Консультация для воспитателей "Развитие общения (коммуникации, коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры) в младшем дошкольном возрасте"
статья (младшая группа)

Дуева Наталья Николаевна

Теоретический материал по теме "Развитие общения в дошкольном возрасте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие общения (коммуникации, коммуникативной деятельности,

коммуникативной культуры) в младшем дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте общение ребенка со сверстниками, с первых моментов проявления (второй и третий год жизни), становится обязательным условием полноценного формирования его личности. Все большее место в жизни дошкольника начинаю занимать другие дети. Потребность ребенка в общении со сверстниками оформляется в раннем возрасте, в дошкольном возрасте она уже становиться одной из главных. Ребенок четырех пяти лет уже точно знает, что ему нужны другие дети, и предпочитает общение с ними.

Общение дошкольников со сверстниками играет особую роль в онтогенетическом развитии ребенка. Это объясняется наличием в нем ряда существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми. Е.О. Смирнова выделила четыре особенности общения дошкольников со сверстниками.

Первая особенность – разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон.

В общении детей со сверстниками наблюдается множество действий и обращений,со взрослыми. Дети спорят со сверстниками, навязывают им свои волю, требуют, приказывают, успокаивают, жалеют, обманываю и т.д. В общении с другими детьми впервые появляются такие формы поведения, как стремление сделать вид, выразить обиду, притворство, кокетство, фантазирование.

Широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этомобщении. Взрослый остается для  ребенка до конца дошкольного возраста источником оценки, новой информации и образцом действия, по отношению к сверстнику уже с трех - четырехлетнего возраста ребенок решает значительно больший спектр коммуникативных задач: и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Большое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

Вторая особенность – яркая эмоциональная насыщенность. Повышенная эмоциональность и раскованность общения дошкольников между собой отличает их от общения со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и

сочувствия до гнева. Дошкольники, в среднем, втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Начиная с четырехлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению с этим и связана такая сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников.

Значимость общения, выражающая степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья особенность – нестандартность и нерегламентированность. В общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Движениям и действиям детей свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают,

кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова, сочиняют небылицы и т.д. Такая свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, сверстник же создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. С возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. До конца дошкольного возраста не

регламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств, остаются отличительной чертой детского общения.

Четвертая особенность – преобладание инициативных действий над ответными. Яркое

проявление этой особенности в невозможности продолжить диалог, распадающийся из-за отсутствия активности партнера. Ребенку значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Несогласованность взаимодействия часто порождает конфликты, протесты,

обиды среди детей.

Развитие общения со сверстниками динамично, на протяжении

дошкольного

возраста

оно

изменяется

по

содержанию,

средствам

и

потребностям. Изменения обычно протекают плавно, постепенно, однако в

них наблюдаются качественные сдвиги, как, бы переломы. От двух до семи

лет происходит два таких перелома; первый приблизительно в четыре года,

второй — около шести лет. Внешне проявления первого перелома - резкое

возрастание значимости других детей в жизни ребенка. К моменту своего

возникновения и в течение одного-двух лет после потребность в общении со

сверстником занимает скромное место (ребенку двух-трех лет важнее

общаться со взрослым и играть с игрушками), у четырехлетних детей эта

потребность выходит на первое место. Дошкольники начинают явно

предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре. Второй

перелом внешне выражен не так четко, как первый, однако он не менее

важен. Он связан с появлением у детей избирательных привязанностей,

дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между

детьми. Переломные моменты можно рассматривать как временные границы

этапов в развитии общения детей. Этапы называют формами общения

дошкольников со сверстниками

Формирование навыков взаимодействия в дошкольном возрасте

осуществляется через последовательность определенных этапов.

На первом этапе (второй-четвертый годы жизни) сверстник является

партнером

по

эмоционально-практическому

взаимодействию,

которое

сформировано на копировании и эмоциональном заражении ребёнка. На

этом

этапе

возникает

первая

форма

общения

со

сверстниками

-

эмоционально-практическое

общение.

Потребность

в

общении

со

сверстниками появляется еще в раннем возрасте, на втором году у детей

отмечается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его

действиям, к концу второго года появляется стремление привлечь внимание

сверстника к себе, показать свои достижения и вызвать ответную реакцию. С

полутора-двух лет у детей появляются особые игровые действия, в которых

выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым

можно возиться, баловаться. В таком взаимодействии особое место занимает

подражание. Дети как бы заражают друг друга общим настроением, общими

движениями, что дает им чувство взаимной общности. Ребенок, подражая

сверстнику, привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В

своих подражательных действиях малыши не ограничиваются никакими

нормами;

они

принимают

причудливые

позы,

кувыркаются,

визжат,

хохочут,

кривляются,

прыгают

от

восторга,

все

эти

действия

сопровождаются чрезвычайно яркими эмоциями. Вполне возможно, что такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим,

равным ему существом, переживание своей общности с другим ребенком

вызывает бурную радость. Эмоционально-практическое взаимодействие,

протекающее в свободной, ничем не регламентированной форме, создает

лучшие условия для осознания и познания самого себя. Отражаясь в других,

дети лучше выделяют самих себя, получают зримое подтверждение своей

активности и уникальности. Получение от сверстника ответной реакции и

поддержки даем возможность ребенку реализовать свою самобытность,

стимулирует

его

инициативность.

