Проект «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (5 - 7 ЛЕТ)
проект (старшая группа)

Кузина Елена Александровна

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(5 - 7 ЛЕТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: воспитатель

Кузина Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.п. Малиновский

2017

 

Проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

 

Срок реализации проекта:  5 лет

Тип проекта: смешанный (практико – ориентированный, творческий)

Участники проекта: дети логопедической группы (5 -7 лет), педагоги, родители, настоятель православного прихода храма в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска.

По характеру контактов:  открытый.

 

Актуальность проекта.

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

                                         Академик  Г. Н. Волков

 

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст - это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям,  Родине.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества. Без изучения основ православной культуры невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).

Духовно-нравственное направление стало важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса  в  Детском саду «Улыбка».

В течение пяти лет я активно работаю в этом направлении. Мною эффективно реализуются поставленные цели и задачи в рамках ежегодного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 Мною были разработаны занятия, анкеты, игры, развлечения по данной теме. В целях сохранения непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания, в семье и детском саду регулярно проводились совместные мероприятия с родителями: встречи со священнослужителями; тематические развлечения. Родители активно принимали участие в выставках и мероприятиях.

Таким образом, сегодня как никогда актуально воспитание основных духовно - нравственных качеств дошкольников.

Гипотеза: если постепенно знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно - нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.

Цель проекта: воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России.

Задачи:

Познавательные:

1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

5. Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).

6. Дать понятие о храме , как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.

7. Расширение представлений о родном городе,  достопримечательностях.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.

2. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

3. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

4. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

 

 

 

 

Принципы духовно-нравственного воспитания:

 

- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);

- гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Ожидаемый результат:

Воспитанники имеют представления:

- о духовных и нравственных ценностях;

- об основных православных праздниках;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

- стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности;

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.

Педагоги:

- повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Реализация проекта

1. Организационный этап

Предварительная работа с семьями воспитанников:

- согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);

- анкетирование;

- беседы, консультации;

- нормативно-правовое обеспечение организации проекта;

- введение детей в основы Православия.

  1. Основной этап

Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое планирование работы с детьми и родителями, педагогами).

Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО.

Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках.

Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями; бесед с элементами диалога; обобщающих рассказов воспитателя; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод: продуктивная деятельность; игры; постановка пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины; экскурсии различной направленности; вечера с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий.

Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок - передвижек («Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова»)

  1. Итоговый этап

- Анализ и подведение итогов проекта.

- Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.

- Подготовка методических рекомендаций и пособий.

Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии (не сформировано качество).

Средний уровень - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформировано).

Высокий уровень - если сформировано полное и четкое представление (сформировано полностью данное качество).

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей представляются на итоговом педсовете в виде отчета.

Результатами проведенной работы стала  активизация процесса духовно-нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Повысился  духовно-нравственный   потенциал     и   профессиональная   компетентность   педагогов  в   вопросах  православного воспитания  дошкольников.

Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимания нравственных образцов, духовных   значений   и   смыслов,   проявление   высших   религиозных   чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться  в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Дети  стараются  быть   отзывчивыми,   применяют   свои  знания  о   нравственных   нормах   в жизни, доносят их до родителей.

 

Литература:

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.

Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.

Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. –Курск, 2008.

Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;

Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

 

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно - метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Орехов Д. Святые места России.- С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 5-7 лет

 

  •  

Тематическое планирование работы с детьми

п\п

Название мероприятия

Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1.

«Капельки добра»

Беседа о честности, любви, доброте.

Октябрь

2.

«Шарф-покров»

Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров»

3.

«Наш Покров»

Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».

4.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

5.

«День народного

единства»

Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»).

6.

«Пусть всегда будет мама»

Парад стихов «Пусть всегда будет мама» 

7

Выставкарисунков «Мама - солнышко в доме»

Декабрь

7.

«Откуда Дед Мороз к нам пришел?»

Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае. 

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

8.

Святитель Николай.

Экскурсия в Храм:

Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника.

9.

Дни Милосердия

Акция – «Подари добро на Рождество».

Рождественский коллаж.

Январь

10

«От Рождества до Крещения»

«Святки - колядки» (Рождественские Колядки).

