КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ГОЛОСА
картотека

Бордак Александр Валерьевич

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ГОЛОСА:

  • Картотека «Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения»
  • Картотека чистоговорок
  • Картотека « Вокальные упражнения».
  • Картотека «Песенки – распевки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ И ГОЛОСА:

  • Картотека «Артикуляционные, дыхательные, интонационно-фонетические упражнения»
  • Картотека чистоговорок
  • Картотека « Вокальные упражнения».
  • Картотека «Песенки – распевки».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

для детей старшего дошкольного возраста

Погреемся.

Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).

Мельница.

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).

Сердитый ежик.

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).

Лягушонок.

Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.

Заблудился в лесу.

Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у.

Великан и карлик.

Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Часы.

Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).

Ловим комара.

Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).

Косарь.

Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).

Трубач.

Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ).

Будильник.

Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.

Насос.

Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону).

ЛЮБИМЫЙ НОСИК

Цельнаучить детей дыханию через нос, профилактике

заболеваний верхних дыхательных путей.

 

А сейчас без промедления

Мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте

И почаще повторяйте.

 

1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).

Вдох — погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох — и обратно

Пальцы наши просятся.

 

2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

 

3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

Дай носу подышать, На выдохе мычи.

Звук [м] мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом улыбайся.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Трактор.

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

Стрельба.

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).

Фейерверк.

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Гудок парохода.

Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

Упрямый ослик.

Выбираются  ослики  и погонщики.

Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани).

Плакса.

Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).

КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

Лошадка.

Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем

(20—30 с).

Ворона.

Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом

( 6 – 7 раз).

Змеиный язычок.

Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).

Зевота.

Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать

(5—6 раз).

Веселые плакальщики.

Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).

Смешинка.

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).

ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая

АДЫ – АДЫ – АДЫ — осени мы рады

ША – ША – ША — наша осень хороша

АТА – АТА – АТА — осень дарами богата

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — в огородах урожай

ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ — будет хлеба урожай

ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи

РУ – РУ – РУ — я колосья соберу

ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп

ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы

ПЫ – ПЫ – ПЫ – огромные снопы

КА – КА – КА — белая мука

ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы

ЯХ – ЯХ – ЯХ — много хлеба на полях

ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу

ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха

НЕРЫ – НЕРЫ – НЕРЫ – устали комбайнеры

РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист

АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать

АХ – АХ – АХ – комбайны на полях

ДУ – ДУ – ДУ — мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ — поспевают фрукты

АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай

АД – АД – АД — вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ЕМ – ЕМ – ЕМ — деревце польем

ТИ – ТИ – ТИ — будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ — поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ — облепихи куст

ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты

АДУ – АДУ – АДУ — мы рады винограду

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ — собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ — фрукты для здоровья

ОЙ – ОЙ – ОЙ — огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ — собираем урожай

РОД – РОД – РОД — мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ — поливаем грядки

УК – УК – УК — собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ — созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ — большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА — сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК — горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ — зеленый огурец

АН – АН – АН — спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ — свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ — из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ — ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

ОВКА — ОВКА — очень сладкая морковка

УЗ -УЗ — УЗ — вырастет у нас большой арбуз

ЦЫ — ЦЫ — ЦЫ — все мы любим огурцы

ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вокальные упражнения - самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

- мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);

- мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.

Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют ―пение на согласный ―М‖, ―мычание‖, но все -

таки лучше назвать его ―пение с закрытым ртом‖, тогда возникают правильные

ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте

вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона,

резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для

Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?

Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук ―ю‖, на слоги ―лю-лю-лю‖, ―ма-а-а‖.

Следите, чтобы гласный ―А‖ исполнялся округло как ―О‖. То есть, пойте ―ма-а-а‖, а думайте в это время ―мо-о-о‖.

Упражнение 3. Мелодия на трех соседних звуках.

Исполняйте упражнение на слог ―лю‖

Упражнение 4. Мелодия в нисходящем движении. Пять соседних звуков.

Пойте упражнения на слоги ―лю‖, ―уа‖, ―май‖.

РАСПЕВАНИЕ (РАЗВИТИЕ ГОЛОСА)

А) С закрытым ртом начиная с Ля мажора первой октавы поём такую комбинацию: До# - Cи - До# - Си - Ля. Поём только мажор, выбирая лады на белых клавишах. Вверх и вниз до тех нот, которые «тянем». Не напрягать сильно связки.

Б) Поём по нотам: Ля – До# – Ми – До# – Ля. Вверх по ладам все ноты пропеваем со звуком «А», вниз со звуком «У», дойдя до Ля, с которой начинали – «О» и далее вниз, на сколько возможно.

