Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»
материал

Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum._sycheva_2021.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБОУ Школа 1161 корпус 6

Семинар – практикум: «Сюжетно – ролевая игра: творческий подход и управление игрой»

                                                                                                     Выполнила:

                                                           Воспитатель Сычева Юлия Анатольевна

                                                                                                       Октябрь, 2021г.

                                                                                                                          г.Москва                                            

         

 Цель и задачи игры.  Повышать интерес новым играм в работе с детьми, развивать коммуникативные качества педагогов, повышать профессиональный уровень педагогов, раскрывать творческий потенциал каждого педагога, развивать умение работать в коллективе;

Цель:

Повысить компетентность педагогов о приемах и методах управления сюжетно – ролевыми играми совместно с дошкольниками;

Развивать творческий подход в управлении игрой;

Повышать педагогическое мастерство воспитателей;

Находить выход в сложных педагогических ситуациях.

Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является

игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема

внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных

игровых технологий. Известно, что сюжетно- ролевая игра в классификации игровой

деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного

развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их

людьми, природой.

Игра для ребенка - это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр.

Сюжетно-ролевая игра - основа игрового процесса.

Развитие игры.

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжет - Роль - Содержание

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого - явная и незаметная.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

- Прямое руководство (с вмешательством в игру).

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Коллеги, перечислите какие методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой вы знаете? Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры.  

Предполагаемые ответы.

  • внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
  • на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.
  • использование сюрпризных моментов
  • внесение новой игрушки
  • наблюдение за игрой других дошкольников
  • наблюдение за трудом взрослых
  • чтение литературных произведений
  • обсуждение телепередач
  • определение содержания игры
  • восстановление последовательности событий
  • игровые действия
  • обыгрывание персонажей и их взаимодействие
  • драматизация сказок
  • учет интереса детей
  •  планирование игры
  • рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
  • определение темы
  • умение согласовывать свои действия с остальными детьми
  • придумывание сюжета сказки или рассказа
  • совместный пересказ сказки
  • придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
  • преднамеренное изменение ситуаций
  • учет индивидуальных особенностей
  • учет личного опыта ребенка
  • привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
  • использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
  • обсуждение хода и результатов игры
  • совместная с детьми игра
  • использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:

  • формирование игры как деятельности;
  • использование игры как средства нравственного воспитания, т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

  Предлагаю блиц-опрос. Знаете ли вы игры?

  • Какие атрибуты используются в играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
  • Главная роль в игре? (водящий)
  • Откуда берётся речевой материал для игр? (из народного фольклора)
  • Что является сигналом к действию в игре? (слово).
  • Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
  • Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
  • Где используются игры? (в организации праздников, утренников, развлечений)
  • Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?

(Самостоятельные.)

  • Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)

        Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе.         Предполагаемые ответы.

  • Детский сад
  • Семья
  • Парикмахерская
  • Автобус
  • Зоопарк
  • Магазин – овощной, хлебный, игрушек
  • Пароход
  • Больница
  • Моряки
  • Зубной врач
  • Прачечная
  • Салон красоты
  • День рождения
  • Столовая
  • Кондитерская фабрика
  • Поликлиника
  • Животноводы
  • Аптека
  • Строители космодрома
  • Путешествие в дальние страны
  • Цирк
  • Пограничники
  • Рыболовецкое судно
  • Почта
  • Газетный киоск
  • Дискотека
  • Космическое путешествие
  • Лесная школа
  • Улица и др.

• Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников, на основе созданных ими правил)

     Затем воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз: 
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……» 

- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….» 

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

- «Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»

- «Я думаю, что игра полезна тем, что…» 

- «Моя самая любимая игра…., потому что…» 

- «Я считаю, что в игре дети учатся…»

- «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…» 

- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»

- «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….» 

 Синквейн

   Я познакомлю вас с игрой, которую можете вы применять в работе с детьми. Она называется синквейн. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Предлагаю вам написать синквейн по сегодняшнему семинару.

Порядок написания синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Мы прекрасно знаем, что преимущество детской игры заключается в том, что ребенок больше любит тех взрослых, которые с ним играют. Даже ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе, кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его.

     Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, стараетесь это сделать, и это неплохо получается. 
    В заключение нашей встречи хочу поблагодарить Вас за сотрудничество и пожелать творческих успехов и находок в нашей трудной, но интересной работе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"

Семинар-практикум "Сюжетно-ролевые игры"...

Семинар - практикум "Сюжетно - ролевая игра"

Данный материал поможет повысить  уровень знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширит ...

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»

Семинар – практикум «Сюжетно-ролевая игра и развитие личности дошкольника»...

Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»

Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра»...

Сюжетно - ролевая игра : творческий подход и управление игрой

Материал предназначен для  проведения семинара -практикума  ....

Семинар практикум "Сюжетно-ролевая игра: творческий подход и управление игрой"

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника....

Семинар-практикум: «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум:«Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»...