11.

О Рождестве, Святках, Крещении

Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении.

12.

«Пещерка для младенца – Христа».

Конструирование на тему: Вертеп

13.

«Рождественская открытка»

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Февраль

14.

«Житие Петра и Февронии»

Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии.

 Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии.

15.

«Богатыри – защитники Земли Русской

Беседа-диспут «Богатыри

– защитники Земли Русской

16.

Развлечение для мальчиков «Витязи»

17.

 

«От Масленицы до Пасхи»

Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла».

18.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Игра «Мирилка».

19.

Кукольный спектакль-Сказка: «Приключения на Масленицу».

Март

20.

«Вербное воскресенье»

Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы».

21.

«Пробуждение»

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Апрель

22.

Пасха красная

Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт).

23.

«Колокол дремавший»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Беседа о церковных колоколах.

24.

Христос Воскресе

Драматизация сказания «История красного яйца»

Май

25.

6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца

Просмотр видеоролика «Святой Георгий»

26.

«О священной войне»

Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война».

27.

 «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску)

28.

«Моя родословная»

Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках)

Июнь

29.

«Летние праздники»

Беседа на тему: «Летние праздники».

30.

«Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы

Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»).

31.

Экскурсия в Храм на праздник Троицы.

Июль

32.

«Именинник»

Развлечение на тему «Наши именинники»

33.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

34.

«Наши праздники»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Август

36.

«Красота Божьего мира»

Выставка: «Красота Божьего мира»

37

Яблочный Спас

Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

38.

«Маленький творец»

Организация выставки детских работ «Праздники».

 

Перспективный план взаимодействия с семьей

п\п

Форма организации

Название мероприятия

Сентябрь

1.

Анкетирование родителей.

Духовно-нравственное воспитание в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

2

Создание перекидного календаря 

«Православный календарь для родителей и детей группы «Пчёлки»

Октябрь

3.

Заседание семейного клуба «Семейный очаг»

«Духовно-нравственное воспитание дошкольника» круглый стол с приглашением священника

4.

 Рекомендации родителям.

«Родители - главные воспитатели»

Ноябрь

5.

Конкурсная программа

«Дочки – матери»

Декабрь

6.

Акция

«Сотвори добро на Рождество»

Январь

7.

Целевая прогулка (к пожилым и немощным жителям поселка).

«Как пойдем мы колядовать!». (Рождественские Колядки).

Февраль

8.

Конкурсная программа 

 «Сын за отца»

Март

9.

Развлечение (8марта)

«Мама может!»

Апрель

10.

Мастер-класс

«Нарядим веточку вербы»

11.

Концерт

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

Май

12.

Консультация

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

Июнь

14

Экскурсия

«В Храм на праздник Троицы»

Июль

15.

Создание семейной стенгазеты

«День семьи, любви и верности»

16.

Родительский «Субботник» посвященный оформлению участка.

 «Папа может, папа может, на участке нам поможет».

Август

17.

Выставка духовно-нравственной литературы

«Свет под книжной обложкой»

 

 

Перспективный план по взаимодействию с социумом и с социальными партнерами

п\п

Форма организации

Название мероприятий

I квартал

1.

Экскурсия детей в храм г. п. Малиновский (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Престольный праздник» (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

2.

Круглый стол с педагогами детского сада, посвященный духовно-нравственному воспитанию детей с приглашением

«Беседы с батюшкой»

3.

Праздничная программа в ДК «Орфей»

«День матери»

II квартал

4.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Рождество Христово»

5.

Участие в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский

«Масленица»

Ш квартал

6.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

7.

Целевая прогулка детей на колокольню храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Пасхальным небом освящен мой дом»

8.

«Литературные чтения» (дни славянской письменности) с приглашением воспитанников Воскресной школы

«Память равноапп. Кирилла и Мефодия

IV квартал

9.

Участие в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Православный сибирячек»

 

Перспективный план работы с педагогами

п\п

Форма организации

(Взаимодействие со специалистами)

Название мероприятий

I квартал

1.

Симпозиум на базе МАДОУ д/с «Улыбка»

«Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка по средствам национальных традиций Православных праздников»

2.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«Что такое Рождество?»

II квартал

3.

Сотрудничество в спортивных состязаниях

(Инструктор по физической культуре)

«15 февраля – День православной молодежи»

4.

Развлечение (для детей и педагогов д/с «Улыбка»)

«Святки-колядки»

5.

Сотрудничество в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский (все педагоги)

«Масленица широкая»

6.

Театрализованная постановка (для детей и воспитателей старших групп).

«Прощеное воскресение»

Ш квартал

7.

Публикация новостей по реализации программы «Праздники добра» на сайте детского сада.

«Как рассказать детям о Вербном воскресении?»

8.

Публикация новостей по реализации программы «Праздники добра» на сайте детского сада.

«Пасхальным небом освящен мой дом»

9.

Экскурсия на колокольню храма г. п. Малиновский (с воспитателями старших групп).

«Повсюду благовест гудит…»

10.

Буклеты

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

IV квартал

11.

Помощь в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский (Инструктор по физической культуре)

 «Православный сибирячек»

12.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«День семьи, любви и верности»»

 

 

Анкета для родителей

 

Анкета

Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните).

 

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время

это становится традицией нашей семьи

в) мы не празднуем эти праздников

г) другой ответ ____________________________________________________

 

Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

 

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ _________________________________________________

 

Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа

б) да, мы с этим согласны ) нет

в) другой ответ  ______________________________________________

 

Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?

 

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам

б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие

в) мы категорически с этим не согласны

г) другой ответ ________________________________________________

 

Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?

 

а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике

б) это воспитатели нашей группы

в) мы справимся без помощи детского сада

г) другой ответ________________________________________________

 

Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

 

а) да, в целом учреждении

б) да, в пределах нашей группы

в) да, в виде кружка по православному воспитанию

г) не желаем так, как

д) другой ответ _______________________________________________________

 

Благодарим за искреннее участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласия родителей на экскурсию в храм

 

Заведующему МАДОУ «д.с. «Улыбка»

 Ширмановой С. И.  от ____________________________________,

 

проживающего  по                                           адресу:__________________________

 

_________________________________

 

 

 

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

 

даю согласие на участие моего ребенка

 

__________________________________________________________________

 

(Ф.И. дата рождения ребенка)

 

  • экскурсии в храм  Рождества Пресвятой Богородицы

 

                                                      (наименование организации)

 

 по адресу: г. п. Малиновский, ул. Свердлова, д. 14.

Дата

 

«______»__________20_____г.                                                                                 _____________/_____________________/

 

Подпись    (расшифровка подписи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласия родителей на участие в проекте

 

 

Заведующему МАДОУ «д.с. «Улыбка»

 Ширмановой С. И.  от ____________________________________,

 

проживающего  по                                           адресу:__________________________

 

_________________________________

 

___________________________

 

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

 

даю согласие на участие моего ребенка

 

__________________________________________________________________

(Ф.И. дата рождения ребенка)

 

  • реализации проекта «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников»

image

 

 

 

Дата

«______»__________20_____г.                       _____________/_____________________/

Подпись    (расшифровка подписи)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский.

Проект

«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(5 - 7 ЛЕТ)

Разработала: воспитатель

Кузина Е.А.

г.п. Малиновский

2017

Проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

Срок реализации проекта:  5 лет

Тип проекта: смешанный (практико  ориентированный, творческий)

Участники проекта: дети логопедической группы (5 -7 лет), педагоги, родители, настоятель православного прихода храма в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска.

По характеру контактов:  открытый.

Актуальность проекта.

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

                                         Академик  Г. Н. Волков

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст - это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям,  Родине.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества. Без изучения основ православной культуры невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).

Духовно-нравственное направление стало важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса  в  Детском саду «Улыбка».

В течение пяти лет я активно работаю в этом направлении. Мною эффективно реализуются поставленные цели и задачи в рамках ежегодного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 Мною были разработаны занятия, анкеты, игры, развлечения по данной теме. В целях сохранения непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания, в семье и детском саду регулярно проводились совместные мероприятия с родителями: встречи со священнослужителями; тематические развлечения. Родители активно принимали участие в выставках и мероприятиях. 

