Консультация для родителей «Мы играем - речь развиваем!»
консультация (старшая группа)

Коробченко Галина Григорьевна

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.

Дети 5-6 лет – почти асы в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Приближается школа, поэтому для детей старшего дошкольного возраста развитие речи - это работа над правильными звуками. С этой проблемой поможет справиться логопед. Но родители не должны сидеть, «сложа руки». Ведь существуют различные игры, упражнения на развитие правильной, четкой речи, которые можно использовать в игровой форме и дома: задания (игры) на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков и на совершенствование фонематического восприятия; чистоговорки, скороговорки; отгадывание загадок; стихи, потешки, считалки и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Мы играем - речь развиваем!»

Подготовила: Коробченко Г.Г.

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша - это повод для великой гордости.

Дети 5-6 лет – почти асы в произношении звуков. Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. Приближается школа, поэтому для детей старшего дошкольного возраста развитие речи - это работа над правильными звуками. С этой проблемой поможет справиться логопед. Но родители не должны сидеть, «сложа руки». Ведь существуют различные игры, упражнения на развитие правильной, четкой речи, которые можно использовать в игровой форме и дома: задания (игры) на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков и на совершенствование фонематического восприятия; чистоговорки, скороговорки; отгадывание загадок; стихи, потешки, считалки и тд.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речи дошкольников 5-6 лет:

1. «Мячик стук – слышу звук»

Назовите любой звук. Попросите ребенка стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда он его услышит снова.

Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.

     2. «Хлопни в ладоши, топни ногой».

Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит мягкий звук [ть]. Топнуть ногой, если услышит твердый звук[т] (звуки могут быть разными) .

     3. «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. А ребенок определяет количество слогов (можно произносить слово, одновременно отбивая слоги мячом).

4. «Исправь ошибки»

Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит.

Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

5. «Рифмовки»

Ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма. Превратите его в настоящего поэта и пробуйте подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки. Например, веет – греет, ложка – кошка, кукушка – подушка. Эта игра доставляет большую радость и детям, и взрослым.

6. «Чей домик?»

Кто живет в дупле? — белка

Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.

Кто живет в будке? — собака

Кто живет в норе? — лиса

Кто живет в берлоге? — медведь

Можно использовать мяч или красочные картинки с изображением животных.

7. «Скажи ласково»

стол — столик, ключ — ключик

шапка — шапочка, белка — белочка

книга — книжечка, ложка — ложечка

кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.

    8. «Что из чего» Игра на закрепление в речи ребёнка относительных прилагательных и способов их образования. Мама, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».

Рукавички из меха – меховые.

Таз из меди – медный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Рукавички из шерсти – шерстяные.

Дом из кирпича – кирпичный.

Сок из свёклы – свекольный.

Темы для игры можно подбирать разнообразные, фантазируйте.

     9. "Кто кого обгонит? "

Показываем ребенку две картинки и задаем вопрос: «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

     10."Федорино горе"

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".

Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры (можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды).

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку.

«Федорено горе».

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных (вилок) и т. д.

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) 

И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например, сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

«Игры на кухне» 

«Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

«Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п.  Справились?

Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

«Один –много», одна морковь - много моркови; «Один, два, пять» (одно яблоко, три яблока, пять яблок)

Желаю всем удачи и успехов!

Занимайтесь с ребенком весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...

08.05.2019 Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»

Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...

Консультация для родителей "Летом играем речь развиваем"

Консультация для родителей "Летом играем речь развиваем"...

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем

Консультация для родителей - Пальчиками играем - речь развиваем...

Консультация для родителей «Пальчиками играем - речь развиваем»

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои твор...