Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.
статья

Ларионова Марина Владимировна

В данной статье рассмотрено проименение современных образовательных технологий с целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy_v_rannem_vozraste.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте.

Ранний возраст является важнейшим периодом в жизни человека, когда закладывается фундамент дальнейшего развития. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с интеллектуальным развитием ребенка и служит показателем общего развития. Овладев речью, ребенок осознает значение предметов, т.к. чувственный тип восприятия становится смысловым. Речь влияет на все психические процессы ребенка.

Статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями речи. В современном мире в большинстве семей в силу занятости родителей или по незнанию, живое общение, игры с детьми заменяются разными гаджетами.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью. Преддошкольный (этап первоначального освоения языковой системы.) от  1 года до 3 лет характеризуется:

  • появление первых слова
  • появляется особое внимание к артикуляции окружающих
  • высокая подражательность в речевой сфере
  • слово приобретает обобщенный характер, значения слов становятся более точными
  •  начинает формироваться грамматический строй речи  
  • появляется фразовая речь.

понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Что касается звукопроизношения, то

  • к первому году — появляются смычки органов артикуляции;
  • к полутора годам — появляется возможность чередовать позиции (смычка — щель);

Т.е. к 3-м годам ребенок может произносить большинство звуков родного языка.

Исходя из норм речевого развития можно сформулировать следующие задачи по развитию речи в раннем возрасте:

  1. Развитие пассивного и активного словарного запаса, понимание речи.
  2. Восприятие звуковой культуры речи родного языка и произношения.
  3. Формирование грамматического строя речи: понимание различных грамматических форм, практическое усвоение элементарной грамматики.
  4. Развитие связной речи, формирование фразы.
  5. Воспитание интереса к родному языку.
  6. Развитие слухового внимания, элементарных фонематических функций.
  7. Развитие и подготовка артикуляционного аппарата, укрепление мышц.

Занимаясь с детьми, следует опираться на нормы развития детской речи, на психологические особенности данного возраста. Учитывая наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития детей раннего возраста следует применять многофункциональные  технологии, а с целью ранней профилактики речевых нарушений можно использовать коррекционные технологии.

Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика в данном случае будет служить не для постановки звуков речи, а для подготовки речевого аппарата, укрепления мышц. Можно использовать элементарные приемы биоэноргопластики.

2. Мимические упражнения – служат для развития лицевой мускулатуры, а также для понимания и изображения эмоций

3. Фонетические упражнения –основаны на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, движения рук и артикуляционного аппарата становятся более точными. Таким образом, движения улучшают произношение. Фонетические упражнения служат для уточнения артикуляции гласных звуков и простых согласных звуков (самолет гудит УУУ.., укачиваем куклу…)

4.  Логоритмика в продолжение фонетической ритмики.

Целью логоритмики является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика одинаково полезна как детям с нарушениями речи, как и только начинающим говорить. Эту технологию хорошо применять для запуска речи.

5. Пальчиковая гимнастика

6. Массажные мячики, су-джок. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Кроме этого, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование мыслительных навыков, укрепление памяти, воображения и координации.

7. Дыхательные упражнения (физиологическое дыхание, выработка силы воздушной струи). Звук речи состоит из 3-х составляющих: дыхание, голос и артикуляция. Многие дети не умеют дуть даже в возрасте 5 лет, особенно это относится к детям с ОВЗ. Поэтому для укрепления здоровья, насыщение мозга кислородом, а также в целях профилактики речевых нарушений, детям предлагаются разные игры на дыхание, упражнения с дыхательными тренажерами.

8. Арт-терапия, в данном случае рисование пальчиками с речевым сопровождением - например ребенку предлагается рисовать пальчиком капли, проговаривая речевой материал (кап).

9. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка

10. Элементы сказкотерапии и театрализованной деятельности развивают слуховое внимание, память, интонационную выразительность. Например игра по сказке «3 медведя» - послушав сказку, предлагается угадать, кто сказал грубым, тонким голосом; предлагается детям изобразить героев и т.д.

11. Информационно-коммуникационные технологии.

Детей раннего возраста особенно привлекают яркие, красочные предметы Использование звука и мультипликации, усиливает степень внимания и мотивации детей. ИКТ дает возможность передать движение, объем, цвет и звучание объекта, а также показать эмоции. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя.

Таким образомсовременные образовательные технологии позволяют создавать условия для всестороннего развития детей, проводить профилактику и, в некоторой степени, коррекцию речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Описание нарушений речи, и причин и способов прфилактики. Практические упражнения....

"Профилактика речевого нарушения в раннем возрасте"

В настоящее время особенно актуальным становится вопрос форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, потому что в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся ...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений.

Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста с целью ранней профилактики речевых нарушений....

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста

Особенности развития и профилактика речевых нарушений детей раннего и среднего дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте

Выступление к презентации на семинар или педсовет...