Программа развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
рабочая программа

Анна Игнатьева

Предварительный просмотр:

Программа развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Для подтверждения выдвинутой гипотезы, нами была составлена программа развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

         Цель программы - развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

При составлении программы нами были использованы методики следующих авторов: Краснощёкова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада», Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду», Акулова О. В., Солнцева О. В. «Социализация. Игра».

         В ходе работы решаются следующие задачи:

         1. Формирование положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста

         2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками

         3. Формирование усвоения ценностей и норм, принятых в обществе

         4. Развитие социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания.

         Методические рекомендации

          Начинать работу по организации сюжетно – ролевой игры лучше всего с каждым ребёнком индивидуально. Самое подходящее время на первом этапе – утро или вечер, когда детей в группе не так много, и педагог может уделить внимание каждому ребёнку. На следующем этапе оптимальное время для сюжетно – ролевой игры – это в самостоятельную свободную деятельность детей.

         Организация сюжетно – ролевой игры должна проводится в соответствии с основными принципами проведения таких мероприятий. Первый принцип – педагог должен играть вместе с детьми, чтобы дети смогли овладеть игровыми умениями. Второй принцип – педагог должен играть с детьми во время всего дошкольного детства, однако  на каждом этапе необходимо разворачивать игру так, чтобы дети смогли «открыть» и усвоить новый, более сложный способ построения сюжетно – ролевой игры. И, наконец, третий принцип – начиная с раннего детства и дальше на всех этапах дошкольного возраста нужно при становлении игровых умений одновременно объяснять ребёнку, что он не только должен осуществлять игровое действие, но и объяснять его смысл своим партнёрам по игре – взрослому или сверстникам.

         Задача педагога в работе с ребятами пятого года жизни– стараться содействовать им в усложнении ролевого поведения; прививать детям способность менять своё ролевое поведение согласно ролям товарищей, а также умение менять игровую роль и проговаривать о ней сверстникам, с которыми ребёнок играет в течении развёртывания игры.

         Это становится возможным при соблюдении педагогом определённых условий. В частности, это использование сюжетов с большим количеством персонажей с определённой ролевой структурой, где каждая из ролей непосредственно переплетается со всеми остальными. Кроме этого, необходимо отказаться от единого соответствия количества ролей в сюжете количеству партнёров в игре. Очень важно, чтобы персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

          Что касается приёмов руководства игрой со стороны педагога, то это может быть либо непосредственное участие педагога в игре. Например, какое – то разъяснение, советы во время хода игры, а может и непосредственное ролевое участие в игре.

         Либо какие – то приёмы, не требующие непосредственного вмешательства в детскую игру. Это может быть и создание игровой обстановки, и снесение дополнительных игрушек.

         Этапы непосредственного проведения сюжетно – ролевой игры

1. Выбор игры

2. Разработка плана игры (необходимо максимальное насыщение игры игровым содержанием, способным увлечь детей)

3. Ознакомление дошкольников с планом игры и совместная её доработка

4. Создание воображаемой ситуации

5. Распределение ролей (нужно ориентироваться на желания и интересы детей, а для предотвращения конфликтных ситуаций, во время распределения ролей можно использовать считалки или, например, жеребьёвку).

         6. Начало игры (можно использовать такие методические приёмы, как рассматривание тематических альбомов, прослушивание аудиоматериалов)

         7. Сохранение игровой ситуации. Для этого во время игры нужно воздействовать на воображение детей.

         8. Завершение игры (желательно заранее продумать более вероятную концовку, в которую обязательно входить обсуждение результатов сюжетно – ролевой игры, при этом дети сами должны рассказать о наиболее интересных для них эпизодов).

         Анализ эффективности работы: контрольное тестирование (исследование динамики социально – коммуникативных компетенций каждого ребёнка).

         Нами выявлены следующие критерии результативности программы:

     - уровень развития коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;

          - уровень развития социальной компетентности;

         - способность к согласованным общим действиям и достижению цели общими усилиями;

         - умение слышать и понимать сверстника;

         - умение пояснять, учитывая эмоциональное состояние, особенности сверстника;

         - степень чувствительности ребёнка к воздействиям сверстника.

         Для того, чтобы результат  был устойчивым, сюжетно – ролевая игра должна занимать одно из важных мест в жизни детей старшего дошкольного возраста, так как она является преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В противном случае эффект от работы будет довольно неустойчивым.

         Конспект сюжетно – ролевой игры «Юные экологи»

         Цель: создать условия для расширения и углубления знаний по теме.

         Задачи:

  1. Учить детей разнообразным игровым действиям;
  2. Развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представление о различных трудовых процессах;
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  4. Формировать навыки позитивного общения и доброжелательных отношений в группе.

          Атрибуты к игре, оборудование: рассада цветов, макеты деревьев из бумаги, и природного материала, спецодежда, грузовые машины, оборудование для питомников растений, компьютерная презентация.

         Предварительная работа:

         1. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»; компьютерных презентаций «Зачем нужны растения?», «Планета Земля».

         2. Знакомство с репродукциями И. Левитана «Первая зелень. Май», рассматривание иллюстраций о работе в лесных и плодово-ягодных питомниках.

