Методическая разработка на тему: "Небылицы в лицах"
методическая разработка (подготовительная группа)

Методическая разработка на тему: «Небылицы в лицах».

Занятие для детей подготовительной к школе группы по развитию  способностей понимать эмоциональное состояние через фольклорные формы (небылицы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nebylitsy_v_litsah.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             «Детский сад комбинированного вида № 231»  городского округа  Самара

(МБДОУ  «Детский сад № 231» г.о. Самара)

Россия, 443032 г. Самара, Осетинская, 9-А

тел./факс: (846)254-05-84, (846)330-39-42 e-mail:oduvanchik231@mail.ru

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию

«К родным истокам»

Разработала:

Николаева Марина Владимировна,

 первая квалификационная категория,

воспитатель

Самара, 2021

Методическая разработка на тему: «Небылицы в лицах».

Цель: Сформировать представления об эмоциях и их проявлениях.

Задачи:

1. Учить детей выражать эмоции.

2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние.

3. Продолжать побуждать детей  к использованию в речи элементов фольклора (небылиц).

Предварительная работа: чтение сказок, заучивание потешек, небылиц, прибауток, рассматривание картинок о небылицах.

Оборудование: мячики су-джоку, фартук, платок, произведение Г.Свиридова «Пастораль»

Ход занятия.

1. Приветствие (под народную музыку)

Воспитатель: Здравствуйте! Предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорить нужно только эти простые слова, больше ничего. Но в этой игре есть одно правило: здороваться с кем-либо вы можете только после того, как другой рукой начнете здороваться с другим участником. (участники должны быть постоянно с кем-то в паре)

2. Игра на выход агрессивных чувств, негативных эмоций  «Злые - добрые кошечки»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем представить себе, как выглядит злая и добрая кошечка. Предлагаю образовать большой круг, в центре нашего круга на полу лежит физкультурный обруч - это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (например, хлопок в ладоши, звон колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого.  Категорическое правило: не дотрагиваться друг друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкают друг друга. Прикасаться друг к другу тоже нельзя.  

Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Давайте снова станем ребятами!».

Воспитатель: Ребята, с давних времен русский народ всегда добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал. Недаром в пословице говорится: «Делу - время, потехе – час».

Воспитатель: Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и млад и тешили друг друга небывальщиной да неслыхальщиной. (дети сидят в кругу)

Вот и я старину скажу стародавнюю,

Стародавнюю да небывалую.

-По поднебесью медведь летит, головой вертит.

Уж он лапами лохматыми помахивает

Уж он хвостиком коротким потравливает…

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

-Тётушка Аглая, такая удалая

Решетом воду носила, топором траву косила.

Воспитатель: Что вы смеетесь? Это же небылица, то, чего не бывает и не может быть в жизни.

            Воспитатель: Ребята, предлагаю сделать самомассаж с помощью мячика су- джоку.

Небылицы, нескладушки

(перекидывать мячик из руки в руку)

Держи ушки на макушке!

(кисти пальцами вверх, движения мячика вверх-вниз между ладонными поверхностями рук)

Рассмешат и удивят,

(трясти мячик между ладонными поверхностями рук)

Думать головой велят!

(движения мячика по кругу ладони)

Что не так? Что не бывает?

(зажать по очереди мячик в каждом кулачке, руки вертикально, имитация знака вопроса)

Ум ребятам развивают.

(мячик между ладонями, руки двигаются в противоположные друг другу стороны)

Будем думать и играть

(движения мячика по тыльной стороне руки)

Умными хотят все стать!

(перебирать мяч подушечками пальцев).

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы встречаемся с вами с небылицами? Где мы слышим о том, чего на свете не бывает?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Правильно, в сказках! А в каких сказках встречаются небылицы? Назовите, пожалуйста, их.

Дети: «Царевна – лягушка» - лягушка превращалась в прекрасную девушку. «Красная шапочка» - она не могла выйти живой из брюха волка.  «О рыбаке и рыбке» - рыбка не умеет делать чудеса, разговаривать. Все звери не умеют разговаривать, а в сказках они разговаривают. «Колобок», «Кот в сапогах», «Теремок», «Хаврошечка» - девушка влезала в одно ухо, вылезала в другое. Сказка «По щучьему велению». Емеля ездил на печи, ведра сами ходили, топор сам колол дрова,  дрова сами складывались в поленницу, сами сани ездили. «Гуси лебеди» - гуси не могли унести Иванушку на крыльях.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много сказок вы назвали, где происходило то, чего не может быть на самом деле.

Игра «Выражение эмоций»

Воспитатель:  Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из русских сказок, а вы должны выразить мимикой лица эмоцию, которую испытывает герой сказки.

- «Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». Дети выражают жалость.

-  «Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…». Дети выражают грусть (печаль).

-  «И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».  Дети выражают мимикой лица – радость. Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:«Тянут – потянут, вытащили репку». Дети выражают восторг. 

- «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…». Дети выражают испуг.

Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»: «Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!». Дети выражают радость.

- «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут». Дети выражают мимикой лица печаль.

3. Русская народная игра «Бабушка Маланья».

С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья).

 Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:

У Маланьи у старушки

 Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети встают лицом в круг)

 И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови) 

Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона) 

Вот с такой головой, (соединяют руки над головой) 

Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду) 

Они не пили, не ели,

Целый день сидели, (дети присаживаются)

Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так! (При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить). 

Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.

4. Рефлексия (звучит произведение Г. Свиридова «Пастораль»)

Воспитатель: Ребята, занятие подошло к концу, предлагаю вам закрыть свои глаза и вспомнить чем  мы занимались и свои ощущения.

Ритуал окончания занятия.

 «Солнечные лучики»: встать вкруг, протянуть руки вперед и соединить в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь представить себя теплым, солнечным лучиком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Презентация к методической разработке на тему: "У войны не детское лицо"

Ознакомление с историей Великой Отечественной войны и героическими подвигами детей....

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.Содержание НОДВводная часть (организационный и мотивационный мо...

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) в рамках организации и проведения родительского собрания

Данная статья дает рекомендации как правильно проводить родительское собрание с описанием частей родительского собрания в старшей группе...