Статья на тему:«Декоративно-прикладное искусство как основа нравственного воспитания дошкольников»
статья (подготовительная группа)

Жирнова Алена Владимировна

        Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhirnovoy_a.v.docx604.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Декоративно-прикладное искусство как основа нравственного воспитания дошкольников»

 Введение

      В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира является благоприятным для нравственного воспитания детей.

       Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества.

        В настоящее время наблюдается потеря значимости таких жизненно важных ценностей, как гражданственность, патриотизм, любовь, дружба, великодушие.  Вечные ценности: добро, отзывчивость, милосердие – постепенно отодвигаются на задний план.

Актуальность

      Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно-прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, он идет от души.

                Искусство родного народа должно войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

        Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.

       Размышляя о значении народного искусства, можно прийти к выводу, что  через искусство своего народа лежит путь к нравственности.

Проблема      

        Детский сад посещают дети разных национальностей (мордва, татары, русские и др.). У многих были самые незначительные представления о   народах нашей республики.

  1. У детей отсутствуют знания об истоках национального декоративно-прикладного   искусства, наблюдаются самые незначительные представления об орнаментальности изделий народных промыслов, тем более дети зачастую незнакомы с декоративно-прикладным искусством народов, живущих в нашей республике (мордвы, татар и русских).
  2. Народы разных национальностей не всегда живут в мире и согласии.
  3. Низкая культура общения между людьми разных национальностей.

           Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов родного края.

 Задачи исследования:

1) изучить цели, задачи, содержание нравственного воспитания дошкольников;

2) рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство нравственного воспитания дошкольников;

Объект исследования: нравственное воспитание дошкольников.

Предмет исследования: педагогические возможности нравственного воспитания дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

Практическая значимость

      Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус; благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».

        Воспитанники не имеют возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления народных костюмов, росписи игрушек, посуды, у них нет возможности соприкоснуться воочию с декоративно-прикладным искусством мордовского народа и других народов.

        Направления работы

  • знакомство детей с изделиями художественных народных промыслов;  
  • знакомство с национальными орнаментами декоративно-прикладного искусства народов республики Мордовия;
  • создание изделий по мотивам декоративно-прикладного искусства народов родного края;

         Формы работы с детьми по данному направлению:

        1. НОД (фронтальные и подгрупповые)

        2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.

Рисунок 1.

 НОД «Украшение полотенца мордовским орнаментом»

        3. Экскурсии (в том числе виртуальные), целевые прогулки.

        4. Выставки.

        5. Тематические вечера этической и национальной направленности.

                           

Рисунок 2.                                                              Рисунок 3.

Татарский национальный костюм                       Русский народный костюм

Рисунок 4.Мордовский национальный костюм

        6. Просмотр фильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.

        7. Детская благотворительность.

        8. Праздники и развлечения.

Рисунок 5.Тематическое развлечение.

        При планировании работы по данной теме,  учитываются основные принципы дидактики, такие как: активность, наглядность, реалистичность, доступность, научность, систематичность, последовательность.

        Методы и приемы  используемые в работе.

        Наглядные:  

        - экскурсии, целевые прогулки;

        - наблюдения;

        - рассматривание иллюстраций, репродукций, изделий, предметов;

        - дидактические и сюжетно-дидактические игры;

        - моделирование.

        Словесные:

        - чтение художественных произведений;

        - беседы с элементами диалога;

        - рассказ;

        - малые формы фольклора.

        Практические:

        - продуктивная деятельность;

        - постановка спектаклей.

        На занятиях дети знакомятся с характерными признаками национальной одежды, обуви и предметов быта. Дети знают, какую одежду носили  народы издавна, научились различать и называть головные уборы, одежду, украшения.

       

Рисунок 6. Дружба народов

Заключение

     Соприкосновение с декоративно-прикладным искусством  воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Ведь познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.

     Вместе с тем, в процессе ознакомления с народным творчеством у детей формируются гуманные качества (доброжелательность, милосердие, уважение) к народам разных национальностей, которые и являются основой нравственного воспитания.

Литература

       1.Алешина Н.В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., ЦГЛ, 2004.

        2. Кондрыкинская Л.А.. С чего начинается Родина? М., Творческий центр «СФЕРА», 2003.

        3.Островская Л.Ф. Нравственное воспитание дошкольников, М., «Просвещение», 1987.

        4.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М., «Просвещение», 1989.

        5. Островская Л.Ф. Растить гражданина, М., «Просвещение», 1989.

        6. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью, М., «Просвещение», 1987.

        7. Комарова Т.С., Саккулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду, М., «Просвещение», 1982.

        8. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. М., «Просвещение», 1982.

        9. Журнал «Дошкольное воспитание», 2,6/2004, 1,2/2005, 2/2006.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию...

Эмоциональная отзывчивость как основа нравственного воспитания дошкольников

В статье отражена актуальность развития эмоциональной отзывчивости в формировании личности человека. Эмоциональная отзывчивость рассматривается   позиции известных педагогов-музыкантов. Представл...

Семья - основа нравственного воспитания дошкольников

Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...

Гендерный подход - основа нравственного воспитания дошкольников

данный материал будет необходим в работе молодым специалистам и воспитателям детских садов...

Семинар для педагогов» «Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»

Семинар для педагогов»«Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников»...

Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"

Презентация к выступлению "Формирование позитивных взаимоотношений в семье — основа нравственного воспитания дошкольников"...

Самообразование - Тема: "Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"

quot;Формирование позитивных взаимоотношений в семье - основа нравственного воспитания дошкольников"...