         3. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «История одной яблоньки», А. Кузнецов «Деревце», Н. Некрасов «Саша», Н. Григорьева «Ожидание», Л. Толстой «Старик сажал яблони».

         4. Работа в уголке природы: посадка семян.

         5. Творческая мастерская: конструирование деревьев из природного материала, бумаги, картона.

         6. Беседы и дидактические игры: «Уроки экологии», «Береги живое», «Объясни ситуацию», «Азбука растений», «Как зовут тебя деревце?».

         7. Рассматривание энциклопедий, «Красной книги».

         Ход игры:

         Дети играют в разнообразные игры по желанию. Раздается стук в дверь. Почтальон передаёт педагогу письмо (из фольги, как – будто с другой планеты).

          Педагог: «Ребята, нам пришло космическое письмо. Вы хотите узнать, что в нём написано?» (ответы детей)

         Педагог читает детям содержание письма.

« Здравствуйте, ребята! Пишет вам Громозека. Моим друзьям, жителям Третьей Планеты, очень нужна помощь. На нашей планете прошёл очень сильный метеоритный дождь. И разрушил все – все деревья. Помогите нам, пожалуйста!»

         Педагог:  А как вы думаете, мы можем им чем - то помочь? (Ответы детей: посадить деревья, привезти семена растений и т.д.)

         Педагог: Вы готовы прийти на помощь Громозеке и его друзьям? (Ответы детей)

          Проводится упражнение «Солнечные лучики» на сплочение коллектива.

          -  Ребята, давайте встанем в круг, вытянем руки вперед и соединим их в центре. Тихо постоим, почувствуем себя теплыми солнечными лучиками.

          А сейчас произнесем такие слова:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята!

Никого не обижаем

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

         Педагог: Ребята, как вы думаете, где можно взять саженцы деревьев, рассаду цветов? (Ответы детей)

         Педагог: А кто работает в лесных и плодово-ягодных питомниках? (Ответы детей)

         Педагог: А кто привезет саженцы? (Ответы детей)

         Педагог: А если мы будем озеленять Третью Планету, то кем мы будем? (Ответы детей)

         Педагог: Значит, нам нужны рабочий лесного питомника, рабочий плодово-ягодного питомника, водители грузовых машин и экологи.

         Педагог: Предлагаю распределить роли с помощью «Чудесного мешочка». Если вам достанется фишка красного цвета с изображением ели, значит это работник лесного питомника, красная фишка с изображением яблони – работник плодово-ягодного питомника, синие фишки – водители грузовых машин, зеленые фишки – экологи.

          Педагог: Итак, роли распределены. Рабочие и водители занимайте свои рабочие места, одевайте спецодежду.

          Педагог: А мы с вами отправимся в питомники за саженцами.. А пойдем мы туда пешком (физкультминутка):

По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели (садятся.), собрали (встают.)

Дальше пошли (дети шагают на месте.)

И в питомники пришли.

         Педагог: Вот мы и пришли в лесной питомник и плодово-ягодный питомник. Как вы думаете, чем они отличаются? (Ответы детей)

         Педагог:  Ребята, давайте поздороваемся с работниками питомников.

         Дети и воспитатель здороваются с рабочими питомника.

         Педагог: Нам очень нужна ваша помощь. У наших друзей с другой планеты случилась беда. Ночью метеоритный дождь разрушил все деревья. Мы очень хотим им помочь – посадить новые леса, парки. Но у нас нет саженцев. Вы не могли бы нам помочь? (Ответы работников питомников)

         Дети выполняют различные игровые действия: работники питомников предлагают саженцы, экологи выбирают саженцы и грузят их в грузовики, водители готовят машины к поездке.

         Педагог: Ребята, как вы думаете, а как мы сможем доставить саженцы на Третью Планету? (Ответы детей)

         Педагог: Ребята, давайте поблагодарим работников питомников за помощь. И в благодарность пригласим их с собой в наше путешествие.

А сейчас, предлагаю всем пройти в ракету. Занимайте свободные места, водители везите саженцы в ракету.

         Педагог: Приготовились к полету! 5, 4, 3, 2, 1… Старт!

         Педагог: Ребята, вот мы и прилетели. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы выйти из ракеты на поверхность Луны? (Ответы детей)

          Педагог: Все готовы выйти на поверхность Третьей Планеты? Водители приготовили грузовики с саженцами? (Ответы детей)

          Педагог: Тогда идем за мной, будьте осторожны, на Третьей планете много лунных ям.

          Педагог: Вот мы и на месте. Давайте приступим к работе.

Дети и педагог высаживают саженцы, рассаду.

          Педагог: Как вы думаете, нужны ли нам сейчас скафандры? Почему? (Ответы детей)

          Педагог: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием! Ну а теперь нам пора возвращаться в группу.

          Дети и воспитатель на ракете возвращаются в группу

          Завершение игры

          Педагог: Ребята, кем мы сегодня были? А куда мы летали? Что мы там делали? Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»

Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...

Методическая разработка «Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевых игр»

Игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она наиболее соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется лично...

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Тема самообразования:Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Социальная природа ролевой игры очень важна!Ведь игра-универсальный способ жизнедеятельности ребенка.Все знания и умения,которые дети получают  в разных видах деятельности, находят отражение в иг...

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

Проблема организации диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры...