Проект "Веселые пальчики"
проект (младшая группа)

Долгосрочный проект в группе раннего возраста 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselye_palchiki.docx777.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в группе раннего возраста 1.

«Веселые пальчики»

                                             Подготовила воспитатель Иванова А.Б.

Введение.

«Рука – это инструмент всех инструментов»

(Аристотель).

Что такое мелкая моторика, ее значение

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

В. А. Сухомлинский говорил: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. И, наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Актуальность.

Современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Взрослые, желая облегчить себе жизнь и сэкономить время, сами того не замечая, лишают возможности ребенка больше работать руками. Родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках.  В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

 Эффективным способом развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика  усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

"Пальчиковая гимнастика" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Игры с пальчиками,  как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой гимнастики  дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Умелыми пальчики становятся не сразу.  Поэтому, пальчиковую гимнастику необходимо проводить ежедневно. Во время игр важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.  Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к игре с пальчиками .В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Таким образом, использование пальчиковой гимнастики  на развитие мелкой моторики в воспитательном процессе, может привести к тому, что кисти рук ребенка постепенно приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что впоследствии должно облегчить овладение навыками письма.

Проблема

Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.

Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1октября – 30 апреля). Проводятся 1 раз в день, в первую  половину дня, перед прогулкой. Длительность - 5 минут.

Участники проекта: дети группы раннего возраста 1, воспитатели, родители (законные представители).

Форма проведения итогового мероприятия: Показ кукольного театра по сказке «Теремок»

Цель проекта: Развитие речи и пальчиковой моторики рук через пальчиковую гимнастику.

Задачи проекта:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковой гимнастики.

3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.

Дать представление родителям о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;

- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Средства достижения поставленных задач: 

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; 

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. 

информационные листы для родителей; 

разучивание стихов, потешек; 

Теоретические основы проекта:

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь умственного и речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

I этап – целеполагание:

Именно под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев происходит развитие мозга и речи ребёнка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить интеллектуальные способности и речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

2-й этап – разработка проекта.

Довести до участников важность данной темы.

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Подбор методической литературы по данной теме и ее изучение.

Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подготовка наглядного материала: рекомендаций для родителей по проведению пальчиковых игр дома, папок-передвижек по теме: “Влияние пальчиковой гимнастики на развитие ребенка”, “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка”.

Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с детьми группы раннего возраста 1.

Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста», пальчикового театра.

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты игр - занятий, комплексы утренней гимнастики, в режимные моменты.

Разучивание потешек, стихотворений с использованием пальчиковых игр.

3-й этап - выполнение проекта.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей.

Образовательные области

Задачи

Социально-коммуникативное

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

 - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие

- стимулировать детей к использованию пальчиковых игр в разных видах деятельности (в познавательной, продуктивной, игровой, коммуникативной);

- побуждать детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;

- знакомить детей с названием пальчиков;

- развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

- развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

- обогащать словарный запас;

- формировать умение договаривать строки стихотворения.

Художественно-эстетическое

- развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Физическое развитие

 - развитие мелкой моторики;

 - формировать умение согласовывать движение с речью;

 - формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Месяц

Тема недели

Тема

Октябрь

 «Овощи»    

 

«В огороде»

«Кукла»

«Игрушки»

«Природный мир (рыбка)»

«Рыбки»

«Транспорт»

«Транспорт»

Ноябрь

«Домашние животные»

«Домашние животные»

«Кукла»

«Куклы»

«Куда листочки спрятались»

«Осень»

«Игрушки»

«Игрушки»

«Домашние животные»

«Домашние животные»

Декабрь

«Одежда и обувь»

«Одежда»

«Летят снежинки»

«Зима»

«Машина»

«Транспорт»

«Маленькая елочка»

«Новый год»

Январь

«Овощи»

«Овощи»

«Одежда»

«Одежда»

«Домашние животные» (кошка)

«Домашние животные», «Кошки - мышки»

Февраль

«Кукла зимой»

«Сорока-белобока», «Куклы»

«Приметы зимы»

«Зима», «Кулачок»

«Транспорт»

«Транспорт»

«Транспорт»

«Заводная машинка»

Март

«Мамин праздник»

«Мамин день»

«Домашние животные» (собака)

«Домашние животные»,

«Добрый пес»

«Приметы весны»

«На лесной лужайке», «Дождь»

«Наш любимый детский сад»

 «Сидит белка на тележке»

Апрель

«Что весна нам принесла»

«Дождик, дождик веселей»

«Петушок и его семья»

 «Куд-куда»

 «Кто нас лечит»

«Раз, два, три, четыре, пять»

«Кукла Катя» (мебель)

«Зайка»

IY этап – подведение итогов:  

Созданы картотека пальчиковых игр по темам; пальчиковый театр;

  • пальчиковые игры включаются в НОД, используются на прогулке, в повседневной жизни;
  • дети мотивируются к использованию пальчиковых игр в самостоятельной деятельности, в играх;
  • с детьми разучены стихотворения и потешки, которые можно использовать, как пальчиковые игры;
  • разработана информация по теме для родителей;

Взаимодействие с родителями:

-Консультации для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук», «Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет для занятий в детском саду и дома»

- Памятки для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;

 - Буклет «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

- Размещение информации по проекту: знакомство с проектом «Веселые пальчики».

- Индивидуальные объявления, беседы о начале проекта, его целях, необходимых материалах.

- Обогащение среды: подбор литературы, пальчиковые театры;

Вывод: анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений; возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Перспектива на будущее:  

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики у детей посредством пальчиковой гимнастики, которая положительно влияет на совершенствование речи.

2. Продолжать пополнять картотеку пальчиковой гимнастики в соответствии с возрастом детей.

3. Пополнять дидактический и теоретический материал по данной теме.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей». - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет /сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики. /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9.
  4. Соколова Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.
  5. Ткаченко Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.
  6. Чайка Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.
  7. Интернет-ресурсы.

Игрушки для пальчикового театра в группе раннего возраста 1 приобретены и сделаны при помощи родителей

C:\Users\Admin\Desktop\FM2Pi85Ss4Q.jpgC:\Users\Admin\Desktop\7mrhZR4j7cg.jpgC:\Users\Admin\Desktop\RfFwKpi4ZGU.jpgC:\Users\Admin\Desktop\Jb3EmZDFCoc.jpgC:\Users\Admin\Desktop\9nyrYU1w_yo.jpgC:\Users\Admin\Desktop\bCF1T2IM_1I.jpgC:\Users\Admin\Desktop\RK6xGI9LKKg.jpgC:\Users\Admin\Desktop\mr8uK7wQtBk.jpg

Заключительное занятие по сказке «Теремок»

C:\Users\Admin\Desktop\Kb1UY4_5ztA (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...