Взаимодействие ДОУ и семьи
учебно-методический материал

Михеевская Наталья Викторовна

Принципы и формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:

      В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому  у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение,  формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе. Однако, продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании  общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ

  • Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей,  педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
  • информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
  • обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация  детско-родительских отношений;
  • Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.

ПРИНЦИПЫ   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ДОУ  И  СЕМЬИ

  • Открытость детского сада для семьи:  каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

  • Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников  имеет ряд преимуществ:

Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

Во-вторых, учитывается  индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ.

Положительные результаты в воспитании и развитии  детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения и семей дошкольников. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы:

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ                                                КОЛЛЕКТИВНЫЕ

В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И  КОЛЛЕКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ

Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй  воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

При посещении семьи важно соблюдать следующие условия:

  • необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей;
  • визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей;
  • беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво;
  • желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Это один из наиболее эффективных видов работы по изучению семьи и установлению плодотворных контактов с её членами. Однако в настоящее время бывает трудно реализовать данную форму  взаимодействия, т.к. из-за экономической нестабильности большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.  В этом случае становиться важным использование других видов и методов  работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, анализ детских рисунков, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребёнок» и т.д.

Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании  им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и  родители являются активными участниками обсуждения.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта.

Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Консультации

Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить  с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, групповыми и индивидуальными. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически, на год рекомендуется планировать 3-4 консультации в год продолжительностью по 30 – 40 минут. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённой возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Перспективный план консультаций составляется педагогами в начале учебного года на основе годового плана работы ДОУ.  

Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские собрания  -  целесообразная и действенная форма работы воспитателей  с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их  с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.

Повестка дня родительских собраний включает:

  • педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме;
  • выступления старшей медицинской сестры;  
  • выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.);
  • сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания;
  • обсуждение текущих организационных вопросов.

Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.

Конференции

В настоящее время дошкольные учреждения всё чаще стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей и могут носить научно-практический или теоретический характер. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Она проводится раз в год, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей, организацию детских выставок, концертов, материалов, отражающих работу детского сада и т.д.

Структура может быть следующей:

  1. вступительное слово руководителя дошкольного учреждения;
  2. выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
  3. видеофильмы;
  4. вопросы желающих, обсуждение проблемы;
  5. выступления детей
  6. подведение итогов.

«Круглый стол» -  предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и  устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары – практикумы

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам  взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары - практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов,  мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

Их проведением и организацией занимаются как воспитатели, так и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитании, воспитатель ИЗО и другие.

Клубы по интересам

В отличие от родительских собраний, в основе которых чаще лежит назидательно-поучительная форма общения, работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку, а так же решаются вопросы овладения практическими умениями, необходимыми родителям в воспитании детей. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Клубы могут быть организованы только для родителей («Музыкальная гостиная», «Клуб бабушек», «Клуб здоровья») или для совместной творческой деятельности детей и родителей («В мире интересного», «Волшебная кисточка», «Сибирячки - здоровячки»).


Организация  совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:

  • участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;
  • участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
  • участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
  • участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
  • участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.

Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий 

Дни открытых дверей рекомендуется проводить 2-3 раза в год  в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе.  Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.

Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Необходимо  тщательно продумать содержание воспитательно-образовательной работы на этот день и спланировать, что именно показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей.

Деятельность родителей включает экскурсию по дошкольному учреждению, наблюдение за проведением занятий, режимных моментов, разных видов детской деятельности и последующее обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.  

Цель экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии  полезно обратить внимание родителей на особенности построения  предметно-развивающей среды, организации режима дня, оздоровительных процедур и т.д.

Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для  последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.

Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении.


НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы  и папки – раскладушки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий:

  • материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера;
  • материалы педагогического характера: консультации по различным темам,  рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.

Требования к оформлению уголка для родителей:

  • информация должна быть динамичной; желательно раз в две недели обновлять материал на стенде для родителей;
  • стенд должен быть красочно оформлен, при этом следует использовать не только рисунки, но и плакаты, фотографии из жизни детей в детском саду; не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек;
  • текстовой материал обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, привлекающими внимание родителей; иллюстративный материал не должен быть мелким, хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж;
  • для систематизации содержания уголка все материалы можно расположить по различным разделам

Рекомендуемые  разделы уголка для родителей:

  1. Общая информация: режим дня, возрастные особенности детей группы, расписание занятий, правила для родителей по посещению ребёнком детского сада и т.д.;
  2. Консультации специалистов: советы и рекомендации медицинских работников, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
  3. Речевой уголок;
  4. Выставочный стенд, куда помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня.
  5. Советы родителей: в этом разделе родители могут обратиться с каким-либо предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и т.д.
  6. Доска объявлений: на неё помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, информация об оплате за детский сад, объявления различного характера и др.).
  7. Меню

Важно отметить, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам необходимо привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать некоторые материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и подгрупповых бесед.

