«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Александровна Заболотникова

Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doska_vybora.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.

Что такое «Доска выбора»

Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Такая доска больше всего подходит для детей подготовительной группы.

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака, дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Если дошкольники уже были знакомы с «Доской выбора» в средней или старшей группах, то в подготовительной им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будутзаниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В подготовительной группе для этой цели можно использовать песочные часы.

Как оценить себя

По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

Когда и для чего используется «Доска выбора»

«Доска выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей. Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

Результаты

Результативность использования технологии «Экрана выбора»:

Создана развивающая образовательная среда, предоставляющую ребенку возможность удовлетворить собственные интересы, поддержать возникшую инициативу по организации собственной деятельности. Обогащены и насыщенны зоны группы, мобильность оборудования, сделаны три «Экрана выбора» для самостоятельной , образовательной, проектной деятельности и для работы с родителями.

Созданы условия для свободного выбора детьми деятельности (для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей), участников совместной деятельности. Воспитанники с нетерпением ждут каждого дня, с удовольствие посещают детский сад, увеличилась посещаемость в группе. Дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях и интересах.

Введены правила нормативного поведения детей в среде, способствующие поддержке партнерского стиля общения детей в группе; инициировать самостоятельное создание детьми нормы поведения. Воспитанники стали свободнее общаться, самостоятельно выстраивать партнерские отношения.

Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) Воспитатели с энтузиазмом и креативностью подходят к этой форме деятельности.

Родители поменяли свое отношение к детскому саду, стремятся сотрудничать с педагогами и не забирают детей из детского сада раньше положенного времени.

Использование «Экрана выбора» продолжается, педагоги ДОУ ищут новые формы усовершенствования этого направления работы с детьми

Воспитатель

Заболотникова Е.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самостоятельная игровая деятельность в детском саду"

Самостоятельная игровая деятельность в детском саду неразрывно связана с предметно - развивающей средой.  Предметно-развивающая среда  в детском саду должна отвечать необходимым требованиям,...

Особенности выбора песенного репертуара музыкальным руководителем в детском саду

Огромный интерес у детей на занятиях музыки вызывает разучивание новых песен и  исполнение их на праздниках перед родителями.  Музыкальный руководитель должен ответственно подходить к выбору...

Выступление на РМО. Интерактивная доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Выступление на РМО.Интерактивная  доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.  Использование информационно-ко...

Квест - игра для старших дошкольников " Поможем Маше определиться с выбором профессии работника детского сада"

Дети старшего возраста познакомились с профессиями своих родителей, профессиями работников детского сада. Как итоговое занятие по данной теме можно использовать игру - квест...

Рекомендации по выбору одежды для детского сада

Рекомендации для родителей по выбору детской одежды разработаны исходя из личной многолетней практики, изложены коротко, оформлены в виде папки-передвижки в приемную. Актуальны на ранний, младший и ср...