русские народные инструменты
проект (старшая группа)

Новикова Марина Анатольевна

 проект для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_narodnye_instrumenty.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Русские народные музыкальные инструменты"
(старшая группа)

Паспорт проекта:

«Русские народные  музыкальные  инструменты».

Девиз проекта:

Истоки русские мы будем знать,

На инструментах русских весело играть.

Вид проекта:

По тематике:   исследовательско- творческий

По составу участников: групповой,  возраст детей 5-6 лет

По срокам реализации: январь- апрель

 Актуальность проблемы:  дети не знают   русские народные инструменты( историю, название, звучание)

Цель проекта: Формировать знания  детей  о русских народных инструментах. Приобщить к истокам  русской народной музыки.

 Задачи проекта:

-Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;

-Познакомить со звучанием русских народных инструментов;

 -   Формировать эстетический вкус детей;

 -   Развивать  музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук,  динамический слух.

Развивать умение  определять  звучание музыкальных инструментов на слух.

- Обогащать    словарный запас музыкальными терминами( тембр, динамика, диапазон, оркестр, дирижер,).

Развивать навыки  игры на музыкальных инструментах.(ложках, колокольчиках,  бубнах, трещетках,  свистульках).

- Приобщать детей к русской  музыкальной культуре,  формировать художественный вкус.

Ожидаемые результаты проекта:

   дети расширят знания о русских народных инструментах и русской культуре.

Научатся определять  звучание музыкальных инструментов на слух.

Словарный запас пополнится новыми музыкальными терминами и понятиями.

Воспитанники закрепят навыки  игры на русских народных инструментах.

Методы и приемы:

Наглядный метод(видео, презентации,  картинки  русских народных инструментов)

Словесный метод( беседы,  рассказы,  потешки,  частушки, чтение художественной литературы)

Игровой метод(музыкальные игры:» Веселый  бубен», музыкально- дидактические игры : «Угадай на чем играю» ,  «Что  лишнее»  и др.)

Практический метод (игра на музыкальных инструментах)

Использование ИКТ технологий  , ИКТ-игры).

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

- сбор информации о данной проблеме

-анкетирование  родителей  на тему: «Знаете ли  вы русские народные инструменты?»

-  предварительные беседы с детьми : «Какие  русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».

2.сбор информации о русских народных инструментах.

Подбор аудио и видео материала.

Изучение истории русских народных инструментов.

Оформление информационного стенда.

2. Реализация проекта:

- сделать презентацию «Русские народные музыкальные инструменты».

- познакомиться с художественными произведениями, где речь идёт о  русских народных музыкальных инструментах (сказки, пословицы, поговорки, загадки);

- подобрать музыкальный репертуар для игры на музыкальных инструментах в оркестре.

Практическая часть:

- сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, Интернет);

- показ презентации  «Русские народные музыкальные инструменты»;

 -  беседы (русские  народные музыкальные  инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах);

- игра на музыкальных инструментах;

- проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства  и тембрового  слуха;

- выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук;

- игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.

3.Заключительный этап:

- обобщение и систематизация полученных знаний;

- фиксирование результатов полученных знаний  (фотографии, слушание  оркестра народных инструментов);

-итоговое развлечение: «Музыка моего сердца»

Выводы:

Дети  получили знания  о русских народных инструментах.

Научились на слух определять звучание русских  народных инструментов.

Дети закрепили навыки игры на музыкальных инструментах.

Обогатили  словарный  запас музыкальными терминами.

В процессе совместной деятельности  родителей и музыкального руководителя   дети приобщились к истокам  русской народной культуры.

Литература:

 Бычков В.Н.  « Музыкальные инструменты»  - АСТ-ПРЕСС -2020 Г.

Васильев Ю.А. , Широков  А.С.  «Рассказы о русских народных инструментах»  2-изд. – М., Советский композитор  -  1986г.

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников  игре  на детских музыкальных инструментах». ИЗД. »Просвещение» 1991г.

Музыкальный  материал:

Каплунова  «Наш  веселый оркестр».

Материалы журнала «Музыкальная палитра»

Материалы журнала: «Музыкальный руководитель»

Каплунова  И.М. , Новоскольцева  И.А. «Праздник каждый день»  2007 г.

Песни Татьяны  Морозовой «Гармонист Тимошка»,  «Балалайка!»  и др.

Интернет – ресурсы.

                                                   

       Приложение1

Загадки  о русских народных музыкальных инструментах.

 

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать. (балалайка).

 

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. (домра)

 

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (колокол)

 

Язык есть, речей нет, вести подает. (колокол)

 

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.(гармошка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение 2

Музыкально-дидактические игры.

 

Для развития ритмического чувства.

«Учитесь танцевать»

Игровой материал:большая матрёшка и маленькие по числу играющих.

Ход игры:  у  каждого ребёнка свой стул, перед которым он сидит на полу. У педагога большая матрёшка, у детей –маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - педагог  отстукивает своей матрёшкой ритмический рисунок. Дети одновременно  повторяют на своих стульях. При повторении игры ведущим может стать ребёнок.

 «Наше путешествие».

Игровой материал: металлофон, бубен, барабан, муз.молоточек, треугольник.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о  своём путешествии. «Послушайте, сначала я вам расскажу. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играю на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяю в бубен). Оле тоже захотелосьпрыгать и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой. Игра проводится с подгруппой детей.

 

Весёлые подружки.

Игровой материал: фигурки матрёшек для магнитной доски в разных сарафанах, ложки.