В

младшем

дошкольном

возрасте

содержание потребности в общении остается в том же виде, в котором оно

сложилось к концу раннего возраста. Ребенок ждет от сверстника соучастия

в своих забавах и жаждет самовыражения, ему необходимо и достаточно,

того чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним

вместе

или

попеременно,

поддерживал

и

усиливал

общее

веселье.

Участники такого эмоционально-практического общения озабочены, прежде

всего, тем чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный

отклик партнера. Сверстник для детей «невидим», они воспринимают в нем

только отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения)

не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором

они

видят

только

себя.

Эмоционально-практическое

общение

очень

ситуативно, как по своему содержанию, так и по средствам, оно целиком

зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и

от практических действий партнера. На данном этапе основные средства

общения - экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение

все больше опосредуется речью, однако речь все еще крайне ситуативна и

может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и

выразительных движений

На втором этапе (с четырех до шести лет) появляется потребность в

ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения

делается общая (в основном, игровая) деятельность. На этом этапе возникает

вторая форма общения - ситуативно-деловое общение. После четырех лет у

детей

(особенно,

посещающих

детский

сад)

сверстник

по

своей

привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее

место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры.

Ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а

не в одиночку. Общение в ролевой игре происходит на двух уровнях: на

уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - мама-дочка)

и

на

уровне

реальных

отношений,

т.е.

находящихся

за

пределами

разыгрываемого сюжета (дети раздают роли, договариваются об условиях

игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игре

постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на

уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос,

интонации. Это говорит о том, что дошкольники четко разделяют ролевые и

реальные отношения, причем реальные отношения направлены на общее для

них дело - игру. Главным содержанием общения детей в середине

дошкольного возраста становится деловое сотрудничество В ситуативно-

деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать

свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего

результата.

Такое взаимодействие и было названо сотрудничеством,

потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого

возраста. Вместе с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность

в признании и уважении сверстника. Дети стремятся привлечь внимание

других, чутко ловят в их взглядах и мимике признаки отношения к себе,

демонстрируют обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.

«Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес к нему и

его действиям. Дошкольники внимательно наблюдают за действиями друг

друга, оценивают и критикуют партнеров, остро реагируют на оценку

взрослого, данную другому ребенку. Выше сказанное позволяет говорить о

качественной перестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного

возраста. Перестройка заключается в том, что дошкольник начинает

относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом

сравнения с собой, такое сравнение направлено не на обнаружение

общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого. Через

сравнение своих достоинств (умений, навыков) ребенок может оценить и

утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не

сами по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого.

Дошкольник начинает смотреть на себя «глазами сверстника».

В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное

начало. На этом этапе начинают преобладать речевые средства общения,

дети много разговаривают друг с другом, но их речь еще продолжает

оставаться ситуативной

На третьем этапе, в старшем дошкольном возрасте (шесть-семь лет)

общение со сверстником обретает линии внеситуативности - содержание

общения абстрагируется от наглядной ситуации, начинают формироваться

постоянные избирательные предпочтения между детьми – у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения – внеситуативно – деловое

Потребность в общении со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра для них становится своеобразной формой общественной жизни. В ней дети могу по своему усмотрению объединяться в группы, самостоятельно действовать, осуществлять свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого  Однако для полноценного общения детей, для развития их коммуникативных навыков (гуманного отношения, сопереживания, взаимопомощи) не достаточно простого наличия игрушек и сверстников. Само по себе посещение детского сада не дает значимой прибавки к социальному развитию ребенка. Контакты детей воспитывающихся среди сверстников, но в дефиците внимания взрослого, бедны и однообразны, дети не способны к взаимопомощи и сопереживанию. Для возникновения и развития этих важных способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить педагог детского сада. Главная задача педагога наладить отношения между детьми, привлечь их внимание к субъектным качествам друг друга, вызвать интерес детей друг к другу.

Переход младших дошкольников к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становиться возможным в решающей степени благодаря взрослому, именно он помогает ребенку обратить внимание на сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Консультация для воспитателей "Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста".

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираТак пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в ...

«Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»...

Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

      Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...

Формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения с взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста

Формирование социально-нравственных ориентаций в поведении и деятельности в процессе общения со взрослыми и сверстниками у детей младшего дошкольного возраста.Чтобы сформировать первоначальный социаль...

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы и различные виды игровой деятельности»

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме самообразования Социально – коммуникативное и эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста  через произведения худо...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование этических норм поведения и культуры»

Методитическая разработка "Социально-коммуиникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование энтических норм поведения и культуры"...