Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья

Ложкина (Харько) Ольга Александровна

Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Публикация27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок»

компенсирующего вида г. Улан-Удэ

Воспитатели: Харько Ольга Александровна

Дамбаева Надежда Романовна

Каждый человек, в наше сложное время, пытается сохранить мир, покой в своем доме и оградить детей от зла и жестокости. Испокон веков звучало на Руси слово Божие. Проходят годы, и люди вновь обращаются к духовным ценностям. Приобщение духовно-нравственного воспитания личности к Православным традициям нужно прививать с первых шагов, а именно с дошкольного возраста, в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных основ. Мы считаем, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Сегодня всех нас тревожит духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. На неокрепшую душу ребёнка нелегким бременем ложатся, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, отрицание семейных ценностей, пропаганда насилия, жестокости, алчности.

В нашем детском саду, мы применяем инновационную технологию, как «проектная деятельность». Возвращая национальную память, мы сами начинаем по-новому относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Целью духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду №89 «Журавлёнок» компенсирующего вида, является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать у детей основополагающие морально-нравственные идеалы, установки, ценности, нормы, обеспечивающие осознанный нравственный выбор;
  • сформировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • сориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
  • создать условия для творческого развития ребёнка.

Развивающие:

  • развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или проектной деятельности детского сада;
  • развивать музыкальную культуру;
  • развивать культурологические знания, необходимые для разностороннего развития детей.

Воспитательные:

  • воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
  • воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали;
  • воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
  • прививать трудовые навыки.

При воспитании духовно-нравственной личности самым слабым местом в этой деятельности, является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Мы пришли к выводу, что формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка. Нужно отметить, что наши праздники не перегружены назидательностью, содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум. Главной для себя ставим цель: оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее.

В основу воспитательной системы положен проектно-исследовательский метод. В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников были реализованы мини-проекты: «Осенняя ярмарка», «Неделя благотворительности», «Синичкин день», «День народного единства», «Рождество», «Масленица», «Светлая Пасха».

Мини-проекты были разработаны, для того, чтобы объединить родителей и детей, научить их общению, умению разрешать конфликты, привлечь к совместному творчеству.

 Немного подробнее хотелось бы остановиться на мини-проектах, которые создают основу для плодотворной работы.

В нашем детском саду прошла веселая ярмарка «Осенний переполох».  Для всего дошкольного учреждения этот день стал настоящим праздником. Конечно же, это положительные эмоции. Ребята погрузились в атмосферу русского народного гуляния с его обычаями и традициями. Целью праздника являлось: приобщение детей и их родителей к русскому народному устному и музыкальному творчеству. Была проведена большая предварительная работа и объявлен конкурс на лучшую осеннюю поделку из овощей и природного материала. В ярмарке приняли участие не только дети, педагоги, но и родители, которые играли роль купцов, продавая соления, варенья и разную выпечку.

В проекте «Неделя благотворительности» родители вместе с детьми собирали и приносили в детский сад макулатуру, которую мы сдали, а вырученные деньги перечислили в Фонд «Здоровья Бурятии», которые пойдут на лечение и реабилитацию детей с ОВЗ. Также родители приняли участие в акции «Корзина добра» для благотворительного фонда  «Радость материнства». Сюда были собраны детские вещи, игрушки, бытовая химия, продукты питания, памперсы и т.д. Каждый год с большим удовольствием помогаем сиротам из детского дома «Аистёнок».

Без внимания не оставляем наших братьев меньших. Ежегодно у нас в саду проводится акция «Покорми птиц зимой». Знакомим детей с праздником «Синичкин день», который отмечают у нас в России 12 ноября. Дети совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц из бросового материала. После мы развешиваем их на игровых площадках. Затем каждый день подсыпаем птичкам корм, который тоже приносят родители. Также мы принимаем активное участие в акциях городского приюта «Кот и пёс». Сотрудничая с волонтёрами, помогаем бездомным животным.

Главным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, которая начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Эти строки говорят о том, что в России проживает много национальностей, и все они - один народ. Мы об этом не забываем и ежегодно празднуем «День народного единства», этот праздник нашёл отклик в душах родителей, и они с удовольствием принимают активное участие. Проводим тематические беседы с детьми, разные дидактические, подвижные игры, конструируем кукол в национальных костюмах. Участвуем в районных, городских, республиканских творческих конкурсах.

Праздничное мероприятие, посвящённое великому, по-настоящему светлому православному празднику Рождество Христово проводится у нас регулярно. Целью праздника является призыв к духовному единению и рождественской радости. Дети изготавливают бумажных ангелов и дарят своим родителям, которые несут в их семьи добро, мир, благополучие, здоровье, а главное - любовь!

Ежегодное проведение «Масленицы» в нашем детском саду «Журавлёнок» стало традиционным и любимым праздником для детей. Всю неделю дети готовятся к этому событию и ждут его с нетерпением. Из бесед они узнают, как раньше на Руси праздновали Масленицу, разучивают русские народные игры, песни, заклички. Как положено на празднике дети от души веселятся: водят хоровод, поют русские народные песни и играют в народные игры, учувствуют в конкурсах. В заключение детей угощают вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. Все с радостью провожают Масленицу и прощаются с ней до следующего года. Благодаря Масленичной неделе ребята знакомятся с традициями русского народа и заряжаются отличным настроением.

Пасха самый светлый и добрый православный праздник. Его с нетерпением ждут и взрослые и дети. Пасха празднуется по-особому торжественно. В ожидании праздника вместе с детьми убираем группу до сверкающей чистоты, как издавна на Руси убирали дом к Пасхе. В течение недели проводим беседы на тему «Как праздновали Пасху на Руси», «Христово Воскресенье – праздник и торжество», «Почему на Пасху красят яйца». На занятиях по изо-деятельности раскрашиваем расписное яичко, мастерим открытки к Пасхе. Ежедневно читаем стихи о празднике Пасхи, рассматриваем картины и иллюстрации в книгах, открытки. На прогулке играем в русские народные подвижные игры. Но самое запоминающееся мероприятие для детей – каждое утро слушать Пасхальный звон колоколов. Именно Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Поэтому наши родители вместе со своими детьми готовят поделки для конкурса «Светлая Пасха Христова».

Вся проведенная работа, способствует возрождению православных традиций, формирует у детей первичные представления о духовном наследии православного народа, уважение к православным праздникам.

Анализируя работу, которая ведется  в детском саду по духовно-нравственному воспитанию, мы видим, что приобретение культурологических знаний  и навыков повышает уровень и развитие детей, посредством проектной деятельности.

А также мы пришли к выводу, что метод проектов способствует:

•        приобщению детей к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;

•        созданию у дошкольников представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;

•        формированию уважения и интереса к родному краю, его истории, к своей родословной, отечественной духовной культуре и её ценностям;

•        воспитанию заботливого и бережного отношения к рукотворному, растительному и животному миру, к окружающему миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);

•        формированию бережного отношения к семейным реликвиям;

• пополнению и обогащению предметно-пространственной развивающей среды учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 232 с.
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
  4. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
  5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
  6. Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.
  7. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.
  8. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2016. - 642 c.
  9. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. - М.: РГСУ, 2014. - 288 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста

laquo;Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Применение проектной деятельности для развития познавательно – исследовательских способностей детей дошкольного возраста

  Проектная деятельность – это технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возмож...