Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами
консультация (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
 
 
 
 
 
Доклад на тему:
Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами.
 
 
 
 
 
 
 
 
Воспитатель:
Перегудова Елена Владимировна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Котовск -2021
 
Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется непосредственно в учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Таким образом, перед педагогом встает одна из нелегких задач организовать правильную педагогическую деятельность дошкольника и систематическую целенаправленную воспитательную деятельность, способствующую становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывающую значительное влияние на его развитие.
Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека. Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у старших дошкольников.
Среди средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает игровая деятельность. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности.
 Что же касается ребенка - выпускника детского сада, он должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе неловко, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. Игра в дошкольном возрасте закладывает отличную основу для успешной учебы в школе.    Можно выделить следующие виды игровой деятельности:
-режиссерская игра манипуляция с предметами (3-4 г),
- образная игра ( 4-5 л),
- сюжетно-ролевая ( 5-6 л.),
- игры по правилам ( 6-7л),
- режиссерская игра высоко уровня ( 7л).
До 5 лет дети в своих играх активно готовятся к сюжетно-ролевой игре. Психологические исследования показывают, что первые игры детей — это режиссерская предметная игра-манипуляция (в 3–4 года) и образная игра (в 4–5 лет). Детям нужно много-много раз поиграть игрушкой-лисенком, мишкой, зайцем, львом, машинкой, кубиками, куклой, разыграть с ними разные сюжеты и научиться выстраивать игровое пространство.  А потом и самим превратиться в лисенка, кошечку, собачку, тигра, фею, принцессу, пирата , капитана, спасателя, т.д. Режиссерская и образная игры помогают ребенку овладеть способностью к идентификации и сюжету творчеству.
Только после этого ребенок сможет полноценно играть в самую главную игру дошкольного возраста — сюжетно-ролевую. В этой игре ребенок как бы набрасывает эскиз своей будущей взрослой жизни. Именно сюжетно-ролевую игру часто называют «королевой всех игр» или «Ее Величество игра».
Важно, что без первых двух игровых этапов сюжетно-ролевая игра ребенка будет бедной и неполноценной, и необходимые качества и психические функции в этой игре не смогут развиваться в полной мере. Ребенку будет трудно брать на себя и удерживать роль, развивать сюжет, творчески перестраиваться в игре, вносить проблемы и коллизии в игру.  Психологи отмечают: в игре ребенок всегда выше своего возраста, выше своего обычного поведения. В игре ребенок способен прыгнуть выше и пробежать дальше, выдержать трудную паузу дольше, чем в реальной действительности. Например, подвижный мальчик, не способный угомониться, может долго стоять навытяжку, если ему сказать: «Давай ты будешь нас охранять». Или девочка-хохотушка будет сдерживать свои эмоции во имя исполнения правил, играя в царевну Несмеяну, хотя все вокруг ее пытаются рассмешить.
После сюжетно-ролевой игры, с 6 лет, дети начинают с удовольствием играть в игры по правилам. В этих играх уже нет увлекательного сюжета и ролей, но есть правила, которые важно соблюдать, чтобы игра состоялась. Важно быть готовым принять, что в такой игре есть победитель и проигравший, борьба и конкуренция. В этой игре дети учатся сотрудничеству и конструктивному взаимодействию: представлять свою позицию и принимать позицию партнера, корректно ему оппонировать, учитывать позицию партнера в своей деятельности, согласовывать позиции. Игры по правилам -  прекрасная школа управления собой.
Бывает так, что дети уже старшего возраста отказываются от совместных игр по правилам, так как им трудно проигрывать и трудно себя подчинить условиям игры. С подходом «Я проиграл - значит, я плохой» в игры по правилам  особо не поиграешь. Это говорит о неготовности ребенка к таким играм. Такой ребенок обычно и в сюжетно-ролевую игру включается с трудом, у него есть сложности с удержанием своей роли в игре, с развитием сюжета, что не дает ему полноценно играть вместе со сверстниками.
В 7 лет начинается режиссерская игра высокого уровня. Это  индивидуальная игра, в ней  ребенку уже не  нужны партнеры , игрушки, игровые атрибуты и игровое пространство. Игра у ребенка происходит главным образом в его внутреннем мире. И тогда мы замечаем, что ребенок может сидеть  неподвижно и как будто ничего не делать, но в его воображении разворачиваются сложные сюжеты  со множеством героев,   или ребенок  начинает сам себе рассказывать сказки и придумывать истории. Часто для этой игры ребенку нужно уединение, и  ему может не очень нравиться, что кто-нибудь за ним  наблюдает в такие минуты.  
Разные типы игры по мере взросления ребенка не исчезают окончательно, а остаются в его игровом арсенале. После 7 лет ребенок  может легко включиться в любой тип игры: режиссерскую игру, образную, сюжетно-ролевую и в игру по правилам.  И в 6 лет,  и в 10 лет ребенок с удовольствием поиграет в режиссерскую игру с   игрушками,  превратится во льва или принцессу. Но, все же ведущий тип игры остается в каждом возрасте свой.  
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Нет нужды доказывать, что ребенок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребенка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нем наблюдательность ко всему происходящему.
Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.
В жизни редко встретишь неиграющего ребенка — все дети играют. Но важно, чтобы дети играли полноценно: только настоящая игра отлично развивает ребенка, готовит его к учебе и к будущей взрослой жизни.
        Способность играть закладывается именно до 7 лет. Поэтому именно в этот период необходимо развить познавательный интерес и активность у детей, чтобы воспитать полноценную и всесторонне развитую личность. Учитывая это, играя с ребенком и поддерживая его игровую деятельность, мы фактически даем ребенку возможность насыщенной и счастливой жизни, где он не будет плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам, а будет активным участником и творцом своей жизни, уверенным, дисциплинированным и успешным!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

