) материальная среда (географическое расположение родных мест: лес, горы, река, деревня в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь);

б) социальная среда (семья, жители родного города, народы родной страны, патриот)

в) родная культура (язык, песни, стихи народов нашей страны, дружба народов, государственные праздники).

Чувство сопричастности семье, родному городу, стране и её жителям, природе своего края, культурному наследию народа – всё это следствие патриотического воспитания.

К развивающим целям патриотического воспитания дошкольников относится:

а) формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;

б) улучшение координации движений через игровую двигательную активность;

в) развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, город, район, страна).

Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:

А) навыков сотрудничества, помощи друг другу;

Б) любви к родной культуре и родным местам;

В) желание беречь и защищать родные места;

Г) уважение к культуре и родным местам других людей.

Отвечая на вопрос о том, какие приёмы можно использовать для организации непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, приводится следующая таблица:

«Приёмы организации НОД по патриотическому воспитанию»

Приёмы организации НОД

Пояснение

Перечисление любимых мест. Предложить детям назвать те места, в которых им нравится жить

Дети дают такие ответы как наш городской дом, дом в деревне у бабушки, палатка в лесу, квартира. Здесь задача педагога состоит в том, чтобы через варианты детских ответов провести обсуждение родной среды обитания с интеграцией их в более широкие понятия.  

Выделение групп людей.

Использовать понимание детьми тех элементов социума, в котором они живут (семья, друзья, население)

Дать детям загадку, которая позволяет определить кто мы и вместе с детьми разобраться в том, что мы люди, дети, взрослые, жители своего края, россияне. Рекомендуется использовать в качестве подсказки изображения людей в национальных костюмах, государственных символов, карты страны. Обсудить вместе с детьми взаимоотношения людей, понять, лучше ссориться или дружить, лучше заботиться о любимом крае поодиночке или вместе.

Патриотическое воспитание дошкольников – очень широкая тема. Сегодня воспитатели имеют возможность использовать в работе как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи.

Воспитание необходимо строить так, чтобы масштабы восприятия патриотизма постепенно увеличивались от частного к общему. Ребёнку легче понимать патриотизм на близких и конкретных примерах и постепенно переходить к более абстрактным образам.

Увеличение масштабов может выглядеть на примере тем патриотических бесед и занятий:

  1. Наша семья
  2. Я люблю мой дом
  3. Мои друзья и мой двор
  4. Наш любимый город
  5. Моя улица и почему её так назвали
  6. Моя родная страна

        

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

1.формирование нравственно-духовных особенностей личности;

2. формирование чувства гордости за свою нацию;

3.формированиепочтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
4. формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым,
людям других национальностей.
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях
подразумевает  организацию внутренней методологической
работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства
любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю
нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма
дошкольников.

Понятие патриотического воспитания

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий,
направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к
родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою
Родину.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Педагог Л. Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Актуальность патриотического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально в условиях современности.  Связано это с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Патриотическое воспитание включает в себя следующие компоненты, которые наиболее актуальны:

  1. Отношение ребёнка к себе, как к полноправной личности;
  2. Формирование духовно-нравственных отношений;
  3. Формирование любви и уважения к Родине;
  4. Формирование любви к родному краю;
  5. Уважение своей семьи, как носителя семейной традиции.

Заповеди, на которых строиться работа по патриотическому воспитанию детей:

  1. Оберегай своё отечество;
  2. Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  3. Дорожи историей своего народа;
  4. Береги красоту своего края;
  5. Свято относись к символике своей страны.

Особенности патриотического воспитания

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

 С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций.

Дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Особенности патриотического воспитания   подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

Проблема нравственно – патриотического воспитания -  приоритетная задача организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.  

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из сложных направлений по следующим причинам:

  1. особенности дошкольного возраста;
  2. многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
  3. отсутствие концепции, теоретических и методических разработок

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в много кратных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Критериями и показателями патриотизма являются:

- эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);

- когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);

- мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видами деятельности);

- практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Для эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:

1.эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Данная среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

2.Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи.

Выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, а также в обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

"Патриотизм не должен быть каким-то эпическим достижением всей нации, и уж тем более привычкой, насильно насаженной кем-то обществу. Обыкновенный патриотизм потому так и называется, что у каждого гражданина государства он просто в крови и подсознании. И передавался он ему с молоком матери, объяснялся в детском саду, взращивался в средней школе и креп в студенческие годы." 

Планируемые результаты патриотического воспитания

К планируемым результатам патриотического воспитания относиться:

  1. развитие у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, родному краю, детскому саду;
  2. формирование готовности к защите Родины;
  3. активизация творческого потенциала детей;
  4. привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию детей.

Патриотическое воспитание самая главная задача в наше время и важно чтобы наши дети действительно были настоящими патриотами своей страны, и могли гордиться своей страной, своим родным краем.

Вывод

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны заботится о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот гражданин своей Родины!

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.  

Суть патриотического воспитания: посеять и вырастить в душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...