Статья "Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста"
статья

Публикация статьи "Актуальные проблемы дошкольного образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryanikova_o.s._statya.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

О.С. Пряникова, инструктор по физ. культуре, МБДОУ №92, г. Орёл

Мяч – это рука ребёнка, развитие ее напрямую

Связано с развитием интеллекта.

Мяч круглый, как Земля, и в этом его сила!

С.А.Шмаков

        Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становиться интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка и отсутствие свободного времени у родителей. Таким образом у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как оздоровительный фактор.

       Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности…?

Ну, конечно же, мяч!

       Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира.

      Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия [3].

      Игры с мячом универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду. Совместные действия в играх сближают детей и родителей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Таким образом, спецификой подвижных игр, является то, что они создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях. Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Примерный перечень игр с мячом, которые можно использовать на прогулке с детьми: «Брось мяч», «Прокати в воротики», «Сбей кеглю», «Съедобное - несъедобное», «Ловишка с мячом», «Воевода» и другие [2].

      Но не будем забывать и о том, что игры с мячом являются не только средством физического развития, но и оздоровления детей дошкольного возраста!                                                                                                                    

       В движении, ребёнок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период времени. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, снимает утомление и повышает работоспособность. Таким образом, развивая мышечную силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение, улучшается работа важнейших органов растущего детского организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ. Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции различных нарушений осанки и плоскостопия. Например, подбрасывая мяч, вызывается необходимость выпрямления, что благоприятно сказывается на осанке.  Упражнение на фитболах оказывают профилактическое действие по нарушению правильной осанки. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей, так как развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев рук. Развитие кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Даже в древние времена римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства.  По данным А. Лоуэна (психотерапевт), отбивание мяча повышает настроение, снимает усталость, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения [1].

      Игры активизируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению трудностей, развивая в них рефлексию и силу воли.

      Что же необходимо соблюдать и учитывать при выборе и проведении игр и игровых упражнений с мячом?

     Возрастные особенности детей. Например, с детьми младшего дошкольного возраста проводятся игры с переносом, с прокатыванием, удержанием мяча, а с детьми   старшего дошкольного возраста с отбиванием, забрасыванием метанием и т.д. В зависимости от их двигательных умений и навыков владением мячом игры можно усложнять или упрощать. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

     Место и время проведения.  Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проходить игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить ее размеры, установить ограничительные размеры (ориентировочные линии можно обозначить цветными мелками, полосками яркой ткани, яркими стойками и т. д.). Поверхность площадки должна быть ровной, однородной. Перед дневным и ночным сном игры большой интенсивности не проводятся.

    Выбор мяча для конкретной игры, или упражнения (он должен быть удобен и не вызывать неловкости у ребенка).

    Методику проведения подвижных игр (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога).

         Таким образом игры с мячом - это незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развитие смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых и других качеств, способствующих гармоничному развитию ребенка.

Список литературы:

  1. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
  2. Черная О.В., Баряева Л.Б., Овчинникова Т.С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика:

Учебно-методическое пособие к Программе воспитания и обучения дошкольников. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 178с.

  1. Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 2004. – 112с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

Педагогический проект "Игры и игровые упражнения по физической культуре, как средство развитие двигательной деятельности у детей раннего возраста.

Педагогический проект долгосрочный, расчитан на детей раннего возраста ( 2-3 года),  В приложении представлен методический материал....

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста. Презентация

quot;Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее". (Радынова О.П.) В презентации освещен вопрос о том, как театр влияет на развитие речи детей дошкольников...

Статья на тему «Подвижные игры с мячом как средство развития двигательных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые. Однако неблагополу...

Тема самообразования: Квест игра, как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Квест - это командная игра в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и не стандартное мышление....

«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

«Игры с мячом, как средство развития двигательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Для любого человека движение - это жизнь, а для маленького ребенка это важно вдвойне. Задача нас, взрослых - растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.Привлекая детей к разнообразным двигател...