Ход игры:  «Познакомьтесь, ребята, к нам  в гости пришли весёлые подружки: Даша, Глаша, Маша, Наташа (выставить в ряд). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так  танцует Глаша! (отстукиваю ритмический рисунок). Дети повторяют ритм деревянными ложками.  Игра проводится с подгруппой детей. 

Весёлые гудки.

Игровой материал:

Магнитная доска, рисунки паровоза и парохода, карточки звуков (6 штук) – широкие (долгий звук), узкие (короткий звук). Комплект для каждого ребёнка.

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком» (прикрепляю пароход на магнитную доску и играю ритмический рисунок на ф-но). Дети отхлопывают ритмический рисунок  и выкладывают его полосками. Аналогично с паровозом.

 

Растущие цветы.

Игровой материал: ширма для детей, цветы на длинной ножке 5-6 штук, 2 бубна, 2 трещётки.

Ход игры: цветы «растут» из-за ширмы под игру фортепиано и  инструментов.  Если  музыка звучит медленно – цветы медленно «вырастают». Меняется темп музыки,  меняется скорость движения цветов.

Игра проводится с подгруппой детей.

 

Поймай  ритм.

Ход игры: Дети стоят  в кругу. Звучит р.н. мелодия.  Воспитатель начинает выполнять хлопки на сильную долю, потом ребёнок, дальше следующий.

 

 

Для развития тембрового слуха.

Определи инструмент.

Игровой материал:  2трещётки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один  исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

 

На чём играю?

Игровой материал:детская ширма, карточки по числу играющих (она поделена пополам – на одной половине нарисован муз.инструмент, другая – пустая для фишки), фишки, муз. инструменты.

Ход игры: детям раздают несколько карточек. Ребёнок-ведущий играет мелодию или ритмический рисунок на музыкальном инструменте. Дети определяют инструмент и закрывают фишкой вторую половину карточки.

 

Музыкальные загадки.

Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещёки, ложки.

Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся муз.инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 

 

 

 

 

  Приложение 3

 

Упражнения  для развития мелкой моторики рук.

 

Ворона.

Раз-два-три-четыре-пять,         руки подняты вверх, сжимают пальцы

Червячки пошли гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,         сжимают и расправляют пальцы в «замке»

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает          скрестить руки в запястьях, машут крыльями

Головой она кивает                  положить ладонь на ладонь

Каркает:  «Вот и обед!»           ладонь на ладонь, открывают клюв

Глядь, а червячков уж нет!       Разводят руки в стороны.

 

Художники

Я взял бумагу,                          (поднять ладонь правой руки)

Карандаш,                                (поднять указательный палец левой руки)

Нарисовал дорогу.                  (указательным пальцем провести по ладони)

На ней быка нарисовал,         (сделать «быка левой рукой)

А рядом с ним -  корову.        (сделать «корову» правой рукой)

Налево – дом,                          (соединить ладони в виде крыши)

Направо – сад,                         (скрестить запястья рук, а кисти вверх)

В саду двенадцать кочек.       (мелко пробежать пальцами по обеим ладоням)

На ветках яблоки висят          (поднять руки вверх, как «фонарики»)

И дождичек их мочит.            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Я встал на стол                    ( выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другой хлопнуть по ней)

Поставил стул (выставить одну  руку вперёд ладонью кверху, а другую сжать в кулак и ударить по ней)

Тянусь, как можно выше       (потянуться , руки вверх)

И свой рисунок приколол      (указательными пальцами «прикалывать» сверху вниз)

Совсем неплохо вышел          (кулаки вперёд, указательный палец вверх)

 

Капли

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва.                   ( медленные хлопки по коленкам)

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.                     (быстрые  хлопки по коленкам)

Ну а потом, ну а потом,

Все бегом, бегом, бегом.                   (имитация активного бега на месте)

Мы на небо  посмотрели,                     (ладонь ко лбу, посмотреть вверх направо, затем налево)

Капельки «кап-кап!» запели            (потряхивая кистями, опустить руки вниз)

Мы плечами поведём   

И все капельки стряхнём.                    (движение плечами вверх-вниз)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Кап-кап-кап-кап, кап-кап-кап!           (мелкие  бегающие движения пальцами  левой руки по правой от плеча до запястья, затем руки меняются ролями)

 

 

Гусеница

Левая рука стоит на локте, пальцы сжаты, ладонь отведена назад

Маленькая гусеница по листу ползёт  

Указательный палец правой руки -гусеница»гусеница»ползёт по листочку(ладони левой руки)

Листик как конфетку целый день грызёт 

«скребёт»пальцем правой руки(гусеница)по ладони и пальцем левой

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

В коконе, как в домике, зиму проспала.

Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки (гусеница в коконе)

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), машем крылышками.

 

 

Перчатка

Веселая мышка перчатку нашла,

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка) Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд

Гнездо в ней устроив,

Ладони смыкаются "ковшом"

мышат позвала.

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков.

Погладила всех

Большой палец гладит остальные (скользящим движением oт мизинца к указательному

и отправила спать.

Ладони прижаты друг другу, кладутся под щеку (спят).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

files.mail.ru/0XVQQ0 Презентация"Русские народные инструменты"

Презентация и конспект занятия для детей средней и старшей групп...

Русские народные инструменты

Русские народные инструменты...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

"Русские народные инструменты" (Авторская музыкально-дидактическая игра)

Уважаемые взрослые. Предлагаю Вам свою музыкально-дидактичяескую игру "Русские народные инструменты". Игра сделана в виде интерактивной презентации и для неё потребуется компьютер или ноутбу...

"Русские народные инструменты"

презентация русских народных инструментов...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети  знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....