В) Поём по нотам: Ля – Си – До# – Ре – Ми – Ре – До# – Си – Ля. Со звуками: вверх «Ми-и-и-и» (до ноты Ми) - вниз А-А-А-А-А. Когда сначала завываем, а потом выталкиваем воздух, будто насмехаясь. Чтобы дёргался живот и пресс.

Г) То же самое, только со звуком «Ля». Челюсть открыта и неподвижна. Активен только язык. Дыхание через нос.

Д) Поём по нотам: Ми - До# - Ля («Я пою») – Ми – Ре - До# - Си – Ля («Хорошо пою»)

Е) Поём скороговорку. Стараться на одном дыхании спеть хотя бы 2 ноты. Ноты: Ля - До# - Ми – Ля. Слова: «Бык тупогубтупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа». Эти слова пропиваем на каждой указанной ноте. Ля мажор, Домажор, Ми мажор.

З) Пропеваем гамму со звуком «А», от Ля до Ля. И так продвигаемся вверх по ладам.

ПЕСЕНКИ - РАСПЕВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

"ЖУК"
Жук, жук, где твой дом?
Жук, жук, где твой дом?
Мой дом под кустом,
Под берёзовым листом.
Зайчики бежали,
Домик поломали.
Жу-жу-жу-жу
Я на веточке сижу.


КИСА
Киса подходила,
Молочка просила.
Мя-у, мя-у, мя-у.


ПЕТУШОК
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Громко песни поёшь?
Громко песни поёшь,
Деткам спать не даёшь.

ДВА КОТА
Та - та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Чёрный кот полез в подвал
И мышонка там поймал.

КОМАРИКИ
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Комарики - мошки
Пляшут на дорожке.
Скоро ночь - улетайте прочь.

ГУСИ
Гуси, гуси.
Га - га - га.
Есть хотите?
Да - да - да.
Кашу с маслом?
Нет - нет - нет.
А чего вам?
Нам - конфет.

КОШКИН ДОМ
Бом - бом - бом - бом!
Загорелся кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
Бом - бом - бом - бом!
Бом - бом - бом - бом!

КУКУШКА
Ленивая кукушка
Гнезда себе не вьёт,
По деткам не скучает,
А всё "ку - ку" поёт,
А всё "ку - ку" поёт.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.
Ку - ку, ку - ку, ку - ку.

ДОЖДИК
Дождик, дождик
Лей, лей, лей!
На меня и на людей!
На меня по крошечке.
На людей по ложечке.
А на Бабушку Ягу
Лей по целому ведру!

ДОЖДИК
Дождик, дождик,
Кап, кап, кап.
Ты не капай долго так!
Хватит землю поливать,
Нам пора идти гулять!
Кап! Кап! Кап! Кап!

СОРОКА
Сорока, сорока.
Где была? Далёко.
Кашку варила,
Деточек кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости прилетали,
Деткам отдавали.

ТЕНЬ-ТЕНЬ
Тень - тень - потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса -
Всему свету я краса.
Похвалялся зайка -
Пойди, догоняйка.
Похвалялися ежи -
У нас шубы хороши.
Похвалялись блохи -
И у нас не плохи.
Похвалялся медведь -
Могу песни я петь.
Похвалялася коза -
Всем я выколю глаза!

ПЕСЕНКА ЗАГАДКА
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Кони?
Нет, не кони.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Козы?
Нет, не козы.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко...
Коровы?
Правильно, коровы.
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!
Пейте дети молоко -
Будете здоровы!

Разбудили мы ежа
Он зафыркал чуть дыша
Фырфырфырфырфырфырфыр

РАЗБУДИЛИ МЫ..

Разбудили мы щенка
Напугал он нас слегка
Гав гавгавгавгавгавгав

Разбудили мы тигрёнка
Он мурлычет как котёнок
Мяу мяумяумяумяумяумяу

Разбудили мы цыплят
Хором все они пищат
Пи пипипипипипи

Разбудили мы друзей
Вместе будет веселей
Ля ляляляляляля
Дружно все поем с утра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения на развитие певческих навыков"

Обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть всё необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, речевое общение,, движение....

Конспект музыкального занятия «Использование дыхательных упражнений для развития певческих навыков»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции, чистой интонации и ритмического слуха.Задачи:Учить петь чисто и ритмично.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расшир...

упражнения для развития певческих навыков

Упражнения для развития певческих навыков...

Комплексы упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы

Комплексы  упражнений для развития певческих навыков детей подготовительной группы...