Доклад на тему:

Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами.

Воспитатель:

Перегудова Елена Владимировна

Котовск -2021

Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется непосредственно в учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Таким образом, перед педагогом встает одна из нелегких задач организовать правильную педагогическую деятельность дошкольника и систематическую целенаправленную воспитательную деятельность, способствующую становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывающую значительное влияние на его развитие.

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека. Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у старших дошкольников.

Среди средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает игровая деятельность. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности.

 Что же касается ребенка - выпускника детского сада, он должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе неловко, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. Игра в дошкольном возрасте закладывает отличную основу для успешной учебы в школе.    Можно выделить следующие виды игровой деятельности:

-режиссерская игра манипуляция с предметами (3-4 г),

- образная игра ( 4-5 л),

- сюжетно-ролевая ( 5-6 л.),

- игры по правилам ( 6-7л),

- режиссерская игра высоко уровня ( 7л).

До 5 лет дети в своих играх активно готовятся к сюжетно-ролевой игре. Психологические исследования показывают, что первые игры детей — это режиссерская предметная игра-манипуляция (в 3–4 года) и образная игра (в 4–5 лет). Детям нужно много-много раз поиграть игрушкой-лисенком, мишкой, зайцем, львом, машинкой, кубиками, куклой, разыграть с ними разные сюжеты и научиться выстраивать игровое пространство.  А потом и самим превратиться в лисенка, кошечку, собачку, тигра, фею, принцессу, пирата , капитана, спасателя, т.д. Режиссерская и образная игры помогают ребенку овладеть способностью к идентификации и сюжету творчеству.

Только после этого ребенок сможет полноценно играть в самую главную игру дошкольного возраста — сюжетно-ролевую. В этой игре ребенок как бы набрасывает эскиз своей будущей взрослой жизни. Именно сюжетно-ролевую игру часто называют «королевой всех игр» или «Ее Величество игра».

Важно, что без первых двух игровых этапов сюжетно-ролевая игра ребенка будет бедной и неполноценной, и необходимые качества и психические функции в этой игре не смогут развиваться в полной мере. Ребенку будет трудно брать на себя и удерживать роль, развивать сюжет, творчески перестраиваться в игре, вносить проблемы и коллизии в игру.  Психологи отмечают: в игре ребенок всегда выше своего возраста, выше своего обычного поведения. В игре ребенок способен прыгнуть выше и пробежать дальше, выдержать трудную паузу дольше, чем в реальной действительности. Например, подвижный мальчик, не способный угомониться, может долго стоять навытяжку, если ему сказать: «Давай ты будешь нас охранять». Или девочка-хохотушка будет сдерживать свои эмоции во имя исполнения правил, играя в царевну Несмеяну, хотя все вокруг ее пытаются рассмешить.

После сюжетно-ролевой игры, с 6 лет, дети начинают с удовольствием играть в игры по правилам. В этих играх уже нет увлекательного сюжета и ролей, но есть правила, которые важно соблюдать, чтобы игра состоялась. Важно быть готовым принять, что в такой игре есть победитель и проигравший, борьба и конкуренция. В этой игре дети учатся сотрудничеству и конструктивному взаимодействию: представлять свою позицию и принимать позицию партнера, корректно ему оппонировать, учитывать позицию партнера в своей деятельности, согласовывать позиции. Игры по правилам -  прекрасная школа управления собой.

Бывает так, что дети уже старшего возраста отказываются от совместных игр по правилам, так как им трудно проигрывать и трудно себя подчинить условиям игры. С подходом «Я проиграл - значит, я плохой» в игры по правилам  особо не поиграешь. Это говорит о неготовности ребенка к таким играм. Такой ребенок обычно и в сюжетно-ролевую игру включается с трудом, у него есть сложности с удержанием своей роли в игре, с развитием сюжета, что не дает ему полноценно играть вместе со сверстниками.

В 7 лет начинается режиссерская игра высокого уровня. Это  индивидуальная игра, в ней  ребенку уже не  нужны партнеры , игрушки, игровые атрибуты и игровое пространство. Игра у ребенка происходит главным образом в его внутреннем мире. И тогда мы замечаем, что ребенок может сидеть  неподвижно и как будто ничего не делать, но в его воображении разворачиваются сложные сюжеты  со множеством героев,   или ребенок  начинает сам себе рассказывать сказки и придумывать истории. Часто для этой игры ребенку нужно уединение, и  ему может не очень нравиться, что кто-нибудь за ним  наблюдает в такие минуты.  

Разные типы игры по мере взросления ребенка не исчезают окончательно, а остаются в его игровом арсенале. После 7 лет ребенок  может легко включиться в любой тип игры: режиссерскую игру, образную, сюжетно-ролевую и в игру по правилам.  И в 6 лет,  и в 10 лет ребенок с удовольствием поиграет в режиссерскую игру с   игрушками,  превратится во льва или принцессу. Но, все же ведущий тип игры остается в каждом возрасте свой.  

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Нет нужды доказывать, что ребенок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребенка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нем наблюдательность ко всему происходящему.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

В жизни редко встретишь неиграющего ребенка — все дети играют. Но важно, чтобы дети играли полноценно: только настоящая игра отлично развивает ребенка, готовит его к учебе и к будущей взрослой жизни.

        Способность играть закладывается именно до 7 лет. Поэтому именно в этот период необходимо развить познавательный интерес и активность у детей, чтобы воспитать полноценную и всесторонне развитую личность. Учитывая это, играя с ребенком и поддерживая его игровую деятельность, мы фактически даем ребенку возможность насыщенной и счастливой жизни, где он не будет плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам, а будет активным участником и творцом своей жизни, уверенным, дисциплинированным и успешным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде....

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами»

Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Познавательная активность является социально-значимым качеством...

Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.Задачи проекта:Формировать систему знаний о природе, включая знания об е...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мирприроды с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечныйисточник детского разума.В. Сухомлинский....