Папки-раскладушки, папки- передвижки

В папках вниманию родителей предлагается тематическая информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. Папки-раскладушки обычно размешаются в уголке для родителей, а папки- передвижки родители могут взять домой на неделю, после чего обсудить содержание помешённого в них материала с педагогами.

Информацию в них рекомендуется обновлять два – три раза в месяц. Поскольку папки – передвижки должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию, то соотношение текста  и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 – иллюстрации). Однако не следует  перегружать папки наглядными материалами, т.к. повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать взрослых и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.

Каждый день в  уголках для родителей должны быть представлены материалы о минувшем дне в  виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую учили и т.д.  Рекомендуется иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой мамы и папы могли бы обратиться с каким–нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и др.

Тематические выставки 

Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, найти статьи в газетах, журналах, сделать выкройки игрушек – самоделок, какие – либо пособия.

Рекомендуется периодически устраивать:

  • выставки новинок литературы и периодических изданий по темам, интересующих родителей и их детей;
  • фотовыставки по темам «Жизнь детей в детском саду», «Летний отдых», «Наши семейные традиции», «Досуг в семье», «Детские игры» и т.д.
  • выставки игр и пособий для организации различных видов детской деятельности;
  • выставки совместного творчества взрослых и детей.

Тематические выставки создаются для родительского коллектива всего сада или для родителей одной группы. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям и т.д.

Памятки, рекомендации, буклеты

Они могут носить различный характер:

  • рекламный: знакомство родителей с дополнительными услугами ДОУ, реклама какого-либо направления работы с дошкольниками и др.
  • информационно-просветительский: рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей.

Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников.  

Информационные корзины

(телефон доверия, родительская почта)

Удачная форма взаимодействия для согласования работы образовательного учреждения и родителей воспитанников. «Информационные корзины» используются для того, чтобы каждый родитель в удобное для себя время мог внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы. На основании этих записей корректируется административно-хозяйственная, методическая, воспитательно-образовательная, психологическая, медицинская работа ДОУ, определяется круг вопросов, интересующих большинство родителей и форма ответов на них.

Выпуск журнала, газеты

Цель газеты или журнала – сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, обсудить волнующие их темы.

В создании газеты принимают участие администрация ДОУ, педагоги, специалисты, родители и дети. Для систематизации материала в газете можно выделить постоянные рубрики («Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Весёлая минутка», «Большое спасибо» и т.д.), а так же сменные рубрики, подбираемые в соответствии с интересами родителей. В каждом номере газеты можно размещать задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям будут фотографии, иллюстрирующие материал газеты.

Творческие конкурсы

Такие конкурсы предполагают выставку разнообразных материалов и поделок, изготовленных совместно родителями и детьми.

Презентация группы

Проводится с целью ознакомления родителей с условиями группы, программой развития детей данной группы, а так же особенностями организации различных видов детской деятельности. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , а так же имеют возможность изучить особенности  построения предметного пространства группы.

Библиотечки для родителей

Она может включать в себя книги, журналы и газеты по интересующим родителей проблемам, а так же  подборку музыкальных произведений для дошкольников, обучающих и познавательных видеофильмов, компьютерных игр.

Важно следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок, привлекать родителей к пополнению библиотечного фонда.

Видеоматериалы

Эта форма педагогического взаимодействия с родителями предполагает широкое использование как короткометражных научно – популярных, обучающих  фильмов, так и видеосюжетов из жизни детей в ДОУ.  Использование видеокамеры  помогает родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы. Видеофильмы могут предлагаться родителям для домашнего просмотра  или использоваться как наглядное дополнение других  форм работы (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.). 

Важно отметить, что традиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников не всегда оказываются эффективными, потому что:

  • на консультациях, собраниях родители чаще выступают в роли пассивных слушателей и исполнителей;
  • с информацией в уголке для родителей  они знакомиться чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу, а иногда просто не замечают.
  • работа с родителями ведётся не дифференцированно, без учёта особенностей семьи.

Традиционные формы сотрудничества с семьёй станут более эффективными, если изменить отношение к их реализации, соблюдая следующие условия:

  • информация должна быть актуальной для родителей, отвечать их потребностям и интересам, не быть формальной;
  • желательно использовать практические формы работы с участием детей, что повышает интерес родителей: просмотр открытых занятий с детьми, видеозаписи прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами, совместные игры родителей с детьми, аудиозаписи детских рассказов, диалогов  и т.д.
  • необходимо подбирать такие способы взаимодействия с родителями, которые создадут заинтересованность в изучении проблемы и ненавязчиво помогут родителям стать активными участниками; консультации, родительские собрания, беседы можно оживить, проводя их в форме  дискуссий, деловых игр, «круглого стола», КВНа, используя видео-, аудиоинформацию, детское творчество.

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее:

  1. Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому.
  2. План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОУ в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ»

  1. Алябьева Е.А. Тематический день как форма обобщения и закрепления лексического материала у воспитанников логопедической группы.// Логопед, 2005, №4, с.47
  2. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.
  3. Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей.//Дошкольное образование, 2004, №14.
  4. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.

// Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52

  1. Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47.
  2. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10.
  4. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 28.
  5. Бабина Е.С. Сотрудничество ДОУ и семьи в логопедической работе. // Логопед, 2005, №5, с.57.
  6. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.// Дошкольное воспитание, 2003, №6, с. 82.
  7. Богославец Л.Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в условиях малого города.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 18.
  8. Бурмистрова Н. Рекомендации родителям будущих первоклассников. // Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 66.
  9. Взаимодействие семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема  номера).
  10. Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
  11. Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.
  12. Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  13. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44.
  14. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54.
  15. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Интеграция работы ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 18.
  2. Детский сад и семья./Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
  4. Дорохина Н. Школа для заботливых родителей. //Ребёнок в детском саду, 2004, №3, с. 59.
  5.  Дошкольная педагогика./Под ред.  В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. –М: Просвещение, 1978.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др.  – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
  7. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100.
  8. Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56.
  9. Кириллова Ю.А. Сценарий семейного физкультурно-оздоровительного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья»//Дошкольная педагогика, 2005, №5, с. 46.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академия, 2000.
  11. Кононова В.И. Анализ успешных родительских собраний.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 97.
  12. Короткова Н. Передача родителям способов игры с детьми.// Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 34.
  13. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103.
  14. Кузнецова Н. Консультационные дни для родителей «Сотрудничество».//Ребёнок  в детском саду, 2001, №6, с. 65.
  15. Кулакова Е.А., Арнаутова Е.П. ДОУ – семья – школа.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 86.
  16. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй.//Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45
  17. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93.
  18. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 40.
  19. Лялина Л.А. Папа, мама и я – творческая семья.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 98.
  20. Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  21. Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1, с. 97

  1. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
  2. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2.
  3. Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. – М: 1992.
  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М: Просвещение, 1987.
  5. Палишкина Е.В. Оформляемся в детский сад: памятка для родителей.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 52.
  6. Панагушина Л.В. Сотрудничество логопеда и родителей. //Логопед, 2005, №6, с.40.
  7. Потапова Т.В. Экологическая культура в семье и детском саду.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 115.
  8. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей.// Дошкольное воспитание, 2006, №1, с. 14.
  9. Работа с семьёй.// Дошкольное образование, 2000, №20.
  10. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении. //Логопед, 2005, №2, с.46.
  11. Родители и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное образование, 2003, №4.
  12. Родительская школа.//Обруч, 2005, №2 (тема номера).
  13. Родительские чтения./ Н.К. Перевощикова, Г.П. Торочкина и др. – Кемерово: 1994.
  14. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57
  15. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №3, с. 85.
  16. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005.
  17. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворённости родителей и педагогов работой образовательного учреждения.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 10.
  18. Стожарова М. Как помочь родителям трудных детей?// Ребёнок в детском саду, 2004, №2, с. 82.
  19. Филиппович И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребёнка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе. // Логопед, 2004, №6, с.40.
  20. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М: Просвещение, 1993.
  21. Цветкова Ю. Организация клуба семейных сайтов.//Дошкольное образование , 2004, №9.
  22. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ВИД

ФОРМЫ    РАБОТЫ

ТРАДИЦИОННЫЕ

СОВРЕМЕННЫЕ

ГРУППОВЫЕ

  • общие и групповые родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • беседы
  • семинары
  • родительский комитет
  • совместные праздники и развлечения
  • совместное благоустройство ДОУ и территории
  • конкурсы совместного творчества детей и взрослых
  • вечер вопросов и ответов
  • семейные клубы

  • консультации в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», видеолектория
  • работа творческих групп родителей, творческие отчёты по организации различных видов деятельности
  • психологические тренинги, тестирование
  • кружки, клубы по интересам
  • школа для родителей
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий
  • семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли)
  • экологические акции
  • трудовой десант по благоустройству и озеленению территории
  • день добрых дел
  • месячники по различным темам
  • телефон доверия, информационные корзины, почтовые ящики
  • творческие посиделки
  • педагогические гостиные

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

  • посещение семьи
  • беседы
  • консультации
  • индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей
  • анкетирование

  • индивидуальная переписка
  • обобщение семейного опыта
  • копилка творческих идей
  • психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование)
  • тренинги детско-родительских отношений
  • индивидуальное тестирование, анкетирование
  • семейные проекты (совместная деятельность детей и взрослых)

НАГЛЯДНЫЕ

  • уголки для родителей
  • информационные стенды
  • тематические выставки
  • папки – раскладушки
  • папки-передвижки
  • памятки, рекомендации
  • дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий

  • визитная карточка ДОУ и группы
  • рекламные буклеты
  • презентация группы или какого-либо вида детской деятельности
  • выпуск газеты, семейного журнала
  • видеофильмы обучающего, познавательного характера, из жизни детей
  • творческие выставки, вернисажи
  • фотовыставки, тематические фотоальбомы
  • библиотеки литературы, периодических изданий, видео- и фонотеки
  • альбом-эстафета (передается из рук в руки и заполняется родителями)
  • ведение книги добрых дел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....