Таким образом, сегодня как никогда актуально воспитание основных духовно - нравственных качеств дошкольников.

Гипотеза: если постепенно знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно - нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.

Цель проекта: воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России.

Задачи:

Познавательные:

1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

5. Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).

6. Дать понятие о храме , как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.

7. Расширение представлений о родном городе,  достопримечательностях.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.

2. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

3. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

4. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);

- гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Ожидаемый результат:

Воспитанники имеют представления:

- о духовных и нравственных ценностях;

- об основных православных праздниках;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

- стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности;

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.

Педагоги:

- повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Реализация проекта

1. Организационный этап

Предварительная работа с семьями воспитанников:

- согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);

- анкетирование;

- беседы, консультации;

- нормативно-правовое обеспечение организации проекта;

- введение детей в основы Православия.

  1. Основной этап

Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое планирование работы с детьми и родителями, педагогами).

Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО.

Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках.

Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями; бесед с элементами диалога; обобщающих рассказов воспитателя; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод: продуктивная деятельность; игры; постановка пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины; экскурсии различной направленности; вечера с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий.

Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок - передвижек («Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова»)

  1. Итоговый этап

- Анализ и подведение итогов проекта.

- Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.

- Подготовка методических рекомендаций и пособий.

Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии (не сформировано качество).

Средний уровень - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформировано).

Высокий уровень - если сформировано полное и четкое представление (сформировано полностью данное качество).

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей представляются на итоговом педсовете в виде отчета.

Результатами проведенной работы стала  активизация процесса духовно-нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Повысился  духовно-нравственный   потенциал     и   профессиональная   компетентность   педагогов  в   вопросах  православного воспитания  дошкольников.

Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимания нравственных образцов, духовных   значений   и   смыслов,   проявление   высших   религиозных   чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться  в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Дети  стараются  быть   отзывчивыми,   применяют   свои  знания  о   нравственных   нормах   в жизни, доносят их до родителей.

Литература:

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.

Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.

Гладких Л. П. Основы православной культуры : науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. –Курск, 2008.

Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;

Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно - метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Орехов Д. Святые места России.- С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 5-7 лет

Тематическое планирование работы с детьми

п\п

Название мероприятия

Мероприятия по работе с детьми Духовно – нравственного направления

Сентябрь

Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

1.

«Капельки добра»

Беседа о честности, любви, доброте.

Октябрь

2.

«Шарф-покров»

Кукольный спектакль – Сказка «Шарф-покров»

3.

«Наш Покров»

Коллективное панно - «Платок (покров)», коллаж - «Осень».

4.

Выставка детских рисунков «Наш Покров».

Ноябрь

5.

«День народного

единства»

Экскурсия в Храм г. п. Малиновский (знакомство с иконой «Казанская Божия Матерь»).

6.

«Пусть всегда будет мама»

Парад стихов «Пусть всегда будет мама» 

7

Выставкарисунков «Мама - солнышко в доме»

Декабрь

7.

«Откуда Дед Мороз к нам пришел?»

Литературное прочтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.  

Игра духовно-нравственной направленности «Помощники Святителя Николая».

8.

Святитель Николай.

Экскурсия в Храм:

Рассматривание и пояснение икон, с изображением Николы Угодника.

9.

Дни Милосердия

Акция – «Подари добро на Рождество».

Рождественский коллаж.

Январь

10

«От Рождества до Крещения»

«Святки - колядки» (Рождественские Колядки).

11.

О Рождестве, Святках, Крещении

Чтение и обсуждение литературных произведений, разучивание стихов о Рождестве. Просмотр презентаций о Рождестве, Святках, Крещении.

12.

«Пещерка для младенца – Христа».

Конструирование на тему: Вертеп

13.

«Рождественская открытка»

Выставка детских работ «Рождественская открытка»

Февраль

14.

«Житие Петра и Февронии»

Беседа об истории праздника «День святого Валентина» и святых Петре и Февронии.

 Просмотр мультфильма о святых Петре и Февронии.

15.

«Богатыри – защитники Земли Русской

Беседа-диспут «Богатыри

– защитники Земли Русской

16.

Развлечение для мальчиков «Витязи»

17.

«От Масленицы до Пасхи»

Знакомство с народным фольклором: «Масленица к нам пришла».

18.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».

Игра «Мирилка».

19.

Кукольный спектакль-Сказка: «Приключения на Масленицу».

Март

20.

«Вербное воскресенье»

Коллективный труд на тему: «Украшение веточек вербы».

21.

«Пробуждение»

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Апрель

22.

Пасха красная

Экскурсия в ДК «Орфей» на Пасхальный спектакль (концерт).

23.

«Колокол дремавший»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Беседа о церковных колоколах.

24.

Христос Воскресе

Драматизация сказания «История красного яйца»

Май

25.

6 мая – День памяти Великомученика Георгия Победоносца

Просмотр видеоролика «Святой Георгий»

26.

«О священной войне»

Беседа-диспут «Почему ВОВ – священная война».

27.

 «Никто не забыт» (Целевая экскурсия к обелиску)

28.

«Моя родословная»

Конкурс семейных видеороликов и презентаций «Моя родословная», посвящается православному празднику Радоницы (о предках, членах семьи, близких и далеких родственниках)

Июнь

29.

«Летние праздники»

Беседа на тему: «Летние праздники».

30.

«Праздник русской березки», посвящается Дню Святой Троицы

Игры на улице на тему «Троица» («Плетень-заплетень», «Барыня», «Грелки»).

31.

Экскурсия в Храм на праздник Троицы.

Июль

32.

«Именинник»

Развлечение на тему «Наши именинники»

33.

Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети.

34.

«Наши праздники»

Оформление фотоальбома «Наши праздники».

Август

36.

«Красота Божьего мира»

Выставка: «Красота Божьего мира»

37

Яблочный Спас

Развлечение Яблочный Спас. (Кукольный спектакль-Сказка «Лукошко яблок») - 19 августа.

38.

«Маленький творец»

Организация выставки детских работ «Праздники».

Перспективный план взаимодействия с семьей

п\п

Форма организации

Название мероприятия

Сентябрь

1.

Анкетирование родителей.

Духовно-нравственное воспитание в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

2

Создание перекидного календаря  

«Православный календарь для родителей и детей группы «Пчёлки»

Октябрь

3.

Заседание семейного клуба «Семейный очаг»

«Духовно-нравственное воспитание дошкольника» круглый стол с приглашением священника

4.

 Рекомендации родителям.

«Родители - главные воспитатели»

Ноябрь

5.

Конкурсная программа

«Дочки – матери»

Декабрь

6.

Акция

«Сотвори добро на Рождество»

Январь

7.

Целевая прогулка (к пожилым и немощным жителям поселка).

«Как пойдем мы колядовать!». (Рождественские Колядки).

Февраль

8.

Конкурсная программа  

 «Сын за отца»

Март

9.

Развлечение (8марта)

«Мама может!»

Апрель

10.

Мастер-класс

«Нарядим веточку вербы»

11.

Концерт

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

Май

12.

Консультация

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

Июнь

14

Экскурсия

«В Храм на праздник Троицы»

Июль

15.

Создание семейной стенгазеты

«День семьи, любви и верности»

16.

Родительский «Субботник» посвященный оформлению участка.

 «Папа может, папа может, на участке нам поможет».

Август

17.

Выставка духовно-нравственной литературы

«Свет под книжной обложкой»

Перспективный план по взаимодействию с социумом и с социальными партнерами

п\п

Форма организации

Название мероприятий

I квартал

1.

Экскурсия детей в храм г. п. Малиновский (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Престольный праздник» (В честь «Рождества Пресвятой Богородицы»)

2.

Круглый стол с педагогами детского сада, посвященный духовно-нравственному воспитанию детей с приглашением

«Беседы с батюшкой»

3.

Праздничная программа в ДК «Орфей»

«День матери»

II квартал

4.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Рождество Христово»

5.

Участие в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский

«Масленица»

Ш квартал

6.

Участие в концерте ДК «Орфей»

«Светлое Христово Воскресение. Пасха»

7.

Целевая прогулка детей на колокольню храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Пасхальным небом освящен мой дом»

8.

«Литературные чтения» (дни славянской письменности) с приглашением воспитанников Воскресной школы

«Память равноапп. Кирилла и Мефодия

IV квартал

9.

Участие в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский («Рождества Пресвятой Богородицы»)

«Православный сибирячек»

Перспективный план работы с педагогами

п\п

Форма организации

(Взаимодействие со специалистами)

Название мероприятий

I квартал

1.

Симпозиум на базе МАДОУ д/с «Улыбка»

«Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка по средствам национальных традиций Православных праздников»

2.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«Что такое Рождество?»

II квартал

3.

Сотрудничество в спортивных состязаниях

(Инструктор по физической культуре)

«15 февраля – День православной молодежи»

4.

Развлечение (для детей и педагогов д/с «Улыбка»)

«Святки-колядки»

5.

Сотрудничество в развлечение на площади администрации п.г.т. Малиновский (все педагоги)

«Масленица широкая»

6.

Театрализованная постановка (для детей и воспитателей старших групп).

«Прощеное воскресение»

Ш квартал

7.

Публикация новостей по реализации программы «Праздники добра» на сайте детского сада.

«Как рассказать детям о Вербном воскресении?»

8.

Публикация новостей по реализации программы «Праздники добра» на сайте детского сада.

«Пасхальным небом освящен мой дом»

9.

Экскурсия на колокольню храма г. п. Малиновский (с воспитателями старших групп).

«Повсюду благовест гудит…»

10.

Буклеты

«От древних времен до Георгиевской ленточки»

IV квартал

11.

Помощь в создании детской православной площадки на базе храма г. п. Малиновский (Инструктор по физической культуре)

 «Православный сибирячек»

12.

Публикация новостей по реализации программы «зернышки добра» на сайте детского сада.

«День семьи, любви и верности»»

Анкета для родителей

Анкета

Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время

это становится традицией нашей семьи

в) мы не празднуем эти праздников

г) другой ответ ____________________________________________________

Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ _________________________________________________

Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа

б) да, мы с этим согласны ) нет

в) другой ответ  ______________________________________________

Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам

б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие

в) мы категорически с этим не согласны

г) другой ответ ________________________________________________

Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?

а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике

б) это воспитатели нашей группы

в) мы справимся без помощи детского сада

г) другой ответ________________________________________________

Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении

б) да, в пределах нашей группы

в) да, в виде кружка по православному воспитанию

г) не желаем так, как

д) другой ответ _______________________________________________________

Благодарим за искреннее участие!

Согласия родителей на экскурсию в храм

Заведующему МАДОУ «д.с. «Улыбка»

 Ширмановой С. И.  от ____________________________________,

проживающего  по                                           адресу:__________________________

_________________________________

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

даю согласие на участие моего ребенка

__________________________________________________________________

(Ф.И. дата рождения ребенка)

  • экскурсии в храм  Рождества Пресвятой Богородицы

                                                      (наименование организации)

 по адресу: г. п. Малиновский, ул. Свердлова, д. 14.

Дата

«______»__________20_____г.        _____________/_____________________/

Подпись        (расшифровка подписи)

Согласия родителей на участие в проекте

Заведующему МАДОУ «д.с. «Улыбка»

 Ширмановой С. И.  от ____________________________________,

проживающего  по                                           адресу:__________________________

_________________________________

___________________________

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

даю согласие на участие моего ребенка

__________________________________________________________________

(Ф.И. дата рождения ребенка)

  • реализации проекта «Духовно  нравственное воспитание старших дошкольников»

Дата

«______»__________20_____г.        _____________/_____________________/

Подпись        (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

Перспективное планирование по духовно- нравственному воспитанию ( старший дошкольный возраст)

Перспективный план по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. План составлен на летний период...

консультации для родителей по нравственному детей старшего дошкольного возраста

консультации для родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию старший дошкольный возраст Тема: «Обитель добра, любви на Костромской земле»

Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании общечеловеческих ценностей. Важно с малых лет формировать душевные качества детей. Научиться дюбить, беречь свои истоки - главное для растуще...

Воспитание основ нравственности детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Игровая деятельность возникает на самых ранних исторических этапах развития общества. Игра сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Мы рассмотрели взгляды ученых и философо...